Найти тему
Степанов Вячеслав.

Мариинский Посад. История.

1868 год. Замечательные селения на Волге. Мариинский Посад.

Памятная книга Казанской губернии на 1868-69 год. Казань, 1868 год.

Замечательные города Казанской губернии.

Мариинский Посад, Чебоксарского уезда, прежде всего бывшее село Сундырь, находится на правом берегу Волги, между двумя речками Верхнею и Нижнею Сундырками, на ровной площади. Первоначальное основание его относится к началу 17 века (1620 год).

В писцовых книгах 1654 года значатся:

«в Кокшайском уезде за Крутицким Митрополитом Селиверстом, блаженной памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея России, по грамоте за приписью дьяка Ивана Болотникова 1624 года, какова дана Ионе Митрополиту, к вотчине село Сундырь, что была пустынька Сундырская на речке на нижней Сундырке и на реке Волге,

а в нем церковь Живоначальной Троицы, да в приделе Николы Чудотворца, деревянна, клетцки с трапезою, а в церкви Деисусы и царские двери, образа местные и книги и ризы и сосуды церковные и свечи поставные и на колокольне колокола и всякое церковное строение домовое, Митрополичье и мирское,

а в селе дворов церковных: двор попа, двор пономаря, да в том же селе двор Митрополичий, а в нем живет прикащик Митрополичий, сын боярский Иван Суздальцев, да дворник Любимка, да во дворе земской дьячек Ивашко, да у него подсоседние;

а всего Крутицкого Митрополита в вотчине село, да семь деревень, да починок живущих, да 90 дворов крестьянских, а людей в них 235 человек, 49 дворов бобыльских, людей в них 102 человека, 9 дворов нищих, людей из них 12 человек – бродят меж дворов питаются Христовым именем, да 13 дворов крестьянских и бобыльских пустых, да 13 человек беглых же крестьян, которые жили в захребетниках;

пашни паханные Митрополичьи и крестьянских перелогом и лесом поросло средние земли 220 четвертей с полуосминою в поле, а в двух потомуж, да на выпуске дано 12 десятин, сена 835 копен, да церковного сена 60 копен, лесу непашенного за рекою Волгою, против села Сундыря, вдоль на 4 десятины, а поперек на 1½ десятины, да на Ветляном острову 18 десятин, да поверстного лесу вверх по Волге на 2 версты, а на низ на ½ версты,

да к тому же селу Сундырю и деревням и починку, нынешнего 1654 года, по челобитью Селиверста, Митрополита Сарского и Подонского и по выписке за пометою дьяка Грязнова –Акишева, дано сенных покосов для Митрополичьи обиходу и крестьянской скудости за рекою Волгою на Чермушинском Острову, Чермушинской волости Черемисы, которая перешла с луговой стороны на нагорную в поле жить Поскака Табоева с товарищи, что они сверх своих польских сенных покосов 10 050 копен, владели безоброчно, что осталось за дачею за Кокшайские волостные черемисы у пятидесятника у Ягушка Ахбухтина с товарищи, сена 425 копен, по Государеве Цареве и Великого Князя Алексея Михайловича грамоте, какова послана в Казань к Боярину и Воеводам Михаилу Ивановичу Салтыкову с товарищи,

а велено Кокшайского уезду домовой вотчины села Сундыря с деревнями крестьянам в Кокшайском уезде в горней и луговой стороне в государевых лесах бревна и дрова лучшу сечь, и лыки драть про себя, а не на продажу, безпенно,

а черемисских и чувашских бортей со пчелами и бортного и дельного деревья ничем не портить, и корье и лубье с бортных и с дельных деревьев не снимать и ни чем бортных и дельных дерев не пустошить;

да к тому селу Сундырь и к деревням рыбная ловля на Волге реке».

В писцовых книгах 1685-86 годов значится-

– «село Сундырь, да 8 деревень, а в селе две церкви да придел, да двор Преосвященного Варсонофия, Митрополита Сарского и Подонского, да церковных причетников:

2 двора поповых,

двор церковного дьячка,

двор пономаря,

двор поповича, бывшего попа,

двор просвирницы,

двор церковного старосты,

двор домового сына боярского,

двор рыбного промыслу подъячего и

двор земского дьячка,

да крестьянских дворов в селе Сундыре и 8 деревнях 105, людей в них 424 человека,

бобыльских 49 дворов, людей в них 202 человека,

кузнецов, мельник и засыпок, и целовальников, и неводчиков, и пятчиков и работников, и сторожей 32 двора, людей в них 117 человек,

нищих 9 дворов, людей в них 20 человек –кормятся Христовым именем, да пустых 5 дворов,

а всего крестьянских и прочих дворов 195, людей в них 763 человека, да пустых 5 дворов, да 18 человек в бегах домовых крестьян, которые жили в захребетниках».

С учреждением в 1764 году духовных штатов, крестьяне села Сундыря с починками и деревнями перешли в ведение Коллегии экономии, а с открытием Министерства Государственных имуществ – в заведение этого Министерства;

в 1856 году из села Сундыря и смежных деревень (Коноваловой, Ворошиловой и Денисовой) образован Посад и учреждена Дума.

