Вообще, я не планировал смотреть второго "Джокера" (это который официально носит название "Джокер: безумие на двоих") до тех пор, пока он не выйдет в нормальном качестве. Но тут посыпались реакции всяких критиков и блогеров, которые в один голос говорят что-то вроде: "Какой плохой фильм, режиссёр не понимает своего персонажа, режиссёр не понимает свою аудиторию, как всё скучно, затянуто и вообще всё плохо". Вот я наткнулся на видео Культаса и при просмотре прямо почувствовал, что это, на самом-то деле, невероятно крутой фильм - и именно поэтому решил его посмотреть. Конечно, не потому что как-то недооцениваю мнение кинообзорщиков (если бы это было так - я бы их и не смотрел), а потому что в таких случаях часто бывает, что режиссёр в своём фильме закладывает какую-то мысль, которая не подаётся напрямую, и в таких фильмах часто очень интересно разбираться. В общем, я решил посмотреть нового "Джокера" сейчас. И знаете - не ошибся, фильм - произведение искусства, пусть и не для всех.
Но для начала давайте сделаем ремарку об одном заблуждении насчёт произведений искусства. Это заблуждение звучит как: "Искусство должно быть понятно всем". На самом деле, искусство, конечно, может быть понятно всем, но оно совершенно не обязано быть понятным и, более того, понимание искусства зачастую требует от зрителя определённых знаний. Чёрный квадрат Малевича без контекста и знаний - это плохо нарисованный квадрат, Чёрный квадрат Малевича в контексте эпохи - это гениальная и революционная картина, изменившая вообще всё представление об искусстве, избавившая творцов от привязки к каким-либо объектам. Да что там, даже если взять "Мону Лизу" Да Винчи - то, ну вот чисто технически она ничем не лучше многих современных фотошоп-художников, но главную ценность эта картина имеет именно от того, что она была создана не современным художником, а художником 16 века. В общем, искусство не обязано быть простым и понятным, и вполне может требовать от своей аудитории определённого труда для полного понимания.
Первый фильм - "Джокер" 2019 года, кстати, тоже снят именно в этом ключе. Он берёт максимально традиционную структуру мономифа, истории героя, но применяет её не к герою, а к злодею, берёт супергероику, но низводит её до максимального реализма, да ещё и делает это всё с помощью ненадёжного рассказчика, намеренно допуская самые разные трактовки. И в самом конце сам Джокер напрямую говорит об этом: "Я придумал шутку. Но вы её не поймёте", призывая зрителя не просто смотреть фильм, а задуматься над ним. В общем, первый "Джокер" был артхаусом в мире супергероики.
И вот первый фильм отгремел, заработал при минимальном бюджете огромные деньги. Что же происходит дальше? Правильно, от режиссёра и исполнителя главной роли начинают требовать продолжения, киностудия в очередной пытается победить киновселенную Марвел и запускает DC Black - очередную киновселенную DС, а то, что Филлипс и Феникс снимали отдельный фильм, артхаусную фантазию, связанную с персонажем Джокера только общим сеттингом и некоторыми отсылками, уже никого не волнует.
В общем, Филлипсу приходится снимать фильм, который он не хочет снимать, да ещё и с заданием сделать так, чтобы у него было продолжение, и его можно было вписать в новую киновселенную. Если вы являетесь читателем моего канала, то уже должны уловить знакомые нотки - правильно, то же самое было с четвёртой "Матрицей". Тогда Лана Вачовски намеренно сняла не самый хороший фильм, в котором прямо открытым текстом послала и киностудию, и всю современную киноиндустрию с её вечными сиквелами и отсутствием новых идей, и вместо продолжения "Матрицы" рассказала очень личную историю. И Тодд Филлипс, на самом деле сделал то же самое, только гораздо более тонко - и если уж массовый зритель не понял сказанный напрямую посыл "Матрицы", то уж что говорить про завуалированный посыл "Джокера".
Поэтому давайте посмотрим именно на некоторые моменты с этой точки зрения. Извиняюсь за использование скриншотов, как это называют на Рутубе "ознакомительного качества", добросовестно предупреждаю о спойлерах и длинном тексте, и поехали.
Итак, первая сцена показывает нам, что в мире "Джокера: безумие на двоих" выходит мультфильм про "Джокера" от Warner Bros. в стиле "Луни Тюнз". В нём нам пересказывают события в киностудии, и в конце Джокер начинает шутку, которую мы, конечно, не поймём: "Тук-тук". Но закончить не успевает - его арестовывают.
