Найти в Дзене
трусики гюисманса

Перечитал «Волкодава» и изумился, насколько это плохо

«Волкодав» Марии Семеновой – роман в жанре фэнтези, посвященный приключениям последнего воина из рода Серых Псов. Выпущенный в 1995 году, «Волкодав» стал началом популярной серии из 6 книг. А также одним из родоначальников славянского фэнтези – жанра, явно вдохновленного западными образцами, но имеющего собственные национальные амбиции. В детстве я прочитал несколько книг Семеновой и был вполне доволен. Наверно, не стоило перечитывать. Что же это за история? Она посвящена мести. Молодой воин Волкодав, чья семья трагически погибла, спустя годы находит своего врага и идет за ним. Да, пожалуй такие истории были распространены в американских боевиках 80-х. Ничего удивительного – мы же помним, что они тоже растут из одного с «Волкодавом» места (из мономифа)! А чтобы читатель все же помнил, что фэнтези славянское, Мария Семенова периодически вставляет в текст слова «сиречь» да «печево». В ходе своего похода главный герой обретает множество друзей – и все ему, конечно, пригодятся, как завещал

«Волкодав» Марии Семеновой – роман в жанре фэнтези, посвященный приключениям последнего воина из рода Серых Псов. Выпущенный в 1995 году, «Волкодав» стал началом популярной серии из 6 книг. А также одним из родоначальников славянского фэнтези – жанра, явно вдохновленного западными образцами, но имеющего собственные национальные амбиции. В детстве я прочитал несколько книг Семеновой и был вполне доволен. Наверно, не стоило перечитывать.

Обложка издания от «Азбука-Классика»
Обложка издания от «Азбука-Классика»

Что же это за история? Она посвящена мести. Молодой воин Волкодав, чья семья трагически погибла, спустя годы находит своего врага и идет за ним. Да, пожалуй такие истории были распространены в американских боевиках 80-х. Ничего удивительного – мы же помним, что они тоже растут из одного с «Волкодавом» места (из мономифа)! А чтобы читатель все же помнил, что фэнтези славянское, Мария Семенова периодически вставляет в текст слова «сиречь» да «печево».

В ходе своего похода главный герой обретает множество друзей – и все ему, конечно, пригодятся, как завещала русская сказка. Волкодав вообще безумно хорошо разбирается в людях. Лишь раз взглянув на собеседника, он понимает, достойный тот человек или так себе. Все, кого с первой минуты подозревает Волкодав, окажутся злодеями/заговорщиками/изменниками. Все, кто Волкодаву приглянулся несмотря на грозный и странный вид, окажутся ангелами во плоти. Об интересе читателя Волкодав вместе с Марией Семеновой не подумали. Пожалуй, окажись герой Семеновой в Хогвартсе, он мигом понял бы, что Снейп – свой парень, просто с характером.

Нет уж, экранизацию Лебедева вы меня пересмотреть не заставите.
Нет уж, экранизацию Лебедева вы меня пересмотреть не заставите.

Обилие подробно выписанного экшна в последних главах также навевает воспоминания не о Толкине, а скорее о Конане и книжках в жанре американского «крутого детектива». Чуть что кому-то выпускают кишки, бросают со скалы или уничтожают каким-то иным изощренным образом. А описание звуков, с которыми ломаются кости, встречается так часто, что со счета можно сбиться. Как писал Терри Пратчетт, в молодости многие писатели думают, что в хорошем фэнтези должны быть битвы, много битв! В славянском фэнтези находим подтверждение слов британского классика.

Больше всего угнетает последняя глава. В попытках набросить на фэнтези моральный саван и заодно спасти персонажей из заключительной авантюры, Семенова применяет непростительное заклятие. Она вводит в текст переменную, о которой ранее в романе не было ни полслова. На последних страницах появляется явление, переворачивающее законы местного мира, никак не связанное с основным сюжетом. Об этом явлении знал один из персонажей, но молчал, пока ни пришло время. Это сильно лениво, сильно.

В целом складывается ощущение, что Семенова кое-где не состыковала некоторые части романа, написанные в разное время. А редактор не подчистил. Детали это выдают. Здесь нет героев, меняющих имена в разных главах, как у Стивена Кинга в эпоху кокаиновых приключений, но есть вещи куда серьезнее, заставляющие постоянно сомневаться в адекватности и работоспособности авторской вселенной.

Кто недавно читал или перечитывал, что скажете?