В Мариинском посаде до сих пор с подробностями рассказывается народное предание, «что когда под Казанью была разбита Михельсоном шайка Пугачева, то он с небольшим числом своих людей бежал в леса Царевококшайского уезда, откуда и прислал в Сундырь приказание приготовить для его переезда перевозы, но посланные от Свияжского Воеводы три солдата затопили все суда и лодки, стоявшие в Сундыре; переправившись через Волгу из Кокшайского, -на связанных плотах , Пугачев повесил в Сундыре на колокольне Троцкой церкви- священника, помощника соседственной деревни и пойманных трех свияжских солдат, вместе с тем он намеревался сжечь все село, но был упрошен всеми жителями, устроившими для него и бывших с ним людей, пышный обед».

Предание это не совсем согласно с действительностью: вот, что читаем во 2 выпуске Архивных дел, напечатанном в №33 Губернских ведомостей:

выборный села Сундыря Клементий Максимов доносил Царевококшайской Воеводской Канцелярии:

« а, прошедшего июля 14 дня сего 774 года государственный злодей и бунтовщик Пугачев, переправясь ниже села Сундыря в 3 верстах, на Кокшайском перевозе, с луговой на нагорную сторону, ехал толпою своею мимо оного и злобствуя, что при том его проезд никто из обывателей, убоясь злого его прещения, встретить не вышли, приказал своим единомышленникам все строения зажечь и от того их, злодействого зажжения все село великим пожаром загорелось, отчего святые церкви, а именно

церковь Живоначальной Троицы и в ней святые образа, церковные утвари и колокола все сгорело без остатка;

в церковь Казанской Богородицы сам –ли Пугачев или люди из его шайки, - русские или новокрещенские- о том подлинно неизвестно, входили и в ней взяли двое ризы лучшие, двои сосуды серебряные под золотом; в ней же они злодеи во многих местах книги церковные и пелены зажгли и от того их зажжения Богом хранимо не загорелось; токмо от великого жара ближних дворов горящих, крыша, колокольня с колоколами сгорели; при том же поймав той же церкви священника Ивана Петрова увезли собой в лес и убили до смерти;

б, во оном селе Сундыре он, злодей Пугачев, со своими наперсниками, наехав пресланных из Свияжска провинциальной канцелярии со ордером, для затопления и недопущения оного злодея переехать через Волгу судов и лодок, полкового подьячего и обозного поймав повесили;

при том же проезде его мимо шедших из села Сундыря 5 человек поймав, их повесили и от его злодейских рук зажжения погорело 250 домов с хлебом и нажитом и всего надворного строения и нажита сгорело 25 720 рублей».

В настоящее время в Мариинском Посаде считается (за 1866 год): домов – 12 каменных, 478 деревянных, 5 амбаров для склада товаров, 45 лавок, 3 церкви и 4 часовни; жителей тем же сведениям числится мужского пола 1366 и женского 1394 души: в том числе городских сословий мужского пола 1311 и женского 1315; из них ремесленников разного рода считается в Посаде 218 человек.

Доходы Посада простирались на 2204 рубля 26 ½ копеек, а расходы составляли 1754 рубля 52 ¾ копеек.

При посаде находятся две пристани, устроенные на обеих Сундырках и 4 водяные мельницы.

В посаде ежегодно бывают две ярмарки – Троицкая в день святой Троицы, в течение семи дней, и Рождественская, с 8 по 20 сентября; обороты этих ярмарок в 1866 году были таковы: Троицкой – привоз 16800 рублей, продажа 8500 рублей; Рождественской – привоз 21300 рублей, продажа 11400 рублей.

Главное занятие жителей составляет торговля хлебом и лесом. Закуп хлеба начинается осенью м продолжается всю зиму; ржи покупается до 150 тысяч пудов, овса до 20 тысяч четверти, ржаной муки до 23 тысяч кулей. Лес заготовляется преимущественно в Чебоксарском, Козмодемьянском и Царевококшайском уездах на сумму 20000 рублей и сплавляется в Саратов, Дубовку и Астрахань.

Рыболовством занимаются до 20 дворов; доход от этого промысла до 7000 рублей. Хлебопашеством занимаются очень не многие; прочие же сдают земли жителям соседних деревень. Большую часть мещан составляют судорабочие – лоцманы, водоливы и бурлаки. За один путь (от посада до Астрахани) лоцмана получают от 100 до 150 рублей, водоливы от 20 до 30 рублей, и бурлаки от 15 до 18 рублей.

Выше Мариинского Посада, в одной от него версте, лежит на том же берегу Волги деревня Коновалова, причисленная к Мариинскому Посаду. В писцовых книгах 1654 года значится: «деревня, что был починок Верхний Сундырь, Коновалово тож, на речке на Верхней Сундырке, а в ней крестьянских дворов 8, бобыльских 3 двора, пашни паханые и перелогом и лесом поросло средние земли 26 четвертей в поле, а в двух потомуж».

Жители этого селения летом занимаются бурлачеством, а зимою выделкою бочек и кадок, вырабатывая, средним числом, в год – первых до 500 штук, а последних до 5000 штук; промышленность эта приносит валового дохода свыше 4 тысячи рублей серебром.

В полуверсте от деревни Коноваловой, на правом берегу Волги находится деревня Новый починок, в которой считается мужского пола 416 и женского пола 467 душ. Крестьяне этого селения занимаются хлебопашеством и, кроме этого, бурлачеством и выделкою дубовых и осиновых бочек, которые они преимущественно сплавляют в Астрахань. Ценность приготовленных здесь лесных изделий простирается до 3 тысяч рублей. Дубовые деревья покупаются большею частью на корню в соседних дача; цена дереву бывает на месте от 1 рубля 50 копеек до 3 ½ рублей.