Найти тему

Топ-тема родительской осени — «Давай, быстрее!»

Оглавление

Кому важны добрые отношения с детьми и не страшны много букв, публикуем полностью интервью о скоростях, отношениях и детях с педагогом Центра «Рождество», семейным психологом с 20-летним стажем, многодетной мамой Еленой Валерьевной Давыденко.

Подумаем и поразмышляем вместе:

  • Почему малыш не может быстрее?
  • Как желание родителей ускорить выполнение уроков влияет на умение рассуждать и анализировать?
  • Почему «Вставай быстрее» - утренняя плётка для подростков?
  • Почему противопоказана спешка в выборе будущей профессии? Какой ритм общения выбрать, чтобы не разрушить, а укрепить отношения с подростком?

Дошкольники

Мама живёт в режиме многозадачности и сорванных дедлайнов. Ритм большого города и культ успешности задаёт космическую скорость. Успеть на английский, акробатику, заскочить в магазин, погулять, сделать уроки со старшим, приготовить ужин, помочь младшему с поделкой. Всё это требует выстроенной логистики и строгого соблюдения времени.
Но счастливое детство живёт в своём темпе, не подозревая, что задержка на 5–10 минут способна разрушить логично выстроенный мамин день. И чтобы везде успеть, мы просим, уговариваем, закипаем, раздражаемся. Давай быстрей вставай, быстрее одевайся, быстрее заканчивай игру...
А ребёнок, как будто специально начинает замедляться: медленно надевать куртку, медленно есть кашу, играет, а не собирать игрушки. Начинает весело бегать кругами, крича и смеясь, или вовсе падает на пол с истерикой. И мы уже начинаем кричать: «Давай, быстрее!»

Елена, Валерьевна, в каком возрасте ребёнок понимает смысл слова «быстро», так как понимают его взрослые?

Разговор об этом стоит начать с понятия возрастных способностей. «Давай-ка быстрее» — говорит мама 2-3 летнему ребёнку. И ребёнок быстро и радостно бегает вокруг. А быстрее одеться — это пока ещё непонятно. Ведь даже натянуть колготки — для него уже сверхзадача. Малыш не способен сделать это быстро. Вот и возникает рассогласование просьбы мамы и ответной реакции малыша. В этом возрасте лучший способ потратить минимум на сборы — одеть ребёнка самой. Попробуйте поиграть в «замри, не двигайся», пока мама помогает одеться. Во время этой игры — бегать нельзя, а вот помогать маме можно и нужно. Спокойствие и улыбка мамы точно ускорит сборы.

Получается, понимание мамой возрастных потребностей помогает понять ребёнка и выбрать оптимальный вариант взаимодействия?

Да, именно так. Наши взрослые ожидания должны быть соотнесены с возрастными возможностями ребёнка.
Примерно в 4 года ребёнок учится понимать, что именно мы вкладываем в понятие «быстро». «Давай-ка быстрее» — говорит мама. И ребёнок ждет продолжения — быстрее что? Одеться — стараюсь… Есть — не сможет … Убирать игрушки — вообще нереально — здесь другой ритм течения жизни... Поэтому, если слово «быстро» не совпадает с пониманием жизни, ребенок останавливается. Останавливается, чтобы выдохнуть и сохранить себе нервную систему. Нервная система малыша не способна жить в ритме постоянного убыстрения. И так будет до 7 лет. Потом он, возможно, научится быстро одеваться. Но сможет ли быстро учиться и реагировать? Принимать жизненно важные решения и быстро делать выбор?

Как же современной маме организовать свой день, понимая возрастные способности ребёнка?