Для чего вообще нужен фильм внутри фильма, ведь для сюжета вполне можно было обойтись и без этого? А так режиссёр показывает нам, что фильм "Джокер" - это просто фильм, причём развлекательный фильм, существующий в отрыве от того, что происходит здесь и сейчас на экране. А то, что происходит на экране - это просто представление для нас, зрителей (о чём говорит раскрывающийся занавес после окончания мультфильма).
Джокер в тюрьме, но надзиратель по имени Джеки (уж не в честь ли Джека Уорнера, основателя киностудии) буквально заставляет их начать работать над шоу.
А усталого и замученного Джокера (я надеюсь, вы уже догадались, что тут это альтер-эго самого режиссёра) и здесь, и дальше по всему фильму этот самый надзиратель-киностудия пытает: "Давай, расскажи ещё одну шутку".
Таким же образом на него набрасываются и психиатры с адвокатами - внутри фильма это выглядит как идея о том, что Джокер - это проявление расстройства множественных личностей у Артура Флека, но по сути, говорят они то же самое: "Покажи Джокера".
Надзиратели насильно записывают Артура на занятия по пению, словно объясняя мотивацию для вынуждения съёмок сиквела: "Ты был хорош. Заслужил", добавляя: "После того, как про тебя сняли фильм, многие считают тебя звездой".
На занятиях Артуру говорят, что занимаются музыкой, потому что она "делает нас полноценными", намекая, что один фильм - это неполноценное решение, и нужно продолжать.
Впрочем, именно здесь Артур встречает по-настоящему преданную поклонницу - Харли Квин в исполнении Степаниды Германовой. Та восхищается им, разделяет нестандартные взгляды и юмор Джокера и в полном восторге от фильма "Джокер".
Артур, наконец-то найдя единомышленника, немного возвращается к жизни, а Харви Дент тем временем костерит его за излишнюю жестокость (с чем первый "Джокер" столкнулся ещё до выхода и получил кучу критики за это после премьеры).
Но Артур уже парит в небесах, представляя, как он поёт (то есть, находит новые идеи) и получает овации. Но что характерно - поёт-то он так себе, даже в собственной голове. Причём это специально так сделано - так-то Хоакин Феникс лауреат Грэмми и петь очень даже умеет. А вот Артур Флек - нет.
Дальше нам, видимо, намекают, как именно принималось решение превратить фильм в мюзикл и как на это отреагировал Феникс - на экране мы видим диалог:
Какой-то руководитель (напевает): Мюзикл! Мюзикл! Я устал от искусственного барьера между мюзиклом и драмой!
Какой-то артист: Ну, тогда я вам точно не нужен.
Руководитель: Нет, нужен! Потому что ты получишь ещё больше величия, чем сейчас.
Ну и дальше на заднем плане продолжает затирать про "вызов" и всё такое. Упоминая, кстати, сцену с танцем на лестнице из первого фильма - мол, вот там кто-то танцевал на лестнице, а ты будешь на лестнице петь, это же одно и то же, зрителям такое развлечение точно понравится.
Харли устраивает пожар (как буквально, так и в переносном смысле - в душе Артура, и вдохновляет его на "выступление" - они имитируют побег из лечебницы. Но, конечно, надзиратели не позволяют таких вольностей.
Артуру снится, что он в образе Джокера устраивает настоящую постановку с Харли, а проснувшись, он видит, что та пробралась в его камеру дабы предаться плотским утехам. Но максимально счастливый для него момент омрачается тем, что даже ей сам Артур не интересен, она хочет переспать именно с Джокером.
Артур даёт интервью журналисту, и в нём опять можно разглядеть аллюзию на то, что съёмочная группа хочет двигаться дальше, но ей просто не дают этого делать - на вопрос, Артур перед журналистом или Джокер, тот не выдерживает: "Разве тебя это правда волнует? Нет. Ты такой же, как Мюррей, такой же, как все, тебе нужны сенсации. А на меня тебе плевать, ты хочешь только рыться в моих ошибках, обсуждать то, что делал в прошлом, а не то, кто я сейчас".
Впрочем, при упоминании Харли Артур оттаивает и начинает петь о том, что он влюблён, а потому чувствует себя снова молодым, очарованным и живым, и ради неё он готов пойти на позор: "Я люблю её смех, даже если она смеётся надо мной".
