В Новом театре кукол премьера – анекдот «Пиковая дама» А.С. Пушкина (инсценировка Алексея Гончаренко), поставленный в рамках партийного проекта «Культура малой Родины».
Спектакль поставили известные в Краснодаре люди: лауреаты и номинанты «Золотой маски» режиссер Александр Янушкевич, художник Татьяна Нерсесян, балетмейстер Степан Баннов. Музыку написал композитор Андрей Евдокимов. Команда мастеров прекрасно зарекомендовала себя в спектакле «Метаморфозы».
Мы вправе ждать от создателей «Метаморфоз» лаконизма и метафоричности, особого театрального языка и авторской иронии. Дождались?
Разбирался наш корреспондент, который в числе первых побывал на премьере. Дважды…
Чёрные призраки, белые ночи
Город белых ночей рождает самых чёрных призраков. Кажется, что где-то в одном из дворов-колодцев прячет топор Раскольников, кутается в подбитую ветрами шинель Акакий Акакиевич. В доме на набережной Мойки пишет поэмы Пушкин, а где-то в Зимней Канавке сводит счёты с жизнью менее удачливая героиня одноимённой оперы.
Художественные метафоры, щедро рассыпанные в «Пиковой даме», – отдельный смысловой квест, добавляющий анекдоту глубину и в то же время включающий спектакль в русскую традицию. Вспоминаются Достоевский, Гоголь, Чехов («Человек в футляре») и, конечно, опера П.И. Чайковского, к партитуре которой местами тонко, иронично и с глубоким почтением к оригиналу отсылает нас Андрей Евдокимов.
Немало ассоциаций рождает и визуальный ряд. Вольтеровское кресло старухи графини – и гроб, и тюрьма одновременно. Временами тени, ложащиеся на задник сцены, живут своей жизнью. Чёрные, жуткие тени.
Как известно, П.И. Чайковский боялся призрака Пиковой дамы, который являлся ему во сне. Воображение рисует, как правило, призраков белым «прозрачным» цветом.
Наш призрак – чёрный. Чернее ночи. Чёрная дыра, а не призрак.
Кто, кто, кто в пальто?
Безумие, биполярочка, маниакальный психоз – эти страшные вещи хорошо описаны в русской литературе. Если коротко, анекдот «Пиковая дама» о том, как жадность и неумение отличить реальное от фантастического привели почти нормального парня Германна, который «не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее», в «жёлтый дом».
В версии Нового театра кукол мы видим момент, когда это происходит. На одном из знаменитых питерских мостов замкнутый в пальто, как в футляр, Германн начинает безумный танец. Вернее, танцует… его пальто. Из недр которого рождается маленькая куколка – душа…
Вот зачем режиссёру Александру Янушкевичу понадобились куклы.
Куклы – это душа…
Любопытно, что «душа» горбуньи и хромоножки Лизоньки стройна и не обезображена горбом. Кукла старой дамы, в отличие от оригинала, молода и красива…
У «танца пальто» есть его зеркальная версия – танец перерождения Лизы. В «момент икс», когда Германн спускается по лестнице, а в будуаре остывает тело графини, новая, прекрасная, стройная Лиза высвобождается от старых оболочек, как бабочка из личинки. Процесс этот болезненный. Но что нас не убивает, то делает сильнее.
– Для меня эта история о том, что человеку важно сделать выбор в пользу себя. Не потерять связь с реальностью. Себя реального, а не того мистического чудовища, которое порой лезет из нашего подсознания, – говорит режиссёр по пластике, хореограф Степан Баннов. В челябинском Театре современного танца он хореограф и артист. С Александром Янушкевичем он делает уже третий спектакль.
Роковое трио. Люди и куклы
«Пиковая дама» поставила перед артистами Нового театра кукол особые задачи. В спектакле много живого плана, артисты играют серьёзные драматические роли. И как играют!
Владислав Семенихин, Германн. Артист, которому удаётся крупный план. Роль, достойная серьёзной премии.
Мария Арешкина, Лиза. Ангел света. Хрупкая, но сильная девочка, сумевшая прожить и победить свою роковую любовь.
Заслуженная артистка Краснодарского края Марина Карпенко — Анна Федотовна, старая графиня. Ещё одна блестящая роль. Светская львица Венера Московская, разбившая не одно сердце. Деспотичная дама, полная противоположность своей воспитаннице Лизоньке.
Роковое трио дополняет ансамбль персонажей. Внук графини Томский – Максим Бекметов, лихой бонвиван. Первая серьёзная роль в Новом театре кукол. Нарумов – Андрей Краснов, тоже дебют. Сурин – Виталий Бегун, интересный образ.
Чекалинский – заслуженный артист Краснодарского края Александр Гилязетдинов. Высший пилотаж. Мастер крупного плана. Посмотрите, как меняется его мимика, когда Германн начинает делать роковые ставки…
Только три персонажа – Германн, Лиза, графиня – имеют персонифицированных кукол. Тем не менее по отношению к предмету, к маске, к кукле, по высокому обобщению, свойственному именно «кукольным» спектаклям, «Пиковая дама» – это спектакль театра кукол.
Свет в конце тоннеля
Купив билет на «Пиковую даму», будьте готовы к контрастам. В том числе и световым.