Должно быть, и быстро, и медленно. Нужно предусмотреть периоды замедления. Если мама чувствует, что быстро доминирует, то пришло время подумать, когда будет медленно.
Важно в течение дня дошкольника выстроить чередование ритмов. Мы быстро идём на занятие, но дома медленно играем, не спеша рассматриваем или читаем книгу. Мы быстро одеваемся, но спокойно идем. Бежим в одну сторону, медленно идем обратно. Проговорите ребенку, почему так происходит. «Мы медленно собирались — приходится бежать». Или: «Мы заранее стали собираться, поэтому спокойно идем».
При таком подходе мама получить две замечательные вещи. При слове «быстро» — ребёнок будет понимать, что нужно ускориться, но потом обязательно будет медленно. Мама сохранит здоровье семьи и выстроит с ребёнком добрые отношения.

Школьники

Вот ребёнок пошёл в школу. Родители дополняют школьное образование музыкой, рисованием, спортом, танцами, иностранными языками. А ещё ребёнку нужно успеть погулять, поиграть, да просто побыть наедине с собой и ничего не делать.

Елена Валерьевна, в каждой семье, где есть школьник встаёт вопрос с уроками. Нам хочется, что ребёнок сел и всё быстро сделал. И мы начинаем его подгонять: «Давай, делай быстрее!». Но часто выполнение домашнего задания занимает всё свободное время. В итоге и родители, и ребёнок измотаны просьбами ускориться, а времени на игру, отдых, а иногда и полноценный сон не остаётся. Как быть?

Для сохранения здоровья и взаимопонимания с детьми начальной школы, как и для дошкольника, важен режим чередования ритма жизни. Только звучать это будет по-другому: слушали — размышляли, активно двигались — расслабленно валялись, общение — одиночество. И то, и другое должно быть в жизни школьника.
«Быстро делай» - родители и ребёнок понимают совершенно по-разному. Родитель говорит: «Быстро делай», то есть «Прошу тебя, не отвлекайся, сосредоточься на этом задании и доделай его до конца». Ребёнок слышит «быстро делай» и... быстро пишет, быстро читает, быстро переворачивает страницы, перескакивает взглядом с одного задания на другое задание и ничего не понимает.
Почему? Потому что процесс выполнения домашнего задания включает в себя несколько этапов мыслительного процесса:

  • прочитывание и понимание сути задания
  • воспоминание того, что на эту тему слышал в школе или ещё где-то
  • анализ и сопряжение этих данных
  • планирование решения, подбор вариантов
  • выбор варианта решения и собственно решение
  • аккуратная запись начисто или переписывание из черновика.

Ну и в какой момент можно действовать быстро? Ответ очевиден — когда эта задача знакомая, много раз сделанная раньше или когда тебе диктуют ответы и решения и ты быстро записываешь. Для всего остального слово «быстрее» абсурдно.

Ребёнок может думать и выполнять задания только в своём темпе. Каждый человек уникален, у него своя скорость освоения материала. Учёба — это и есть развитие мыслительных процессов. Ребёнок учится размышлять сам. Для анализа нужно осмотреться в пройденном материале. Когда взрослый постоянно подгоняет, то происходит системный сбой. Включается другая схема: просто слышу, механически делаю, то что мне сказали.

Получается, своим желанием ускорить мыслительный процесс, мы оказываем медвежью услугу ребёнку?

Именно так. Ребёнок не учится размышлять и делать выводы. Всё это усугубляется к подростковому возрасту. Чтобы подростку не утонуть в интернет-сёрфинге и выбрать свой путь, нужно уметь размышлять, вглядываться в себя и окружение. А это всегда происходит только через остановку и сосредоточение. На паузе. Для того, чтобы выбрать направление движения, надо остановиться и осмотреться вокруг.

Средняя и начальная школа нам даёт такую возможность. В этом возрасте происходит формирование у ребёнка мышления и воли, важнейших умений для совершения выбора. И наша задача, как родителей способствовать, а не мешать этому процессу.

Подростки

Как нам, родителям, справиться со своей тревожностью о будущем взрослеющего чада, желанием контролировать и ускорить решение тех вопросов, которые в принципе нельзя форсировать.

