Найти тему
Сергей Михеев

Брачные договоры - это не наша традиция

У нас продолжается поиск, что еще не отвечает нашим традиционным ценностям, и выяснилось, что это брачные договоры. Перед походом в ЗАГС люди подписывают некое соглашение, что в случае развода «тебе вот это, а мне это», или «вообще ничего, потому что всё остальное мое». Брачные договоры, определяющие имущественные права будущих супругов и их обязанности в браке, - «не наши традиционные российские ценности», заявила первый зампред Комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая. По ее словам, когда люди женятся, они не должны думать о том, как они будут разводиться. Действительно, не так много людей заключают брачный договор. Пришел он к нам из «загнивающего» Запада, и правильно говорит депутат, что люди заранее уже планируют отход от своих брачных семейных обязанностей.

Сергей Михеев: Я понимаю, что такие высказывания возбуждены скандальными ситуациями типа раздела Wildberries, что вокруг этого происходят жуткие дела. Сначала подсадили всю страну на доставку, а теперь делят имущество! Если говорить как о явлении, то Вы совершенно правы, что исторически никогда такого не было: ни в досоветское время, ни тем более в советское - это не наша традиция. Это первое.

Второе: при заключении брачного договора люди уже предусматривают возможность развода, который где-то маячит как вполне возможная реальность. Укрепляет ли это семейные отношения? Нет, не укрепляет и выглядит подленько. Есть такие вещи, которые нашему характеру, нашему душевному и духовному складу непонятны и неприятны. Но как институт: кто хочет, тот пусть заключает. Может быть, кому-то очень хочется иметь гарантию для себя. Но, если вы хотите гарантии, значит, уже друг другу не доверяете.

Я бы не стал эти вещи продвигать, пропагандировать и рекламировать, но если хочется заключать брачные договоры, то пусть заключают. Как только появляются договорные отношения про деньги, это не про настоящее! Надо ли запрещать? Не знаю, не могу однозначно высказаться. Настоящие ценности подкрепляются тем, что можно назвать настоящим.

Гражданский брак, или сожительство, - это наши ценности или не наши?

Сергей Михеев: Нет, не наши. Я не верю в честность сожительства. И не потому что я такой ультра-традиционалист и семьянин(хотя понимаю, что в жизни всякое бывает). Если ты к этому относишься ответственно, то в нынешнем мире было бы неплохо это закрепить документально. Тем более, что возникает множество юридических вопросов. Если у вас брак не зарегистрирован, то вы сами себя и свою супругу (супруга) и ваших общих детей ставите в ущербное положение. Поэтому я лично против.

С религиозной точки зрения, с христианской, - это блуд. Даже если просто по-житейски - это ложь, фальшивка. Речь идёт о том, что: а. я беру ответственность на себя; б. я себя в чём-то ограничиваю. У многих вещей есть свои символические знаковые обозначения. Это знак того, что я ради тебя, ради наших отношений готов ограничить свою свободу и взять на себя ответственность.

А здесь: «Я не готов, не хочу, буду тебе лапшу на уши вешать».

Если вспомнить, когда нам прививали моду на ЛГБТ (движение запрещено в РФ), тоже говорили: «Пока у нас их не регистрируют, давайте вы будете называться «гражданский муж и гражданский муж» или «гражданская жена и гражданская жена»». Сейчас у нас с этим жестко. А церковные браки действительно цементируют отношения?

Сергей Михеев: Я считаю, что да. Если люди придерживаются одинаковых религиозных верований, то это ещё серьезнее, фундаментальнее скрепляет людей. Потому что кроме личной симпатии друг к другу, они таким образом декларируют свои общие религиозные верования и признание тех канонов и заповедей, которые их религия им предписывает. Это больше сближает, объединяет, и вы признаёте ценность одних и тех же постулатов.

Вот гражданский брак: вы его зарегистрировали, в чем-то себя ограничили, но речь идет о светских законах, а религиозные догматы, нормы говорят о том, что вы будете следовать и неписанным законам, которые не написаны в уголовном, гражданском или трудовом кодексе. Самая простая вещь, которая имеет отношение к браку, это верность супруге или супругу. Когда вы венчаетесь, то говорите, что «я разделяю все эти заповеди, и поэтому буду тебе верен (верна)». Это очень серьёзно. Это не означает, что обряд венчания, если говорить о христианстве, гарантирует стопроцентную верность. И эти браки распадаются, но процент другой. Что крайне важно для брака? Избежать измены, которая разваливает брак или страшно уродует, травмирует, наносит тяжелейшие рубцы, которые у кого-то заживают, а у кого-то нет. Если люди помимо того, что в ЗАГСе поставили штамп, еще осознанно приняли на себя обязательства перед Богом, то это будет скреплять.

Получается, религиозный брак – это наши ценности, и его надо законодательно закрепить?

Сергей Михеев: Не хочу никому ничего навязывать, но для меня – да. Это моё личное мнение.