Представление о грешнике, как о нейтральном по отношению к истине, ложно, оно игнорирует факт греховности человека и оскорбляет Бога. Необходимо понимать, что существуют две реальности: первая – пребывание во лжи и духовной смерти, в которой находятся все неверующие и падшие ангелы; вторая – превосходство истины и духовной жизни, в которой находятся Бог, искупленные и святые ангелы. Множество современных методов апологетики исходят из того, что грешник нейтрален. И в разговоре с грешником, ему предлагают начать дискуссию с предположения, что Бога нет. А затем с помощью различных аргументов доказывают существование Создателя. Это неверно. Мы должны проповедовать и разговаривать с противниками истины с позиции определенности (Бог есть, и спасение только по благодати), не подвергая сомнению доктринальные положения Писания. Грешнику нужно с позиции определенности сказать, что Бог абсолютно Свят, а человек абсолютно грешен, и единственный путь примириться грешнику со Святым Богом – это уверовать в Евангелие и покаяться.
Из чего исходит идея о нейтралитете человека
Идея нейтралитета исходит из непонимания глубины порочности человека (в человеке есть что-то доброе, может быть, он не так уж враждебен Богу). Отсюда вытекает следующее:
− человеку приписывается нейтральное положение (не добрый и не злой);
− возникает неверная апологетика (нейтральному человеку нужны доказательства и доводы логики);
− наносится оскорбление Богу, поскольку грешник выступает в роли судьи истины.
Ни у одного существа нет права оценивать Бога с позиции нейтралитета. О Нем можно иметь представление только с позиции Слова Божьего. Бог Святой Праведный Царь. Сама позиция нейтралитета обманчива и греховна. По отношению к Слову Божьему нейтралитета быть не может.
Как избежать неправильного взгляда на человека
Необходимо правильное понимание порочности человека. Нейтралитет – это миф. В качестве примера можно сравнить грешника с судьей, а благовестника с подсудимым, пытающимся доказать свою невиновность. Но проблема в том, что судья подкуплен, и он не помилует. Дело не в доказательствах, а в том, что судья – падший грешник, который живет в постоянном обмане и не в состоянии вынести справедливый вердикт.
Если вы считаете грешника нейтральным, вы станете убеждать его с помощью логики и аргументов, но это бесполезно, так как грешник мертв. Вы считаете судью беспристрастным, нейтральным, предлагаете ему доказательства и доводы логики, но в этом нет смысла, ведь он все равно поступит по-своему.
Грех – это не просто результат недостатка современных научных знаний. Грех – это не просто ошибка в логическом мышлении, которую можно легко исправить аргументами здравого смысла. Грех – это, прежде всего, состояние, проявляющееся в противлении Богу и Его Слову. Грех – это состояние духовной смерти, разобщения с Богом.
Помочь человеку, находящемуся в таком состоянии, может только возрождающее Слово (1 Петр. 1:23). Поэтому рассказывайте грешнику Евангельскую весть. Помните, что того, кто не принимает Евангелие, никакие аргументы логики или научные данные не изменят.
Аморальность нейтралитета
Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их (Еф. 4:17–18).
Итак, стоять на позиции нейтралитета грешно. Ради интеллектуальной дискуссии благовестники отодвигают христианские убеждения на задний план. Однако мы должны бодрствовать в этом вопросе, чтобы не начать подражать образу мыслей тех, чей разум помрачен. Разум грешника во тьме, и мы не должны становиться на его позицию и подражать его образу мышления ради дискуссии. Духовные мертвецы нуждаются в возрождении, им необходимо преклониться перед Евангелием, и тогда они станут понимать духовные истины.