Вчера я дочитала «Терезу Ракен» — первый прочитанный мною роман Эмиля Золя. Роман, на который обрушились с критикой его современники.
Некоторые … брезгливо поморщившись и, взяв её щипчиками, бросили в огонь, — пишет автор в вынужденном предисловии к своей книге.
Этот роман упоминает в «Билли Саммерсе» Стивен Кинг, описывая состояние главного героя: «Эмиль Золя наверняка думал так же, когда создавал «Терезу Ракен».
Пассаж Пон-Неф, в который завлекла судьба семью Ракен — сырое, тусклое, мрачное, но при этом привлекательное место, не составит трудности представить тем, кто бывал в Петербурге, отчасти похожем на Париж.
Семья Ракен — г-жа Ракен, её сын Камилл и племянница Тереза, вырастив которых, она решила связать узами брака.
Мои тезисные ощущения романа:
- недвусмысленно обрисованная до мелочей предательски порочная связь — разве может один порок не повлечь другой? Или остаться безнаказанным?
- четверговые встречи как описание отношения общества, которое всегда знает, как лучше и всё понимает с полуслова (иронизирую, само собой);
- душевные метания, к которым толкает человека только одно, вернее, только один — он сам. Всё остальное — внешнее, может восприниматься или нет;
- онемение от страданий, немощность параличной старухи именно тогда, когда она жаждет действия;
- неотступная кара, самоистязание, месть судьбы.
Моя оценка? Если можно оценивать классику — 10/10.
В «Терезе Ракен» я поставил перед собой задачу изучить не характеры, а темпераменты. В этом весь смысл книги.