Найти тему

С глаз долой из сердца вон: РЖД хочет «скинуть» с себя угольные квоты

В противном случае монополия рискует потерять 25 млрд доходов в 2025 году

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров попросил у президента России Владимира Путина отменить соглашение с угледобывающими регионами на вывоз угля в восточном направлении. По словам Белозерова, такое решение позволит компании сохранить порядка 25 млрд рублей доходов в 2025 году. Если квоты сохранятся, в 2025 году РЖД рискует не вывезти около 15 млн тонн высокодоходных грузов, сообщает «РБК».

История вопроса:

В 2020 году была введена система квотирования и гарантированного объема перевозки угля в направлении Восточного полигона из-за ограниченных возможностей пропускного контроля у компании РЖД. Через четыре года компания договорилась с пятью регионами (Кузбассом, Якутией, Бурятией, Хакасией, Иркутской областью и Тувой) о транспортировке 100 млн тонн угля в восточном направлении. На 2024 год транспортировки в эту сторону обеспечивают свыше 30% доходов компании, а около 60% провозной инфраструктуры задействовано для перевозки угля по соглашениям с добывающими регионами. Но доходность других перевозок выше в 1,8% раза, чем доходность от перевозок угля.

При сохранении квот компания рискует потерять стороннюю финансовую помощь (порядка 112,5 млрд рублей) и значительный объем инвестиционной программы. Также это может повлиять на сокращение 30 тысяч работников, которые непосредственно связаны с угольными перевозками.

В 2024 году РЖД перевезли 74,1 млн тонн угля на восток по соглашению с угольщиками. Это на 3,2% больше, чем годом ранее. Соглашение с Кемеровской областью предлагается сохранить с начала 2025 года. Квота в 55,3 млн тонн может распространяться на перевозку не только угля, но и других грузов. Это поможет развивать отрасли экономики региона и уменьшить зависимость от угольной промышленности.

Также планируется отменить соглашение с пятью регионами, за исключением Кузбасса, о перевозках угля. Это позволит сбалансировать структуру транспортировок и оперативно реагировать на изменения в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Александр Котов, руководитель направления консалтинга NEFT Research, отметил, что на южном и северо-западном направлениях железнодорожная инфраструктура позволяет вывозить уголь, но существующая система квотирования, нацеленная на увеличение поставок в порты юга и запада, не способствует этому, когда уголь экспортируется на восток. Для балансировки перевозок по железной дороге и разрешения проблемы перегрузок на востоке, эксперт предлагает использовать экономические меры, такие как отмена экспортной пошлины, возврат скидок на транспортировку угля, снижение тарифов РЖД, а также уменьшение стоимости аренды вагонов или финансовая поддержка от бюджета.

Напомним, что в мае 2024 года ОАО «РЖД» отказалось предоставлять скидку на перевозки угля на юг для разгрузки Восточного полигона без дополнительных условий. Вместо этого компания рассматривала возможность перенаправить часть грузов через порты Азово-Черноморского бассейна с поддержкой государства. LR