Найти тему
Русский Герольд

Государственная эмблематика Ивана IV Грозного

Иван IV Васильевич. Х. Вайгель. Гравюра. Фрагмент. Нюрнберг, вторая половина XVI века.
Иван IV Васильевич. Х. Вайгель. Гравюра. Фрагмент. Нюрнберг, вторая половина XVI века.

Во время правления Василия III Ивановича, сменившего на московском престоле своего отца Ивана III Васильевича после его смерти в 1505 году, каких-либо изменений в эмблематике государственной печати не произошло. Но уже правление внука Ивана III, Ивана IV Васильевича (Грозного), ознаменовалось рядом значительных преобразований в данной области.

Малолетний Иван IV наследовал своему отцу в 1533 году. Ему было всего 3 года и поэтому до 1547 года он являлся правителем государства лишь формально. Государством управляла его мать Елена Глинская и ее ближайшие родственники. В 1538 году при странных обстоятельствах Елена Глинская скончалась, началась борьба за власть между боярскими группировками князей Бельских, Шуйских и Глинских, продолжавшаяся вплоть до 1547 года. Именно в этот период боярского правления произошли первые перемены в области государственной эмблематики, затрагивавшие, правда, лишь особенности художественно-стилистического оформления изображения двуглавого орла на государственной печати.

Печать Ивана IV Васильевича, 1539 год.
Печать Ивана IV Васильевича, 1539 год.

На печати Ивана IV 1539 года изображен орел, клювы у которого широко раскрыты, под короткой нижней челюстью нависает изогнутая верхняя, языки высунуты, крылья сужаются к низу, отчего их размах выглядит несколько угрожающе, лапы очень высоко «прикреплены» к туловищу, а когти почти соединяются с кончиками крыльев. В целом облик этого орла довольно зловещий и агрессивный. В западноевропейской геральдике такой тип изображения животного называется вооруженным. Непонятно, чем было вызвано подобное изменение облика двуглавого орла на государственной печати, хотя с философской точки зрения оно, конечно же хорошо отражает последующие мрачные события эпохи Ивана Грозного.

И все же «вооруженный» тип двуглавого орла впоследствии прочно утвердился в России. Все последующие двуглавые орлы государственной печати сохраняли этот воинственный облик, менявшийся лишь в деталях. «Вооруженный» двуглавый орел и сегодня является основной и доминирующей частью российского государственного герба.

В 1547 году Иван IV «венчался на царство». Впервые московский правитель официально принимал для себя титул царя (от латинского «caesar» ­ цезарь). Официальным названием русского государства отныне стало «Российское царство» (до этого самоназванием Московского государства было «Вся Русь» или «Русия», по ностальгической аналогии с общим самоназванием русских княжеств домонгольского периода), к которому в конце XVI века стали прибавлять еще и приставку «Великое». Русское государство именовалось Великим Российским царством вплоть до октября 1721 года, когда Петр I был провозглашен императором Всероссийским, а подвластные ему территории – Российской империей.

Первый российский царь, видимо, занялся реформированием государственной эмблематики достаточно поздно, но произвел ряд существенных изменений, очень важных для последующей истории государственного герба.

Иван IV разделил государственные печати на большие и малые, которые употреблялись в зависимости от важности скрепляемого документа и значимости для русского царя того иностранного правителя, к которому отправлялся какой-либо дипломатический акт. В официальных отношениях со своими подданными Иван IV, видимо, использовал по большей части малую печать. При последующих монархах количество различных типов государственных печатей все более увеличивалось.

Золотая булла Ивана IV Васильевича, 1562 год.
Золотая булла Ивана IV Васильевича, 1562 год.

Сразу две значительных перемены в государственной эмблематике мы видим на большой государственной печати (золотой булле) Ивана IV 1562 года. На лицевой стороне изображен двуглавый орел, в центре которого помещен причудливой формы щиток с завернутыми к верху и назад верхними краями. На щите помещен традиционный русский, повернутый вправо от смотрящего на печать, всадник, пронзающий дракона. Еще более интересно изображение оборотной стороны, где в щите аналогичного двуглавого орла изображено мифическое животное – единорог. Большинство исследователей считает этого единорога личной эмблемой Ивана IV, хотя достоверных сведений, раскрывающих причины появления его на государственной печати, нет. В данном случае довольно правдоподобным представляется мнение В.Н. Татищева, который считал подобного единорога (правда, на примере более позднего изображения) христианским символом.[1] Единорог – один из наиболее ранних образов, проникших в область христианских идей. Он олицетворял чистоту и непорочность, в то же время считался очень сильным, непобедимым существом, являясь символом светлой, доброй силы, которую невозможно одолеть неправдой. Появление этого символа на личных печатях (к ним мы вернемся позднее) Ивана IV и на государственных печатях, возможно, связано с какими-то его идеями относительно его особого предназначения, избранности, видимо, данный символ чем-то импонировал русскому монарху. Вообще, Иван IV ввел этот старейший христианский символ в качестве своей личной эмблемы по лишь ему одному известным причинам.

