Найти в Дзене
Святые места

10 заповедей — вот что нужно знать каждому христианину

«Да не будет у тебя никаких других богов, кроме Меня» — первая заповедь Бога. Некоторые люди спрашивают, почему атеист не может попасть в Царствие Божие, если он живёт, например, идеально и никаких заповедей не нарушает. Если он атеист, он уже нарушает первую заповедь. Если задуматься более глубоко, то, предположим, атеист попал в Царствие Божие — что он там будет делать? Там везде Бог. Для верующего человека сходить в воскресенье на службу — это радостно. Но если какого-нибудь Феликса Дзержинского заставить каждое воскресенье ходить на службу, для него это была бы мука. Проблема не в том, что Господу жалко всех людей брать в рай, а в том, что людям этот рай не покажется раем. Люди не привыкли к этому, они не умеют радоваться духовной радостью. Проблема атеистов — в исполнении первой заповеди, в том, что они не верят в Бога. Мы должны верить в Бога, но не должны верить во многих богов, потому что сказано: Сейчас большинство религий монотеистические, а раньше это была сложная запове

«Да не будет у тебя никаких других богов, кроме Меня» — первая заповедь Бога.

Некоторые люди спрашивают, почему атеист не может попасть в Царствие Божие, если он живёт, например, идеально и никаких заповедей не нарушает. Если он атеист, он уже нарушает первую заповедь.

Если задуматься более глубоко, то, предположим, атеист попал в Царствие Божие — что он там будет делать?

Там везде Бог. Для верующего человека сходить в воскресенье на службу — это радостно. Но если какого-нибудь Феликса Дзержинского заставить каждое воскресенье ходить на службу, для него это была бы мука.

Проблема не в том, что Господу жалко всех людей брать в рай, а в том, что людям этот рай не покажется раем. Люди не привыкли к этому, они не умеют радоваться духовной радостью.

Проблема атеистов — в исполнении первой заповеди, в том, что они не верят в Бога.

Мы должны верить в Бога, но не должны верить во многих богов, потому что сказано:

-2

Сейчас большинство религий монотеистические, а раньше это была сложная заповедь в исполнении для многих.

Рим не принял христиан, потому что Рим говорил:

«Верьте в своего Иисуса Христа, делайте что хотите, только и в наших богов тоже верьте».

Христиане отказывались. Исполнение первой заповеди привело к появлению мучеников.

Вторая заповедь: «Не сотвори себе кумира».

По поводу этой заповеди часто возникают вопросы у протестантов, потому что они думают, что мы сотворили себе кумира в виде икон. Но иконы не кумиры. Мы поклоняемся только Богу.

В греческом это два разных слова. У нас слово «поклонение» более обширное. Мы можем поклониться человеку, когда с ним здороваемся. «Поклонение» как поклон и «поклонение» почтительное к Богу – это разные поклонения.

Здесь именно говорится, что мы не должны воспринимать кого-то кроме Бога. Не сотворить себе других богов.

Эту заповедь воспринимают более широко: на первом месте должен быть Бог. Кумир может быть не только божеством, но и чем-то другим.

Например, если человек зарабатывает деньги и это для него самое важное в жизни, то это тоже сотворение себе кумира. Бог должен быть на первом месте, а если у нас на первом месте кто-то или что-то другое, то мы нарушаем эту заповедь.

Третья заповедь тоже посвящена Богу:

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе».

Сейчас у многих людей проблемы с этой заповедью. Мы не должны произносить имя Божие впустую, это грех. Этот грех называется «божба». Это про ситуации, когда мы, например, споткнулись и говорим: «О Господи!», и при этом не помолились.

Когда мы упоминаем Бога, мы должны о Нем вспоминать.

Евреи относили эту заповедь к одному из имён Божьих — к тетраграмматону. То есть то, что обычно произносится как «Яхве». В Ветхом Завете до десяти имён Божьих, причём каждое имя символизирует что-то своё.

Кто-то из святых называл Бога великим Безымянным, потому что нет того слова, которое могло бы описать бесконечного Бога, и нет того старшего, кто мог бы дать имя Богу. Но тем не менее в Ветхом Завете мы встречаем порядка десяти имён, и каждое из них несёт свою характеристику.

Например, в начале, где говорится: «Сотворил Бог небо и землю», стоит «Элохим», что говорит о Боге как о Боге-Творце. Господь – это тоже имя Бога, соответствующее древнееврейскому имени Адонай.

«Господь» означает управляющего этим миром, заботящегося о нём, милосердного. Имя Божие Саваоф говорит о Боге как о главнокомандующем небесными силами.

Для евреев самым священным именем было имя Яхве, и они настолько боялись его произносить, что в нашем переводе оно вошло как «Иегова». В еврейском языке это был тетраграмматон – четыре согласные буквы.

Чтобы случайно не произнести это имя, евреи взяли огласовку из имени Божьего Саваофа и поставили её в тетраграмматон, и вместо «Яхве» получилось «Иегова».

-3

«Яхве» – это шумеро-аккадское слово, означающее «существующий».

На русский оно переведено как «сущий», что является достаточно правильным переводом. Есть мнение, что Моисей, увидев горящий куст, спросил Бога, как Его зовут, чтобы иметь власть над Ним. Господь ответил: «Я есть Сущий», показывая, что Он знает о намерениях Моисея.

У евреев это имя, возможно, самое священное, потому что они не знают о его шумерском происхождении. Мы относимся к этому имени с благоговением, как и ко всем другим именам Божьим.

Четвёртая заповедь, к которой пристают адвентисты седьмого дня, называется «Помни день субботний». Мы же почему-то помним день воскресный. Для нас день воскресный затмил день субботний.

Адвентисты пристают к нам с этим вопросом, потому что это западная секта, и они привыкли контактировать с католиками, к которым они также приставали. Мы можем ответить, что чтим день субботний, просто воскресный чтим ещё сильнее.

Если мы возьмем богослужение Великого поста, то всем Великим постом запрещено служить литургию. Среда, пятница стали исключением, появилась литургия преждеосвященных даров, но и на ней дары не освящают. Полная литургия служится только в воскресенье и субботу.

То есть у нас даже богослужебно подчёркнуто, что мы субботний день почитаем. Поэтому к нам претензий нет, просто воскресенье мы почитаем сильнее.

Пятая заповедь тоже проблемна для современного российского народа: «Почитай отца твоего и мать твою».

На Кавказе детей, которые разговаривают со своими отцами и матерями так, как разговаривают наши современные дети, за это, наверное, поубивали бы. То есть у нас эта заповедь тоже сейчас в современном обществе, к сожалению, сильно девальвировалась.

Современные психологические тенденции этому способствуют, потому что в общественном дискурсе сейчас звучит такой момент: родители и дети должны быть друзьями. Родители должны быть родителями, а дети – детьми.

Для меня было шоком, когда некоторые дети на исповеди стали говорить мне, что обиделись на родителей. Я не мог понять, как можно обидеться на родителей.

Сейчас родители дружат с детьми, а у детей стресс, им не на кого опереться, и поэтому у них стресс и они не могут справиться со своими эмоциями. Так что да, надо почитать родителей. Будем надеяться, что у нас всё наладится.

Шестая заповедь: «Не убий».

Вроде бы, для современного человека всё понятно. Хотя и здесь есть перекос. Сейчас у нас идёт специальная военная операция.

Многие говорят, что это нарушение заповеди «Не убий», но если мы посмотрим на эту заповедь и на то, что дальше мы читаем в Ветхом Завете, то увидим, что там продолжались войны, и некоторые из них были по благословению Бога.

Например, Господь сказал Иисусу Навину, очистить землю за то, что тот народ прогневал Бога, потому что живёт безбожно и погряз в грехах.

Тем не менее мы видим, что, когда воины приходили с военных действий, они по правилам Василия Великого несли епитимью, но на практике эта епитимья не применялась. Поэтому здесь больше про быт. Слава богу, что в бытовом плане люди понимают, что убивать друг друга нехорошо.

Седьмая заповедь«Не прелюбодействуй».

Тоже вызывает проблемы. Убивать нехорошо – это понимают, а вот что не прелюбодействуй – уже не понимают. Причём не понимают, наверное, ещё с XIX века.

Один мужик другого спросил:

«Ты жене изменяешь?»

Тот ответил:

«Я же не монах, чтобы жене не изменять».

И в современном обществе эта заповедь тоже в большой нечести.

Здесь говорится: «Не прелюбодействуй», и блуд к этому тоже относится. Если ты не женат, ты не можешь прелюбодействовать, ты можешь только блудить. Но блудить тоже нельзя – это тоже нарушение этой же заповеди.

Восьмая заповедь: «Не укради».

Более-менее люди понимают, но не всегда. Унести канцелярию с работы – не понимают. Слить бензин с рабочей машины – не понимают. Хотя это тоже воровство. Для Бога, наверное, не так принципиально, украл ты миллион или шариковую ручку с работы. Ты всё равно нарушил заповедь.

Я думаю, что Господь будет судить по-разному тех, кто украл миллион, и тех, кто украл ручку. Но это всё равно нарушение заповеди. Когда мы на работе вместо того, чтобы работать, играем в телефон и смотрим тиктоки, это тоже можно считать нарушением.

Девятая заповедь: «Не лжесвидетельствуй».

Обычно понимается, что лгать нехорошо, потому что отец лжи – дьявол. В православном дискурсе тоже есть такое понятие, как ложь во благо. Но на самом деле отец лжи всегда дьявол.

То есть ложь во благо имеется в виду, когда я из двух зол выбираю меньшее. В детстве мы все узнаём, что такое хорошо и что такое плохо. Во взрослой жизни есть плохо, есть хуже, есть хорошо и есть лучше.

Из двух добродетелей мы должны выбирать большую, а из двух зол — меньшее.

Иногда, например, если стоит выбор: соврать или предать, то можно выбрать ложь. Это можно назвать ложью во благо. Но потом всё равно нужно будет пойти на исповедь и покаяться, что не нашёл другого выхода, чтобы и не лгать, и не предавать.

Ложь — меньший грех, чем предательство. Если бы Иуда, например, пришёл и сказал:

«Дорогие, что-то не пришёл сегодня Господь»,

— то не был бы предателем. Поэтому бывают такие ситуации. Но тем не менее ложь остаётся ложью.

И последнее, десятое:

«Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего».

То есть не желай чужого. Это уже похоже на Новый Завет.

Если в Ветхом Завете говорится о том, что нельзя прелюбодействовать, то в Новом Завете говорится: не возжелай.

Здесь уже призыв к тому, чтобы не только не красть, но и не желать ни жены ближнего, ни его имущества, то есть не желать чужого. Это некий переход к Новому Завету.

Не завидуй. Зависть разрушает человека.

Читайте еще:

Текст основан на видео с канала «священник Александр Митрофанов. Православие»