Ах, этот свет! Он рождает страшные тени на заднике. Он превращает игральный стол в операционный, где послойно «препарируют» наше сознание, пытаясь дойти до основ…
Художник по свету – личность в театральном мире известная. Евгений Козин. В Молодёжном театре он ставил спектакль «Золотой петушок».
Свет в «Пиковой даме» имеет свою, особую миссию. Такой яркий свет бывает только в начале миров или в конце тоннеля.
В спектаклях Янушкевича (а в Новом театре кукол это уже третий) всегда есть тот, кто стоит над всем.
Кто-то невидимый.
Тот, кто дёргает за ниточки.
Кто включает и выключает свет.
Бог шельму метит
«— Дама ваша убита, — сказал ласково Чекалинский. Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как мог он обдёрнуться».
На языке картёжника это устаревшее, смешное слово означает «ошибиться, вытащив не ту карту». Спасибо инсценировщику Алексею Гончаренко, что донёс его до современных зрителей.
«Обдёрнулся», — говорит Германн, обращаясь в зрительный зал. Возвращая нас из мистического триллера в анекдот или даже водевиль, в котором всегда есть мораль, как правило, изложенная простыми народными выражениями.
Бог шельму метит. Не дёргай тигра за усы, а судьбу – за хвост. Манипулятор, пытавшийся выменять любовь на деньги, получает по заслугам. Всегда. Если что – спросите Германна. Только не рассчитывайте на ответ.
А лучше сходите на спектакль. В нём есть над чем задуматься и взрослым детям 12 +, и просто взрослым.
«Сначала было немного тонко, а потом меня будто бы ударили ножом. Спасибо артистам за спектакль. Я буду о нём думать», – написала в книге отзывов подросток.
Группе школьников анекдот по повести А.С. Пушкина не показался страшным. Экспрессивным, мощным – да. Страшным? Видели и пострашнее.
А кто сказал, что современных детей театр должен гладить по голове?..
P.S.
В эти дни Новый театр кукол представляет спектакль «Метаморфозы» на VII Большом детском фестивале, который проходит в Санкт-Петербурге и в Москве.
А до этого в Москве, на V фестивале БДФ, были показаны «Сказки Гримм».
Тенденция?..
P.P.S
И всё-таки мистика существует. В 1909 году именно 4 октября на сцене Зимнего театра в Екатеринодаре давали спектакль «Пиковая дама». Неизвестный рецензент из «Кубанских областных ведомостей» оставил отзыв: «Это была, безусловно, лучшая постановка в Екатеринодаре».
Добрый знак?
Режиссёр Александр Янушкевич – Новому театру кукол: «Выжимайте из этой сцены всё!»
Как мы уже писали, в этом году Большой детский фестиваль пройдёт сразу в обеих столицах. Искушённая театральная публика Санкт-Петербурга и Москвы увидит «Метаморфозы» по Овидию. А мы вспоминаем ноябрь 2022-го, когда наш театр повёз на V Большой детский фестиваль «Сказки Гримм».
Кажется, они «выжали всё» – артисты Нового театра кукол, с таким успехом
показавшие спектакль «Сказки Гримм» на V Большом детском фестивале в
Москве. Подготовка к показу напоминала конвейер: время рассчитано по минутам, любой сбой грозил срывом. На монтировку декораций, технические прогоны и репетиции отводилось очень мало времени. К тому же необходимо было адаптировать спектакль для чужой, неродной сцены так, чтобы он «заиграл».
Малая сцена Губернского театра оказалась вдвое больше нашей и очень
«намоленной» – на линолеуме пестрели многочисленные метки от предыдущих
спектаклей, которые пришлось зачищать. Благо, режиссёр «Сказок Гримм»
Александр Янушкевич эту сцену прекрасно знал. Правда, приехать не смог. Но современные средства связи помогли режиссёру и артистам найти единственно верное постановочное решение: выдвинуть главную и единственную конструкцию в стиле лофт (в народе именуемую «шкафом») к авансцене и освободить пространство от лишней одежды.
«Выжимайте из этой сцены всё! Это должен быть сияющий остров посреди чёрного пространства», – говорил режиссёр. Но добиться этого оказалось совсем не просто…
Конструктивные особенности зрительного зала – больший, чем в Краснодаре,
уклон и размеры помещения – заставили срочно менять световое решение. В пять вечера – черновой прогон с артистами, в семь – конкурсный показ. Всё – на максимальной собранности и автоматизме…
У артистов задача осложнялась ещё и тем, что больше половины «Сказок Гримм»
играется… вслепую. Большие маски, которые актёры надевают на голову, без
прорезей для глаз. Это заставляет по-особому проживать пространство, ощущать партнёра кончиками нервов, прощупывать каждый сантиметр сцены. Но так достигается необходимый психологический эффект – в этой жизни мы подобны самым маленьким беспомощным существам, прогрызающим себе путь к свободе и свету. Как бы мы ни стремились к переменам, итог предрешён…
Впрочем, выводы могут быть иными. «Сказки Гримм» – спектакль многомерный,
философское пространство которого зависит от того, кто его смотрит.
Важно, что, однажды увидев его, ты уже не станешь прежним…
P.S.
…А сейчас, именно в эти минуты, артисты Нового театра кукол показывают москвичам Овидия.
Болеем за наших и ждём с победой!
Фото: Алексей Петров