Итак, суть вопроса следующая. Смотрю новости культуры и там рассказывается о вопиющей истории, которая сейчас разворачивается в Татарстане. У татарского народа есть свои сказки и есть герои этих сказок. Нам они мало известны, а в Татарстане на этих сказках воспитываются дети и герои этих сказок непременная часть разных мероприятий. И что произошло. В местный кукольный театр с того и ни с сего обратилась некая ООО, которая потребовала в досудебном порядке от кукольного театра сумму в размере полмиллиона за использование героев татарских сказок. В кукольном театре шли спектакли, где персонажи были как раз герои татарских сказок. Выяснилось, что это ООО зарегистрировало патенты на имена героев татарских сказок и теперь по закону, каждый, кто будет использовать героев татарских сказок (спектакли, реклама, обложки тетрадей, фильмы, мультфильмы) должен платить этой фирме вознаграждение. Это ООО не шутит. У них есть все документы и в суде оно выиграет дело.
Вы скажите, что этого не может быть. Так думали и в кукольном театре в Казани, и в местном министерстве культуры. Но думать одно и недоумевать одно - а вот реальность это другое. Местное министерство культуры планирует оспорить сам вопрос регистрации прав на имена героев татарских сказок. Но получится ли!?
***
Это суть вопроса. А теперь давайте поразмышляем вместе. Ведь другое какое-нибудь ООО в следующий раз зарегистрирует права на какие-нибудь бурятские сказки, удмуртские, чувашские или героев Калевалы. А почему нет!? Закон позволяет. И потом с нас же будут стричь себе барыши. Почему с нас!? В любом продукте сидит авторское право. Буквально в любом. Вот, недавно был скандал, что в каком-то городе был баннер о российской армии, но на фотографии были изображены солдаты американской армии времен второй мировой. Это явная ошибка. Но почему она произошла. Очень по простой причине. Дело в том, что дизайнерам, которые не всегда являются знатоками в истории, проще брать фотографии из специальных баз данных, где фотографии очищены от авторских прав. Возьми этот дизайнер какую-то нашу советскую фотографию и не ровен час, что прибежит какое-нибудь очередное ООО, которое за копейки выкупило право на какой-то фотоархив и затребует миллионы за понесенный ущерб.
К сожалению, авторское право превратилось в некую кормушку для обогащения всех, кроме авторов. Вот и произошла такая уже сюрреалистическая картина, когда некое ООО додумалось и зарегистрировало патент на имена героев татарских сказок. Пока кукольный театр ничего не платит. Ну а если будет платить этому ООО что-то, то эти расходы лягут беременем на зрителей.
Раньше с авторскими правами было намного проще в плане их соблюдения. И не всегда от этого хорошо было авторам. Потом стали вводить законодательство. Вот в нашей стране целая часть Гражданского кодекса посвящена авторскому праву. Это десятки страниц. Но в основном, сейчас, эти все десятки страниц статей гражданского кодекса служат для того, чтобы максимально взять барыши с тех объектов авторского права, которые были созданы когда-то очень давно. Вот вам пример. В 1920-е годы была написана знаменитая "Рио-Рита". Эта мелодия покорила весь мир и СССР. В СССР с конца 1930-х годов издаются пластинки с этой мелодией. И что я вижу. Я загружаю запись с пластинки на ютюб и сразу же получаю сообщение, что оказывается, я нарушаю авторские права. Итак, права принадлежат фирме "Мелодия". Вопрос - с какой стати!? Смотрите сами. Мелодия написана иностранным нероссийским автором в 1920-х годах. В 1932-1933 годах эту мелодию записывает берлинский оркестр. Именно эта запись тиражируется в СССР на миллионах пластинках в течение 20 лет с конца 1930-х по 1950-е годы. Так каким образом фирма "Мелодия" имеет права на иностранную мелодию со дня написания которой прошло уже около 100 лет! А вот имеет...
Сейчас авторское право охраняется в течение 70 лет со дня смерти автора. И, например, по песням недавно ушедшего Вячеслава Добрынина, среди которых много хитов, это авторское право будет охраняться еще до 2094-го года! Осознали!? Причем, к этому времени права на его песни и мелодии его наследниками будут многократно перепроданы разным фирмам и будут приносить доход непонятно кому за счет нас. Это сейчас происходит и со многими советскими мелодиями. Композитор умер в 1970-х годах, у него не было детей, жена давно умерла. Но авторское право на его мелодии живо и приносит доход каким-то темным структурам, которые подсуетились и скупили когда-то за копейки права и сейчас тягают деньги за любое использование мелодии. Причем, многие мелодии поистине являются давно народными... Но дельцам на это наплевать.
При этом я не спорю, что самому автору надо платить. Но автору! А не дельцам.