Единорог и позднее (как наследие Ивана Грозного) использовался российскими монархами в качестве личной эмблемы, помещаясь на личных печатях царей и периодически в том же качестве появлялись на государственных печатях, но ко второй половине XVII века полностью утратил свое прежнее значение, не оставив следа в государственном гербе.

Итак, при Иване IV не только двуглавый орел обрел свой, на сегодняшний день уже традиционный облик, но и вообще две общегосударственные эмблемы соединились в единой геральдической композиции, образовав государственный герб, конструкция которого в этом плане остается неизменной и по сей день.

Следует повторить это еще раз: именно со времени царствования Ивана IV можно говорить уже о существовании российского государственного герба, в дальнейшем он будет лишь дополняться новыми элементами и претерпевать (весьма многократные) изменения художественного характера.

Лицевая сторона печати царского наместника в Ливонии, 1564 год.
Лицевая сторона печати царского наместника в Ливонии, 1564 год.

В связи с этим весьма любопытным является тот факт, что, судя по всему, именно Иван IV впервые со времени утверждения общегосударственной печати начинает пользоваться личными царскими печатями для частных сношений, никогда не применяя в подобных случаях печати государственные. То есть, со времен Ивана III явно происходит значительное изменение взглядов на государственную печать и ее эмблемы, раз сам государь считает возможным использовать ее лишь в интересах государства, а не как личную печать монарха. Примечательно также, что если раньше двуглавый орел, эмблема как бы государства в целом, помещался на оборотной стороне печати, а всадник, эмблема, олицетворявшая прежде всего государя – на лицевой стороне, то теперь мы видим двуглавого орла со всадником в центре, государственный герб, на лицевой стороне, а вот личную эмблему царя, в данном случае единорога (хотя и помещенного в двуглавом орле – смысл эмблемы от этого все же не меняется), как раз на оборотной.

Таким образом, теперь уже общегосударственные эмблемы доминируют над личной эмблемой царя, тогда как раньше княжеский всадник безусловно имел более высокий статус, чем двуглавый орел, символизировавший скорее непосредственно государство и династическую власть над ним, чем самого государя. Об этом же свидетельствует и малая печать 1569 года, упрощенный вариант большой печати. Здесь двуглавый орел (без всадника) также изображен на лицевой стороне, а единорог – на оборотной.

Малая государственная печать Ивана IV Васильевича, 1569 год.
Малая государственная печать Ивана IV Васильевича, 1569 год.

Позже, уже ближе к концу правления Ивана Грозного, была изготовлена большая государственная печать несколько иного типа. Хотя утвердившийся ранее государственный герб на печати, датируемой 1578 годом (следует отметить, что по поводу этой даты существуют серьезные разногласия), практически не изменился, композиция печати в целом значительно усложнилась за счет добавления большого количества дополнительных эмблем, как с лицевой стороны, так и с оборотной. 24 региональные эмблемы (по 12 эмблем с каждой стороны), олицетворяющие единство территорий, объединенных под властью российского царя, окружают государственный герб на лицевой стороне и единорога, помещенного в двуглавом орле, на оборотной. Региональные эмблемы на лицевой стороне печати расположены в такой последовательности (по часовой стрелке): «Печать царства Казаньскаго, Печать Псковьская, Печать Великаго княжества Тверского, Печать Пермьская, Печать Болгарская, Печать Черниговская, Печать Новагорода Низовския земли, Печать Вятьцкая, Печать Югорьская, Печать Великаго княжества Смоленского, Печать царьства Остороханского, Печать наместника Великого Новагорода». На оборотной стороне: «Печать Полотцкая, Печать Ярославская, Печать Удорская, Печать Кондинская, Печать арфибископа Рижьского, Печать города Кеси, Печать маистра Лифлянския земли, Печать Сибирьская, Печать Обдорская, Печать Белоозерская, Печать Ростовьская, Печать Рязаньская».[2]

Скорее всего, во времена Ивана IV подобный комплекс региональных эмблем еще не рассматривался как часть государственного герба, являясь отдельным, независимым элементом государственной печати, но все же именно на печати 1578 года впервые мы видим соединение в единой композиции государственного герба и региональных эмблем.

