Когда в твоей жизни был период расцвета, благоухания и первозданной свежести чувств и эмоций, то вспоминается он с особым чувством. И поневоле тянет вернуться к тому «прекрасному далека», которое столько лет тревожило душу, к столь желанному для многих людей чувству творческой гармонии и внутреннего полета.
Именно подобное ощущение с настойчивостью посещало в 1983 году «Человека в черном» Ричи Блэкмора. Его великолепный проект RAINBOW потерпел финансовый крах с очень качественным, мелодичным, но в период набирающего оборота металлического бума не пошедшим «Bent Out Of Shape». Более того, Блэкмор долго меняя музыкантов как перчатки, всегда подсознательно искал замену тем идеальным четырем партнерам, которые были в его жизни с 1970 по 1973 год.
Не были полностью удовлетворены своей творческой судьбой и остальные участники классического состава PURPLE. Ян Гиллан после выхода абсолютно не близкого ему материала «Born Again» в BLACK SABBATH жаждал истинного применения собственному голосу. Джона Лорда начинало утомлять раздувшееся эго Дэвида Ковердейла в WHITESNAKE. Джон Гловер выпускал виртуозные, но особо никому не нужные сольники. Ян Пэйс зарабатывал деньги в группе Гэри Мура, что вряд ли могло полностью удовлетворить лучшего ударника семидесятых. Сама судьба указывала всем членам великого квинтета на необходимость воссоединения в классическом составе.
Для реализации идеи возрождения группы вся пятерка собралась в уютном конференц-зале в Гринвиче, штат Коннектикут. Джон Лорд не раз вспоминал свои впечатления от этой важнейшей встречи: «Мы с Пейси вошли, и я понял, что волнуюсь, как первоклассник. Потом вошел Иэн Гиллан, с которым мы разговаривали незадолго до этой встречи. Вошел Роджер, которого я не видел почти два месяца. И кто же появился последним? Да, человек в черном. Я не видел его уже десять лет- только на сцене; как-то я попал на концерт «Rainbow», но за сцену после выступления не пошел, сам не знаю почему. А теперь я был так рад его видеть. Когда он вошел, все пятеро наконец очутились в одном помещении, впервые за десять лет. Неожиданно все заулыбались. И мне кажется, это Ричи сказал: «Ну ладно. давайте сделаем это».
Подобная атмосфера содружества способствовала легкости креативного процесса. Уже первая репетиция доставила музыкантам массу удовольствия от совместного творчества. В интервью с диджеем BBC Томом Вэнсом Гиллан рассказывал: «Все начали играть, и сразу стало ясно, что этой группе суждено было появиться на свет, - да что там, это было ясно всегда. Я просто сел на табуретку. Джон, как всегда, опаздывал- зачитался, наверное. А Ричи сел и заиграл; потом вступил Иэн, подхватив ритм и отставив чашку кофе, вступил Роджер, с неизменной сигаретой в зубах. Я никогда этого не забуду! Мы просто джемовали, но я ощущал, как мурашки бегут по спине, и думал: «Это лучшие музыканты из всех, с кем я когда- либо работал». Примерно те же чувства испытывал каждый участник возрожденных PURPLE, ощущая настоящий подъем от предстоящего Праздника Создания Музыки.
Итогом всеобщего воодушевления стали сверхплодотворные сессии в августе 1984-го. Изначально Блэкмор хотел назвать то, что получится «At Last the 1974 Album» («Наконец-то альбом 1974 года»). Однако Джон Лорд выстроил концепцию будущего диска совершенно по-другому: «Мы не хотели, чтобы альбом звучал, как записанный в 1974-м. Мы хотели, чтобы в нем был слышен 1984-й». И это было поистине мудро: копировать себя десятилетней давности музыкантам такого масштаба не пристало. Они изменились, поклонники не знали, чего ожидать от воссоединившихся «динозавров рока». «Темно-лиловые» к 1984 году были «настоящими незнакомцами». Именно так – иронично и откровенно – была названа вышедшая 2 ноября 1984 года пластинка «Perfect Strangers».
Возвращение получилось просто триумфальным. «Настоящие незнакомцы» продемонстрировали, что за 11 лет не утратили ни командной спаянности, ни способности создавать поистине запоминающиеся песни. Отрадно, что заслуженные ветераны остались верны своим заверениям об актуальности собственной музыки и не пытались создать «Machine Head-2», войдя в восьмидесятые с новой творческой установкой: место тончайшей геометрии DEEP PURPLE образца 1970-1973 годов заняла более форматная песенная структура, подкрепленная развившимся в RAINBOW талантом Блэкмора-мелодиста.
Начинается пластинка ударной «Knocking at Your Back Door» - главного сингла пластинки, одной из самых энергичных песен в истории DEEP PURPLE, риффы к которой были подготовлены Блэкмором и Гловером еще в «Радуге». «Under the Gun», «Nobody’s Home» и «Mean Streak» продолжают радовать слушателя крепким и искусно сыгранным, стопроцентным беспримесным хард-роком.
Вторую пластинку открывает вторая после «Knocking…» великая композиция пластинки, завораживающая титульная «Perfect Strangers», имеющая мистический колорит. Занимательно, что это одна из немногих песен DEEP PURPLE, в которой не звучит гитарное соло, но гитарист Ричи Блэкмор не раз называл её своей любимой песней «темно-лиловых». В «A Gypsy’s Kiss» запоминается один из самых притягательных, изящных риффов на пластинке, а также гитарные и клавишные переклички в столь любимом Блэкмором неоклассическом стиле. «Wasted Sunsets» открыла новую веху в творчестве гиллановского PURPLE – доселе вторая формация «темно-лиловых» не баловала слушателей классическими балладами на номерных альбомах.
Реакция публики на альбом была восторженной. DEEP PURPLE не просто не забыли – их возвращения терпеливо ждали по всему миру. «Perfect Strangers» возглавил чарты настоящих ценителей рока в Швейцарии, занял второе место в Германии и Норвегии, третье – в Швеции, пятое – на Родине в Британии и Австрии, и в Соединенных Штатах добрался до вполне презентабельного 17 места. Всего пластинка была продана тиражом более двух миллионов экземпляров по всему миру, став одним из самых коммерчески успешных продуктов группы.
Реакция критиков была положительной, без особого восторга, но все же… Джефф Бартон («Kerrang») говорил об альбоме как о «мягком, безопасном варианте, который не произвел фурора, но и не получился банальным, скучным или слишком затянутым». Однако он признал, что «PURPLE вернулись, причем. если и не в лучшей форме, то уж точно – в чертовски близкой к идеалу».
Сами музыканты были довольны собой, а это в истории «темно-лиловых» случалось не так уж и часто. Особенно нахваливал пластинку Ян Гиллан: «Вне всякого сомнения, «Perfect Strangers» - это лучший из наших альбомов, и если уж я ставлю его на проигрыватель, то гоняю раз сорок, не меньше. Нет, я в самом деле им горжусь!» Спустя годы Ян вряд ли остается настолько невоздержанным в прослушивании пластинки, но то, что для большинства фанов рок-музыки «Perfect Strangers» - это отнюдь не рядовая пластинка, которая приносит удовольствие с регулярной периодичностью, - факт неоспоримый. Один из таких, известный канадец Мартин Попофф, выделил альбому довольно высокое место 138 место в списке «500 величайших хэви-метал альбомов в истории». Но дабы Ян Гиллан не обиделся, могу пообещать – в моем списке лучших хард-рок и метал-альбомов «Perfect Strangers» будет гораздо выше!