Недавно одна читательница написала дельный комментарий. Читательница работает на одном из каналов и участвует в создании программ. Она поделилась тем, что они стараются не использовать советские мелодии. А используют мелодии из банка данных, где авторские права очищены и можно использовать безопасно любую мелодию. Причем такие банки данных это зарубежные обычно сервисы. Казалось бы, что при нашей богатой музыкальной культуре можно использовать массу замечательных мелодий. Но читательница подчеркнула, что использовать советские мелодии опасно - можно нарваться на очередных дельцов, которые тут же выкатывают иски в суд. Причем сумма немаленькая - 5 млн. рублей. А теперь подумайте, будут ли в здравом уме редакторы на телевидении связываться с советскими мелодиями, чтобы подставить свой канал на пять лямов! Я грубо, но это того стоит. Не будут. Причем, как подчеркнула читательница, обычно правообладатели вот на все это советское музыкальное богатство сидят за бугром, но активно отсматривают ненавистное им российское телевидение с одной целью - поймать канал на "незаконном" использовании той или иной мелодии.
Вот вам еще случай. Артист в возрасте хочет напечатать книгу о своем учителе - известном советском педагоге. В издательство он приносит текст и с ним вопросов нет. Но книгу воспоминаний надо дополнить фотографиями и встает вопрос с ними. Артист приносит в издательство фотографии. Они их отсматривают и встает вопрос с авторским правом.
Для справки. На фотографии тоже распространяется авторское право. Например, снимок сделан в 1934 году. Автор снимка еще прожил много лет и его не стало в году так 1979-м. Но авторское право сохраняется еще 70 лет до 2049-го года. Часто бывает так, что известно только краткие данные автора. Например - О. Иванов. Кто он такой, где он живет и так далее - ничего неизвестно.
Итак, вернемся к фотографиям и артисту. Посмотрело издательство фотографии, подумало и решило печатать книгу без фотографий, чтобы не связываться ни с каким авторским правом.
И примеров можно приводить много. Но если так и дальше пойдет, то скоро буквально везде нас будет подстерегать это авторское право. Тем более, что некоторые дельцы уже заявляют, что им мало 70 лет - надо 90, 100 лет охраны авторского права после смерти автора. А почему им мало!? Потому, что многие произведение 1940-х и 1950-х годов уже выходят в общенациональное достояние и свободны для использования. И у дельцов уходят из под носа огромные деньги, которые они буквально из ничего зарабатывали.
Кстати, часто авторы не являются скрягами и ради того, чтобы их произведение жило готово получать совсем небольшое авторское вознаграждение. Вот пример. Канадский драматург Эдвард Олби. Он написал знаменитую пьесу "Кто боится Вирджинии Вульф". Эта пьеса шла во многих театрах России и проблем не было до самой смерти Олби в сентябре 2016-го года. Буквально не прошло и года, как вступившие в наследство правообладатели стали требовать немыслимые деньги для российских театров. Кстати, у Олби не было детей. И жены у него не было. Причем, в 2016-м году было еще далеко до всякой русофобии. Вопрос был только в деньгах. В результате все российские театры, кроме одного, сняли пьесы Олби с репертуара, так как платить завышенные гонорары дельцам было невозможно.
Еще пример из области театра. Знаменитый наш драматург, написавший "Старшую сестру", "С любимыми не расставайтесь" Александр Володин. Его не стало в 2001-м году. То есть авторские права на его произведения будут еще охраняться до 2071-го года! Так вот, сын Александра Володина живет в США уже много лет и с 2022-го года на обращения российских, причем не всегда государственных театров и киностудий, отказывает. То есть, фактически он запретил использовать наследие отца в России.
Тут мы подходим к интересному вопросу, который я уже затронул. То есть, часто сами авторы очень лояльны и готовы жертвовать многим, чтобы их произведение жили, видели, чтобы их произведения смотрели и слушали. Но не таковы наследники. Часто наследники могут буквально зарыть наследие умершего автора, например, требуя непомерных гонораров. И это вполне законно. Например умер муж-автор, а жена берет и запрещает под предлогом защиты авторских прав, любое использование творчества мужа. Вообще любого. И все. На ее стороне закон. Вы скажите, что так не может быть. Почему!? Вы же видите, что происходит - додумались уже героев татарских сказок приватизировать и стричь купоны.
Для справки. 70 лет - это тот срок, когда наследники после смерти автора вправе брать за его наследие деньги. Но авторские права охраняются и дальше, но уж без всяких денег. Например Антуан де Сент-Экзюпери погиб в 1944-м году, то есть права на его произведения уже не охраняются с финансовой точки зрения. Но его наследники вправе защищать его имя, если например, кто-то решит из его знаменитого "Маленького принца" сделать порнографию. Наследники просто пойдут в суд и несмотря на то, что срок в 70 лет прошел, выиграют дело. Я говорю только о финансовой точке зрения, так как дельцам от авторского права совершенно неинтересны иные стороны защиты авторских прав - их интересуют только деньги.
***
Я считаю, что авторские права должны охраняться при жизни автора несомненно. Но после смерти автора, срок в 70 лет является чрезмерным и способствует теневым, совершенно мутным способам заработка непонятными личностями. Нормальным сроком защиты авторских прав после смерти автора является 10-20 лет. За этот срок его наследники вполне могут получить достаточно гонораров, чтобы безбедно жить.
Ну а о героях сказок... Что ж... Человек настолько хитер и предприимчив, что можно только гадать, что еще скоро станет предметом авторского право - небо, воздух, буквы, облака...
Заходите на наш сайт о театре NASHTEATR.com - у нас много интересного о культуре и театре.