Елена Валерьевна, кажется, что конструкция «Давай, быстрее» в общении с подростками вообще не работает?

Но почему же? Наши подросшие дети в состоянии понять слово «быстрее», когда мы просим прийти на помощь, поспешить на автобус, и уже научились понимать, что мы имеем в виду под «быстро сделай уроки».
А вот как быстро решить, кем ты будешь? Чем ты будешь заниматься в жизни? Или, как быстро выбрать, какие предметы на ЕГЭ ты будешь сдавать?
У каждого человека своя скорость принятия решения. И своё время на самоопределение. Здесь ускорение противопоказано, если только ребенок не сделал свой выбор. Например, решил, что станет физиком или экономистом, или врачом. Тогда понятно в каком направлении бежать.
Но пока нет глобальной цели, нужно остановиться и неторопливо осмотреться. В этом вопросе родителем надо набраться терпения и деликатности. Скорость выбора ребенка зависит от темперамента, от привычки к замедлению, способности размышлять и анализировать. А чаще всего у подростков такое ежедневное жизненное ускорение, что остановиться и подумать просто некогда. Мозг настолько устал, что может только воспринимать или спать. Причём воспринимать — это смотреть, наблюдать, но без анализа и принятия решений. Думаю, многим взрослым известно такое состояние: после тяжёлого дня.

И хочется «нырнуть» в телефон?

Да! Современный мир усугубляет ситуацию с принятием СВОИХ осознанных решений. Инфошум вокруг нас кричит — не тормози, беги! Быстрое общение в соц.сетях, быстрые реакции, однодневные знакомые. Всё это поверхностное скольжение по жизни, никак не способствует замедлению, остановке, возможности осмотреться вокруг и всмотреться в себя. А без этого невозможно принятие вдумчивых решений.
Для того чтобы подросток в ответственный момент смог сделать СВОЙ осознанный выбор, мы должны начинать его учить замедляться в дошкольном возрасте, внося в его жизнь ритм чередование: быстро, медленно. Закреплять этот навык в начальной школе и бережно подходить к вопросам обучения в средней школе. Не разрушить своим желанием всё успеть формирование способностей понимать, анализировать и делать выводы.

Так как же общаться с подростком, чтобы помочь сделать правильный выбор и сохранить доверительные отношения?

Нужно понимать, что в подростковом возрасте идет глобальная перестройка организма, поэтому подростки практически всегда хотят спать. Быстро встать это тяжело физиологически для подростка. Крик с утра: «Быстрей вставай, опаздываешь» — это худшее, что вы можете сделать для своего ребёнка. День добавит ему скорости в дороге, в школе, на быстрых перекусах, в быстром общении. Будить подростка нужно с такой же любовью, как и младенца. Нежно и бережно.
В подростковом возрасте важно не упустить возможность замедленного общения с ребёнком. Когда подросток пришёл поговорить с вами медленно, о чём-то философском, вечном, в этот момент не убежать. Остановить себя, выслушать, ответить. Важно остановить свой ритм ради него. Это уже не чередование: быстро, медленно, а готовность подстроить свой ритм под запрос ребёнка. Если нет возможности остановиться сразу: спокойно объяснить, что прибегу — поговорим на эту тему. И прибежав, действительно остановиться.

Елена Валерьевна, спасибо за этой небыстрый и вдумчивый разговор на «быстрые» родительские темы. Как всё-таки важно установить и поддерживать доверительные отношения ребёнком. У вас наверняка есть ещё, что сказать и порекомендовать родителем?

Буду рада поделиться опытом, как построить доверительные отношения с ребенком и помочь ему с взрослением, на занятиях в студии «Шаги в мир»!

Торопитесь! Вы еще успеваете записаться к Елене Давыденко в новую группу для малышей 1,5-2 лет, старт с октября: https://rojdestvo.ru/programmy/doshkolnikam/shagi-v-mir/

8 (495)504-56-12

-2