Открытие за открытием! Еще один фильм-бомба из программы «Маяка» — «Джекпот», достойный сын «Мама, не горюй» и папы Тарантино. О том, как Александр Хант уходит в отрыв в компании прекрасных артистов, рассказывает Павел Пугачёв.
Павел Пугачёв
Кинокритик, редактор сайта журнала «Сеанс»
Жизнь у Игоря Хлебникова (Максим Стоянов) вообще не сложилась. Игорь живет в какой-то безымянной дальневосточной дыре с нелюбимой женой (Ирина Пегова), жарит котлетки в дешманском фастфуде, но, в отличие от Губки Боба, работу свою ненавидит. Когда-то он мог стать мясником (об этом мечтал папа), крутым бандитом (бригаду разгромили моментально) — да кем угодно! А стал никем.
Всё меняет заглючивший банкомат. Забирая копеечную зарплату, Игорь обнаруживает, что денег больше, чем нужно. Пятитысячные купюры продолжают и продолжают вылезать. Хорошо хоть охранник не видит! Эта полная комичного саспенса сцена запускает дичайшую криминальную комедию. Игорь с его 2 миллионами 770 тысячами рублей решает гульнуть на широкую ногу и начать жизнь с чистого листа. Вот только засада: паспорт дома остался, а домой нельзя — жена никуда не пустит и деньги отберет. На подмогу приходит знакомый по околокриминальной юности Гена (Фёдор Лавров) — «Махно из 52-го училища, дихлофос вместе нюхали». Тот должен и документ из квартиры вытащить, и вообще помочь с текущими вопросами разобраться. Вскоре Игорь, Гена Махно, две секс-труженицы (Ольга Озоллапиня и Ольга Богомазова), хитрющий участковый (Кирилл Полухин), выдающий себя за армянина кореец-сутенер (Владимир Мун), а также коллекторы и совсем мутные личности оказываются в одном криминальном клубке, выпутаться из которого смогут не все.
«Джекпот» снят по мотивам романа Кирилла Рябова «Семьсот семьдесят семь» — сам автор появится на экране в камео, как и добрая часть съемочной группы. Но наследует фильм Ханта не столько современной отечественной литературе (хотя тут очень важен закадровый голос рассказчика, постоянно комментирующий происходящие на экране безобразия), а прежде всего богатой и разветвленной традиции криминальных комедий — от Квентина Тарантино, братьев Коэн и Гая Ричи до Максима Пежемского, Руслана Бальтцера и Романа Каримова. От «Даже не думай!» и «Мама, не горюй» здесь едва ли не больше, чем от «Криминального чтива» и «Фарго». Во всяком случае, создается впечатление, что Хант решил переплюнуть всех своих соотечественников и провести реанимацию давно заглохшего в наших широтах жанра. Итог может устроить не всех: это хоть и потенциальный зрительский хит, но для многих «Джекпот» покажется «прямо перебором». Однако Александр Хант, как было заметно и по предыдущим двум полнометражным работам, не боится пересолить. И правильно делает.
Суровая органика российской подворотни (съемки производились в непарадных районах Владивостока) соседствует с угаром нулевых — коллажной анимацией в прологе, безумными цветовыми сочетаниями, актерским отрывом и какой-то очень заразительной игрой в кино. Хант вместе с оператором Даниилом Фомичевым и художницей Русланой Османовой замешивают фиолетовый с зеленым буквально в каждом кадре, растягивая кадр широкоугольными объективами (местами это почти «Без резких движений» Содерберга), швыряются отсылками к вестернам, нуарам, гангстерским сагам и гонконгской новой волне (в почете тут и Кар-Вай, и Джон Ву) и делают это так заразительно, что это не кажется ни оммажем, ни плагиатом, а именно игрой. Всплывают даже ранний Рефн (трилогия «Дилер») и… советское кино эпохи застоя. Лаконичные совместные появления Стоянова и Пеговой на экранах и в особенности их финальная встреча — это уже уровень, достойный лучших годов «Ленфильма». Актерские партии вообще все великолепны.
Возможно, режиссер слишком упивается своим формальным мастерством, но в дополнение к слаженной работе всех цехов он еще и отличный рассказчик. На «Джекпоте» трудно заскучать и еще сложнее не смеяться.
Смех смехом, кайф кайфом, но «Джекпот» хорош и уникален для российского кино тем, что уход в жанр не мешает серьезности высказывания. Фоном по фильму разливается радиация — действие разворачивается весной 2011 года, когда недалеко от тех краев произошла страшная авария на Фукусимской АЭС. Ощущением чего-то жуткого и неотвратимого пронизано все это вроде бы легкое кино о том, что даже у самого мелкого действия или бездействия обязательно будут последствия. Как-нибудь да зацепит.