Найти тему
МИР (Море История Россия)

Новый проект "команды С.Н.Иванова" (или "бригада" одного парада).

Предприятие "Граукопф" созданное эмигрансткой компанией "Иванов и К" закончило свои дни, став 700-м полком особого назначения (о нем "чуть-чуть потом", как говорят мои знакомые вьетнамцы).

А неунывающая компания бывших "зондерфюреров" Абвера постучалась в двери другого ведомства: "Цеппелина", рассказав о свое богатом опыте создания подобного рода "предприятий". И их приняли. Но есть нюанс: у "Цеппелина" уже был свой В.В.Гиль (по прозвищу "Родионов"), который встретил бывших "конкурентов" из Абвера весьма прохладно. К тому времени отряд Гиля ("Родионова") отвечал за район в Витебской области, действуя против партизан.

И вот тогда у "веселой компании", состоявшей из С.Н.Иванова, К.Кромиади, Г.Ламсдорфа, И.К. Сахарова, В.А. Ресслера и примкнувшего к ним Г.Н. Жиленкова родилась идея создания своего, отдельного формирования. Так родился проект 1-я штурмовая бригада (1. Sturmbrigade) под пропандистским кодовым названием «Первая гвардейская бригада РОА».

Правда, поначалу не сложилось. Гиль их послал... (к немцкому командованию). К.Г. Кромиади писал в своих мемуарах: «Они (в смыле немцы) и мысли не допускали, чтобы отнять бригаду у "Володи", как они называли Гиля, и передать ее нам. К нам они отнеслись холодно, чтобы не сказать больше... Все они, вплоть до командовавшего тылом Северо-Восточного участка фронта, генерала Баха, дружили с ним, были с ним на ты и называли Володей...».

Но кое-что им удалось выпросить. В результате в создаваемую гвардейскую бригаду перешли все желающие (по разным данным, от 300 до 500 человек), включая Льва Самутина (будущего дисидента и "другана" небезызвестного Солженицына) Да, того самого, что издал книгу "Я был власовцем". В подразделении под названием "Первая гвардейская бригада РОА" Самутин являлся начальником отдела пропаганды. Правда, пока вся "бригада" была сведена в один батальон. В Лужках (Витебская область) был организован штаб новой части. Командиром стал С. Н. Иванов, в штаб вошли И. К. Сахаров (помощник командира) и К. Г. Кромиади (начальник штаба). Ламсдорф стал командиром единственного батальона. В рамках информационно-пропагандистской работы с бойцами РОА, часто выступал с проповедями еще один член "команды": отец Гермоген (Кивачук).

Личный состав первого батальона РОА был доставлен из Белоруссии по железной дороге на окраину Пскова и далее своими силами должен был добраться до места своего расквартирования в Стремутке, что в 15 км. от города. Здесь же по соседству с 1942 г. располагался разведывательно-диверсионный лагерь «Цепелина».

Здесь им было отведено под казарму отдельно стоящее здание школы,
которое и до этого было занято другим воинскими командами. По воспоминаниям очевидцев, здание находилось в очень запущенном состоянии, напротив него, через овраг, находилось два маленьких дома для преподавательского состава. "Гвардейцы" входили в непосредственное подчинение к местным органам СД . В результате пополнения, в Стремутке удалось создать стрелковый батальон, хозяйственную роту, запасную офицерскую роту и команду пропагандистов. Форма у них была та же что поначалу была и у "родионовцев" (старая чешская, немного модернизированная). Потом их переодели. Чины Первой гвардейской бригады РОА носили униформу «общих СС» (серые кителя с отложным воротником, брюки навыпуск, пилотки, коричневые рубашки с галстуком) с нарукавными знаками, кокардами, петлицами и погонами РОА, введёнными ещё весной 1943 года

Самым большим "достижением" этого формирования было... участие в параде 22 июня 1943 года. Правда и здесь не обошлось без "чудес".

Это фото  Иванова и Сахарова сделано как раз на том параде
Это фото Иванова и Сахарова сделано как раз на том параде
-3
Со знаменем бывший "испанец" граф Г.Ламсдорф один из его ассистентов потом откроет стрельбу.
Со знаменем бывший "испанец" граф Г.Ламсдорф один из его ассистентов потом откроет стрельбу.
-5

Пиар акция была блестящей: масса плакатов "Алоизыч- освободитель", "Наше будущее с Германией" (и еще чего-то там было написано, неважно), по местному псковскому радио впервые прозвучала песня «Мы идем широкими полями», которая в дальнейшем станет маршем РОА. Так как своего знамени у батальона не было, вместо него был получен из Риги большой шелковый триколор, под которым и прошли власовцы по улицам города. Куча видео, фото, но...

По возвращению в расположение батальона произошла попытка мятежа: 7 человек, включая ассистента Ламсдорфа у знамени открыли стрельбу бытаясь поднять восстание. В перестрелке восставшие были убиты 19 человек получили ранения.

Правда... С.Н.Иванова в "бригаде" уже не было, он уехал в Берлин. В июле 1943 года в Берлин из бригады были отозваны Г. Н. Жиленков и И. К. Сахаров, а в командование бригадой вступил К. Г. Кромиади. В августе 1943 года уехал и он. Остался один Ламсдорф. В том же августе 1943 года бригада была передана командованию территориальных войск Псковского района, фактически превратившись в обычный линейный охранный батальон вермахта. Личный состав бригады был перевезён из Стремутки в Псков, в казарму на территории так называемых «Крестов» бывшей тюрьмы, рядом с военным аэродромом.

Батальон разделили поротно и использовали как охранные части. Потом, в ноябре случился скандал, потому, как в ноябре 168 человек (из 550) ушли к партизанам. После этого батальон был вновь собран в «Крестах» последовал приказ командующего территориальными войсками – батальон разоружить, личный состав перевести в лагерь на положение военнопленных, над офицерами назначить следствие. Однако после заступничества некоторых немецких офицеров, приказ был смягчен. Батальон сдавал оружие, люди перемещались в лагерь, но не на положении военнопленных, а на положении резервной части с сохранением пайка. Офицеры оставались под домашним арестом с сохранением личного оружия. На выручку батальону пришел полковник Сахаров, прибывший из Германии в Псков и использовавший проволочки немецкой бюрократической машины и противостояние Вермахта и СС, сумел добиться вывода батальона из-под ареста, возвращения ему оружия. А потом его (как и многие части) отправили на запад... (но то уже отдельная история)