В прошлый раз вы читали про цветы Офелии и подсолнухи Ван Гога. Теперь предлагаем поразмыслить, какие смыслы закладывали русские художники, изображая на своих полотнах сирень, розы, ромашки, яблоню? Команда Шемякин Дизайн приглашает вас в путешествие по цветочным смыслам.
Когда рябина говорит о счастье и грусти?
Думая о русской осени, кто не вспомнит о рябине? Гроздья красных ягод — яркий символ осени, природы, самой жизни. Её пламенные кисти наполняют нас ощущением счастья и умиротворения.
Рассмотрим натюрморт реалиста Александра Герасимова «Дары осени». Всё вокруг встречает золотую осень и провожает тёплое лето. В одном маленьком пространстве мы видим яблоки, подсолнухи, гриб, а центральное место в композиции отведено рябине. Художник задумал передать осеннюю красоту, которая всегда поражает взор своими яркими красками. Картина создаёт отчётливое ощущение наступившей осени, щедрой на дары.
Игра красок в этой композиции с одной стороны символизирует радость момента, а с другой — печальное ожидание дождливых дней. Поэтому живописец собрал на свой взгляд всё лучшее и цветущее, чтобы надолго запечатлеть этот великолепный яркий образ.
Цветущие яблони для цветущей Анюрки
Если красная рябина говорит о ярком всплеске природы перед зимним сном, то молодая цветущая яблоня — метафора начала. В русской культуре яблоня означает жизненную энергию, плодородие, богатство и доброту.
Какая волнующая и радостная белая кипа деревьев на пейзаже Исаака Левитана «Цветущие яблони»! Молодой сад с тонкими стволами и причудливым переплетением ветвей, усыпан белым кружевом цветов. Листва едва пробивается, щедрый весенний свет и тепло солнца ложатся на юную траву. Пора весеннего цветения — это вечное обновление природы.
С картиной связана одна история. Друг пригласил Левитана на день рождения своей дочери, ей исполнялось 10 лет. Художник решил подарить девочке какую-нибудь свою работу, и долго пересматривал холсты. Но всё ему казалось мрачным для подарка юной особе. Тогда выбор пал на «Цветущие яблони», Левитан подарил этюд, подписав его «Милой деточке Анюрке».
Кто скрывается в кустах сирени?
Сирень — любимый цветок художников модерна. Их завораживал сам цвет и мистическое многообразие оттенков фиолетового.
И Михаил Врубель однажды был очарован. Он увидел в Черниговской губернии цветущий куст сирени, и так сильно впечатлился, что сразу же приступил к работе. Фиолетово-лиловое душистое марево на фоне яркой зелени листьев пробудило в воображении художника ускользающий образ юной нимфы из греческого мифа о Пане и Сиринге.
Нимфа убегала от влюбленного в неё Пана. Речной бог для спасения своей любви превратил её в куст благоухающей сирени. Художник не даёт чёткого образа, для него важнее буйство сиреневых красок, окружающее его героиню. Можно вообразить, что цветущая сирень и загадочная нимфа сливаются в одно целое.
Кстати, картина пришлась по душе даже консерватору Николаю II. «Сирень» сразу же превратилась в современный шедевр, критика была в восторге, но само содержание работы оставалась тайной ещё долгое время.
Как простота раскрывает глубину?
Виктор Васнецов не был пейзажистом, но часто выбирался на пленэры писать этюды. Потом он использовал свои наработки в сказочных и былинных картинах, где цветы раскрывали эпический смысл произведения. Эти работы очень лиричны, внимательны к облаку, дереву или маленькому цветку.
В своём дневнике за 1905 год художник писал: «Красота составляет основу всех форм мироздания. От величайших светил, наполняющих мировые пространства, до самой маленькой букашки и незаметного цветка — всё полно красоты, всё исполнено красотой».
«Ромашковый луг» Васнецова напоминает о простоте, искренности и наивности, погружает в детство и беззаботность. И в тоже время простая и привычная ромашка говорит о уязвимости и хрупкости жизни, о её радостях и невзгодах.
Страсть, которая расцвела на крымском солнце
Совсем другой характер у роз, говорящих о страсти и любви. Роскошный цветок долго вдохновлял импрессиониста Константина Коровина. Огромное количество его картин посвящено крымским розам у окна, на террасе, с цветами и фруктами, в композиции большого прекрасного мира солнца, моря и пронзительного света.
Южные цветы на даче в Гурзуфе олицетворяли крымское счастье Коровина. Художник писал их повсюду, всегда очень тщательно подбирал вазы для букетов по форме, по массе, по цвету. Этого требовало его обострённое чувство прекрасного. В картинах же розы затмевали всё, а вазы лишь условно намечались несколькими мазками.
По словам учеников, главный завет, вложенный в южные натюрморты был краток «надо любить».
От простоты до глубины ромашек, от радости к печали рябины, про мистику сирени, страстный завет роз и молодость яблони. Всё это запрятано и сокрыто, но на самом деле, так рядом и лежит на поверхности, достаточно выйти из дома на прогулку. Какие смыслы вы отмечали вокруг себя в растениях? Какие растения трогают вашу душу? В следующий раз Шемякин Дизайн расскажет про символику русского колоса.
Автор статьи: Анна Гаврилова, исследователь прекрасного.
Список используемых источников: rosebook.ru, 8-poster.ru, natworld.info, muzei.club, my.tretyakov.ru, muzei-mira.com.