А дальше мы целый смотрим на зрительский суд над "Джокером". Вот зритель, который думает, что Джокер просто притворялся душевно-больным - на основании того, что он изучал его поведение "примерно два часа" (то есть, как раз длительность фильма).
В перерыве Артур видит очередной сон, в котором Джокер устраивает шоу с Харли, но та перетягивает одеяло на себя. Джокер недоволен - ведь это песня про них двоих, Харли успокаивает его, объясняя, что они здесь ради зрителей. Джокер сомневается: "Кажется, что мы не даём зрителям того, что они хотят". В ответ на это Харли соглашается, достаёт пистолет и стреляет в него.
И это, чёрт возьми, гениально, потому что здесь идёт речь про сиквелы - в сиквеле нужно вводить нового яркого персонажа, а чтобы было интересно за ним смотреть, он должен, как минимум, быть наравне со старыми героями - и вот уже старые персонажи сходят со сцены, а всё время заполоняют персонажи из сиквелов, поклонники убивают своих любимых героев просто потому что хотят видеть продолжения с ними. Никакую киновселенную не напоминает?
Наяву же (ну, вроде наяву) Харли сообщает Артуру, что у них будет ребёнок - и тот, хоть и за решёткой, но снова танцует на волне вдохновения.
А вот ещё одно ломание четвёртой стены - на суде выступает девушка, которая недовольна тем, что её сделал "персонажем этого ужасного фильма" - что тоже недалеко от истины, ведь очень часто зрители переносят негатив к персонажам на актёров, которые их играли.
Артур представляет ещё одну постановку - в ней он поёт, буквально, о том, что всем плевать на то, какой он человек, публике нужен Джокер, и так сложилась судьба, что Джокер - это я. Опять-таки - эти слова прямо очень легко переносятся с персонажа Джокера на актёра Хоакина Феникса.
И в этой мечте Харли отдаёт ему пистолет, но в финале сам Джокер направляет его себе в висок и нажимает на курок.
Очнувшись Артур увольняет своего адвоката, решив принять роль Джокера. Харли его поддерживает, но вот его адвокат в интервью предостерегает, что людям плевать на Артура Флека, их волнует только Джокер.
А дальше мы видим, что всерьёз поддержку Джокеру оказывают пациенты психбольницы. И это явный кивок в сторону того, как первый "Джокер" неожиданно приобрёл популярность у инцелов, которые стали видеть в поступках Джокера практически пример для подражания (плюс - не стоит забывать про то, что фильм "Джокер" в США выходил в прокат под усиленной охраной полиции - из-за массовой стрельбы в одном из кинотеатров на премьере "Тёмного рыцаря").
Во время очередного заседания Артур, теперь уже в костюме Джокера в реальной жизни, разговаривает ещё с одним одновременно зрителем и персонажем первого фильма. Как зритель, он жалуется, что чувствует себя маленьким и боится того, что было показано в "Джокере". Артур шутит над ним, над судьёй, и в целом ведёт себя как это можно ожидать от Джокера, но задаёт вопрос - мол, мы с тобой были столько времени знакомы, а ты не разглядел, что Джокер - это лишь моя сторона, может, за всё это время ты вообще на меня, Артура, и не смотрел-то толком?
В очередной мечте Джокер видит свою сценическую свадьбу с Харли, и в целом всё идёт хорошо - но реальность быстро обламывает этот настрой, и надзиратели в том или ином смысле насилуют Артура.
Харли наносит себе небольшой "грим", начиная становиться той самой Харли Квинн, но что интересно - это то, что при этом она поёт песню, которую раньше пел надзиратель Джеки. И это не единственная параллель - чуть раньше Харли поёт песню про развлечения, которую в эпизоде с пожаром пел на экране продюсер мюзикла. В общем, нам показывают, что хоть они и находятся по разные стороны баррикад, но, на самом-то деле, отношение Харли, ярой поклонницы, и Джеки, надзирателя и начальника, к Артуру не такое уж разное, да и методы у них, прямо скажем, похожи (и да, не показанная, но подразумевающаяся сцена набутыливания Джокера нужна как раз для этой параллели - уточняю, потому что это, кажется, ни один из обзорщиков не понял).
На своём последнем слове Артур ломается. Он признаётся, что хотел быть Джокером, но реальность такова, что он - Артур Флек, и что это именно он во всём виноват, и признаётся, что у него больше нет сил притворяться.
