«Непрерывное развитие», «осознанность», «хочу и надо» - все это читается между строк в поставленном вопросе данного эссе. Самоактуализация - это модный тренд или «хорошо забытое старое» - «пирамида Маслоу»?!
Современная молодежь — социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет, пронизана потребностью достижения результата, бесконечного, который не имеет под собой границ. На мой взгляд, они словно пытаются прорвать эти границы, словно найти и обрести в себе нового С. Дали, У. Шекспира, З. Фрейда и достичь результата, который рисует нам социальная и экологическая среда, СМИ, государственные программы и опыт поколений, только сквозь призму кривого зеркала психического состояния в данный момент.
Итак, само по себе понятие «профессиональное развитие» включает в себя:
• направление профессионального выбора,
• особенности профессионального поведения,
• наличие профессиональных достижений,
• удовлетворенность от процесса.
Принимая во внимания труды, посвященные возрастной психологии, в которых освещается структура прохождения кризисов и то как это влияет на развитие человека, его личность и индивидуальность, а также мнение Л.И. Анцыферовой, автора работ, посвященных проблематике геронтопсихологии, а именно, что под развитием необходимо понимать основной способ существования личности, так как оно осуществляется на всех этапах жизненного пути человека. Исходя из этого я считаю логичным заключить, что пока человек является профессионалом, пока он находится в процессе исполнении своих трудовых обязанностей, ему просто необходимо развиваться. Остановка в развитии профессиональных навыков возможна только при окончании трудовой деятельности или при недостаточном уровне ответственности к ее исполнению. Однако, стоит отметить, что профессиональное развитие психолога может быть формальным и неформальным. К формальному профессиональному развитию, по моему мнению, можно отнести посещение семинаров, обучающих курсов и мастер - классов, повышение квалификации и изучение научной литературы, прохождение тестирования. Тогда неформальными способами развития психолога можно считать: новые испытанные ощущения и прохождение определенных возрастных или жизненных кризисов, обретение хобби или раскрытие себя в сфере искусства или иной профессии, прохождение психотерапии (тренингов) или супервизии.
Личность психолога является неотъемлемой частью его профессиональной роли, так как, как минимум, данная профессия относиться к типологии «человек - человек». Также необходимо учитывать этический кодекс психолога,- принцип профессиональной компетентности, который необходимо требовать выполнять при любых обстоятельствах, являешься ты начинающим или опытным специалистом. Исходя из вышеперечисленного, ответом на вопрос о непрерывности профессионального развития психолога предлагаю считать цитату из книги «Шот жизни» Франца Вертфоллена: «Жизнь — это изменение. Каждый год, пока ты живешь, ты сталкиваешься с тем, как ты недостаточен». И это значит принимать все чувства, эмоции и опыт, которые могут возникнуть в поисках определения собственной достаточности в компетентности осуществлять деятельность психолога. А также если вспомнить ключевое правило, которое важно соблюдать всем, да и просто хорошее правило по жизни: «Не навреди!», то внутри себя каждый сможет ответить является ли данная установка по жизни модным трендом или осознанной необходимостью. Библиография:
1. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», издание 2-е, испр. и доп.,2006. — 512 с.
2. Петракова, Н. В. Принципы профессиональной этики в работе психолога / Н. В. Петракова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — No 22 (208). — С. 288-289. — URL: https://moluch.ru/archive/208/51097/
3. Бойчаева, Ш. С. Важность профессионального развития / Ш. С. Бойчаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — No 18 (152). — С. 310-312. — URL: https://moluch.ru/archive/152/43051/
Автор текста: Татьяна Сидорова
Санкт-Петербург
Текст опубликован для участия в конкурсе эссе, реализуемом благодаря спонсорской поддержке в рамках международной научно-практической конференции "ПРОГРЕССИВНАЯ ИННОВАЦИЯ и/или ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ТРАДИЦИОННОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ"