Мы рассказывали уже о храмовой архитектуре на Руси и о положении и устройстве Русской Церкви в целом. Мы поговорили, что она играла не только важную духовную роль, но и общественно-политическую. А также была важной финансовой институцией.
На Руси монастырей было очень немного — до определённого момента. Преподобный Феодосий не создал определенной «школы» монашества — ни для Киево-Печерского монастыря в частности, ни для всего домонгольского монашества вообще.
Эпоха преподобного Сергия кардинально изменила роль монастырей в истории Русской Церкви.
Сам будущий преподобный жил в лесу в безмолвии около 2-х лет. Потом к нему стали приходить ученики. Они построили около него кельи. Около 1340 года они обносят кельи и часовню тыном. Именно эти постройки стали частью будущей Троице-Сергиевой Лавры.
Около трёх лет число братии в обители было не более двенадцати с тринадцатым игуменом. Но слух о подвигах преподобного Сергия начал привлекать к нему множество насельников. Спустя лет около 10-ти после основания монастыря, в окрестностях Сергиевой пустыни стали селиться многие земледельцы, и вблизи монастыря была проложена большая дорога из Москвы на северные города.
Преподобный Сергий был человеком уникальным. Он благословил Дмитрия Донского на битву на Куликовом поле, обладал огромным авторитетом — но при этом отказался от «должности» московского епископа. У него было множество учеников, которые стали основателями ряда обителей на Руси. Ученики его учеников — основали ещё больше.
Самые заметные монастыри учеников преподобного Сергия:
Симонов, основанный с благословения преподобного Сергия его родным племянником, сыном брата Стефана, Феодором, близ реки Москвы, на месте по имени Симоново. Слава Феодора, как великого подвижника, привлекла к нему множество братии со всех сторон России. Великий князь Димитрий Донской избрал его духовником своим и посылал в Царьград по делам церковным. Патриарх Нил полюбил Феодора, возвёл в сан архимандрита, а монастырь Симонов принял в своё ведение в качестве патриаршей ставропигии.
Спасо-Андроников, основанный по обету и на средства митрополита Алексия и устроенный с благословения преподобного Сергия его любимым учеником Андроником на берегу реки Яузы. Этот монастырь вскоре сделался велик и славен добродетелями и мудростью первых своих настоятелей.
Саввино-Сторожевский, основанный около 1398 г. близь Звенигорода на горе Сторожевской преподобным Саввой, который был первым игуменом Дубенского монастыря и некоторое время управлял обителью Сергиевой, спустя немного времени после кончины своего наставника. По желанию звенигородского князя Юрия он основал монастырь близ Звенигорода и ввёл в нём строгое общежитие.
Николо-Пешношский, основанный учеником преп. Сергия Мефодием, в 66-ти вёрстах на западе от Троицкой Лавры.
Ученики учеников преподобного едут всё дальше от Лавры, начиная основывать новые монастыри. В итоге, за полтора столетия из чуть более 30 монастырей, их стало около 150. Важный момент в том, что ученики и ученики учеников преподобного несли за собой в новые обители устав Лавры — общежительный, когда монахи жили вместе. До этого на Руси монастыри, кроме городских, были особножительными — монахи жили раздельно, сходясь вместе только на праздники и по воскресеньям.
После преподобного Сергия роль монастырей стремительно росла. Они становились оборонительными сооружениями, зерно- и скотохранилищами, крепостями — в моменты нападений извне. При этом они были лечебницами, дополнительными финансовыми центрами и — в первую очередь — духовными центрами Руси, объектами для княжеских и общенародных паломничеств.