Разочарованная Харли уходит из зала суда, а Артур продолжает шутку из начала фильма:
— Тук-тук?
— Кто там?
— Артур Флек.
— Какой ещё Артур Флек?
Присяжные признают Джокера виновным, но его поклонники всё равно пытаются его вытащить, взрывая стену суда и увозя его прочь.
Но Артуру уже так всё это надоело, что он буквально сбегает от Джокера.
На той самой легендарной уже лестнице он встречает Харли. Та предъявляет ему, что он, такой-сякой, разделял её мечту, но отказался от неё. Она начинает петь, а Артур умоляет её: "Хватит петь, просто поговори со мной".
Джокера возвращают в лечебницу, где к нему подходит один из его "коллег". Он рассказывает свой вариант шутки, только не с "тук-тук", а с "заходит как-то в бар психопат". И заканчивает он эту шутку словами Джокера, которые тот сказал Мюррею в первом фильме: "Ты получишь то, что заслуживаешь". И с этими словами бьёт Артура ножом, а потом по-джокерски смеётся и вырезает себе улыбку, прямо как у Джокера Хита Леджера (опять-таки, показывая идею о том, что "всегда будет Джокер" - и вместо Артура Флека тоже придёт новый Джокер, сыграет новую роль, и не стоит так уж цепляться за одного актёра).
Артур Флек умирает. Такие дела.
О чём же был этот фильм, и почему он мне так зашёл? Потому что Хоакин Феникс (который был автором идеи, и которого Тодд Филлипс назвал единственной "целевой аудиторией") оставаясь абсолютно в рамках своего персонажа и своей истории, рассказал историю совсем о другом. О том, как они с режиссёром и сценаристом в первом фильме не планировали ничего масштабного, а просто сняли фильм - не супергеройский, не фильм про всем известного персонажа Джокера, а фильм про самого обычного человека с психическим расстройством и жестокость общества по отношению к нему, и его по отношению к обществу. И о том, как их пытается заставить снять продолжение киностудия, но они отказываются, но когда их просят о продолжении поклонники, то устоять уже нельзя. Даже зная, что поклонники хотят видеть совсем другое, даже зная, что результат не получится хорошим - всё равно хотя бы постараться дать зрителям то, чего они хотят, просто в благодарность за ту неожиданную любовь, которую они проявили к первому "Джокеру", ведь именно ради них всё это и делается. И, конечно, показав два средних пальца киностудии, убив главного героя и на корню зарубив идею долгой киновселенной с ним.
На этом фоне по-другому играет и название - в оригинале-то этот фильм называется Folie à Deux, что хоть и переводится как "безумие двоих", но является устоявшимся разговорным названием вполне медицинского термина "индуцированное бредовое расстройство" - это когда человек с психозом может передавать свои бредовые мысли людям, с которыми у него есть близкая эмоциональная связь (причём такому влиянию могут подвергаться как здоровые, так и психически больные люди). И в этом смысле название подходит не только для отношений Джокера и Харли Квинн внутри фильма, но и для отношений режиссёра и зрителей. Тодд Филлипс словно говорит этим названием: "Ребята, я, может, и псих от мира кино, потому что хотел снять странную фигню, используя персонажа из комиксов, и я снял странную фигню, согласен. Но вы слишком серьёзно к ней относитесь. "Джокер" был просто фильмом, я рад, что он вам понравился, но я не могу дать вам то, чего вы хотите, так что давайте уже жить дальше".
Надо сказать, что в четвёртой "Матрице" негативная реакция зрителей на похожий ход режиссёра меня, признаться, слегка бесили - потому что я совершенно не представляю, как можно не понять посыл фильма, когда его буквально произносят в диалогах прямым текстом. А вот в "Джокере: безумие на двоих" таких вопросов к зрителям у меня нет - именно потому что фильм снят настолько выверенно, что вот этот второй слой смысла в нём совершенно не заметен, если о нём не задумываться. И нет никаких проблем с тем, что если зритель пришёл посмотреть продолжение "Джокера", то фильм ему не понравится. Я даже не советовал бы вам смотреть этот фильм - если не искать в нём скрытые смыслы, то он и правда будет выглядеть затянутым и скучным (особенно если вы ждали продолжения того самого "Джокера", какого-то экшена или развлечения). Но происходит это, потому что эти фильмы не про Джокера, они про Артура Флека, и всегда были фильмами про Артура Флека. Такая вот несмешная шутка, которую, как и обещал Артур Флек, никто не понял.