 Большая государственная печать Ивана IV Васильевича, 1578 год.
Большая государственная печать Ивана IV Васильевича, 1578 год.

Причины появления у российского царя подобной печати возможно следует искать в дипломатических отношениях Российского царства и Речи Посполитой, которая с 1569 года стала главным противником России в Ливонской войне (1558-1583 годы). Такое предположение сделал немецкий историк Г. Штекль и большинство современных исследователей соглашается с ним. Именно во время затяжной Ливонской войны, военные действия в которой часто прерывались долгими дипломатическими переговорами, Иван IV и его канцелярия могли подробно ознакомиться с печатями короля Польского и великого князя Литовского. А ведь в Польше издавна бытовала общеевропейская традиция государственных печатей с региональными эмблемами, были подобные печати и у современников Ивана IV: Сигизмунда I Ягеллона, Сигизмунда II Ягеллона, польского короля в 1574 году Генриха Валуа, Стефана Батория. Печать Ивана IV стилистически очень схожа с печатями Ягеллонов, Сигизмунд II как раз и был польским королем большую часть Ливонской войны (до 1572 года). Подобное заимствование у Речи Посполитой нетрадиционных для России стандартов оформления государственной печати могло быть вызвано не только личными симпатиями Ивана IV к идее графически отобразить на своей государственной печати единство многочисленных пестрых земель огромной державы, которой он правил, но и желанием не уступить своему злейшему врагу даже во внешнем оформлении высшей власти. Весьма примечательно, что данная печать скорее всего использовалась только во внешних сношениях.

У печати 1578 года были еще две, ранее никогда не использовавшиеся детали: большая пятизубцовая корона (венец) с восьмиконечным русским православным крестом, завершающим средний зубец, которая заменяла на печати прежние трехзубцовые, располагавшиеся на головах орла и такой же православный крест большего размера, расположенный в верхней части (как бы на самом почетном месте) печати. Идентичные корона и крест помещены на обеих сторонах печати.

 Большая государственная печать Ивана IV Васильевича (лицевая сторона), 1578 год.
Большая государственная печать Ивана IV Васильевича (лицевая сторона), 1578 год.

Появление подобной символики на данной государственной печати вполне объяснимо желанием Ивана IV в условиях продолжающейся войны в Ливонии усилить акцент на своем статусе единственного в мире православного монарха, подданные которого сражаются как с католиками, так и с протестантами, отстаивая интересы своей православной родины. К слову, впервые подобный православный крест появился на печати царского наместника в Ливонии, датируемой 1564 годом.

Следует также заметить, что Иван IV в зрелом возрасте вообще всегда старался при помощи внешних проявлений духовности и особого почитания ритуальных аспектов православия подчеркивать свою ревностную религиозность, отсюда и его особое уважение к христианской православной символике, которое выразилось, в частности, в оформлении данной печати (опять же можно вспомнить и единорога).

Большой пятизубцовый венец, заменявший малые трехзубцовые на головах орла, позже навсегда исчез из государственного герба, а вот православный крест наоборот, при последующих монархах переместился непосредственно в композицию государственного герба. На печати Ивана IV он изображен вместе с орудиями страстей Иисуса Христа – копьем и тростью и водружен на символическом изображении горы Голгофа, под которым изображен так же череп Адама. Крест с подобными атрибутами символизирует спасение Адама и вместе с ним всего человечества через искупляющие грехи страдания Христа.

Уже сын Ивана Грозного, Федор Иванович (правил в 1584-1598 годах), отказывается от использования печати подобного типа (возможно, это связано с окончанием Ливонской войны) и возвращается к более раннему варианту. Из нововведений позднейшей печати Ивана Грозного он оставит лишь упрощенный (исчезают круговые поясняющие надписи, страсти Господни и череп) православный крест, который будет расположен в пространстве между орлиными головами. Что касается идеи помещения на государственную печать основных, наиболее важных региональных эмблем, то ее в полной мере вновь воплотит Петр I, известный своей любовью к европейским традициям. Он ввел в композицию государственного герба главные региональные эмблемы (не считая всадника в центральном щитке, всего шесть – Владимира, Казани, Сибири, Киева, Новгорода, Астрахани). Государственный герб, в композицию которого включены региональные эмблемы, в различных вариантах просуществует до 1917 года.

© Фомин А.А., 09.10.2024.

[1] Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. Очерки истории государственной символики России. - М.: Панорама, 1993. - С.24

[2] Цит. по: Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. – М.: Фаир-Пресс, 2003. – С.135