Когда берешься читать известную книгу, то всегда ждешь какого-то подвоха или разочарования. Возможно, именно поэтому откладывал на полку подальше роман Дугласа Адамса «Путеводитель по Галактике для путешествующих автостопом».
Наконец, в мае начал читать. Представьте: живёте вы в своём домике. Рядом бар, речка, луг - всё, что дорого сердцу холостяка. И тут на тебе! Одним утром узнаёшь, что домик твой вот-вот снесут. А то, что ты не в курсе предстоящего, - так это твои личные проблемы. Надо было самому интересоваться планами строительной кампании.
Естественно, главный герой, Артур Дент, не в восторге от происходящего. Он решает защитить свою собственность даже ценой жизни. А потом в сюжете появляется инопланетянин Форд Префект и сообщает, что планета вот-вот погибнет. Я стал ожидать от книги спасения Земли в последний момент.
Но чудо не произошло, и Артур Дент, один из двух выживших землян, вместе с новым приятелем отправляются… нет, не мстить и даже не искать справедливости, а путешествовать. Это изначально сумбурное путешествие отбило охоту познавать Галактику вместе с Артуром и Фордом.
А в начале осени читал стихи поэтов Серебряного века. И после Велимира Хлебникова вдруг захотел вернуться к роману Дугласа Адамса. И в этот раз прочитал его весь. Вот гадай теперь, почему одно и то же произведение по-разному воспринимается даже в течение такого короткого срока, как полгода.
Причем здесь Хлебников? А вот вспомните стихи вогона – те самые, которые чуть не убивают инопланетянина Форда Префекта, но приводят в восторг землянина Артура Дента. Вспомнив этот момент, я впервые задумался о книге. Стихи Простетника Вогона Джелца, как и стихи Хлебникова, символизируют разрушение привычной гармонии и творение нового из хаоса. Набор немыслимых словоформ порождает четкие ассоциации, переходящие в образы. Люди всю свою историю только и занимаются разрушением, строя на обломках хаоса что-то новое, изначально узнаваемое лишь интуитивно.
Примечательной показалась и та же самая, уже упоминаемая мною сцена сноса дома Артура Дента. Убогое жилище главного героя мешает строительству автострады. А то, что владелец дома, подлежащего сносу, не в курсе предстоящего, никого не волнует. Артур, напомню, должен был сам интересоваться планами компании. Проходит буквально пару часов, и уже вся Земля стоит перед подобным фактом. Планету должны уничтожить. А землянам самим, как оказалось, надо было интересоваться планами галактической корпорации, ведь до офиса рукой подать - всего полдесятка световых лет. Не рой другому яму, как говорится, ибо аукнется вскоре.
Интересна реакция Артура Дента на гибель родной планеты, потому что реакции этой как раз и не было. Запомнилась и планета Демиургов, хотя нечто подобное встречал уже в фантастике не раз. А вот идея с мышами, даже сквозь призму абсурда, показалась нежизнеспособной.
Оказался нераскрытым и смысл бытия, выраженным математическим числом 42. Впрочем, возможно, этому есть объяснение в продолжении, вот только читать его, пожалуй, не стану.