История о том, как один из фабрикантов тульских самоваров Московскому зоопарку помогал.
САМОВАРЫ БАТАШЕВЫХ
История одного из знаменитых тульских самоварных производств началась в 1840-х годах. Оружейник Степан Федотович Баташев, еще в 1819 году открывший в Чулковой слободе Тулы часовую мастерскую, решил заняться более выгодным в то время самоварным делом. Статистика 1849 года была такой: тринадцать рабочих; произведено 360 самоваров на сумму 1680 рублей. Обороты росли и вот уже Баташев приписывается к купечеству, переезжает с окраины Тулы в центр, где строит фабрику и семейный дом.
В 1861 году пожар полностью уничтожил и фабрику, и дом, которые не были застрахованы. У Степана Федотовича случается приступ со смертельным исходом... Возрождать семейное дело пришлось старшему, девятнадцатилетнему, сыну Василию. Уже в 1870 году баташевские изделия были достойно представлены на Всероссийской мануфактурной выставке в Санкт-Петербурге: один из самоваров наградили серебряной медалью, а подносы и полоскательницы – бронзовой. В 1876 году учреждается Товарищество «Василий, Александр, Павел Степановичи братья Баташевы». В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве Баташевы удостоились золотой медали за размеры производства и соотношение «хорошее качество-невысокая цена»; в 1883 году получили золотую медаль и диплом на Международной выставке «колониальных произведений и отпускных товаров в Амстердаме». А вот статистика 1883 года: 300 рабочих, паровой двигатель, 42 токарных станка, 20 кузнечных горна; произведено шесть тысяч самоваров. Через два года рабочих уже 600, а самоваров производится более одиннадцати тысяч.
В 1885 году из семейного дела вышел Павел Степанович, а в 1890 году –Александр Степанович, который основал в Туле новое самоварное предприятие. Теперь «баташевских» адреса в Туле было два: знаменитая уже фабрика под управлением Василия Степановича на Грязевской улице (современная Лейтейзена) и фабрика Александра Степановича на Новопавшинской улице (современная Коминтерна). В 1894 году Александр Степанович подарит свою фабрику младшим братьям, Ивану и Алексею, оставив себе долю в прибыли. По объему производства эта фабрика занимала в Туле четвертое место.
В 1896 году на Всероссийской промышленной и художественной выставке фабрика Василия Степановича получила высшую награду – право размещения на продукции клейма с Государственным гербом. Теперь она называлась «Товарищество паровой самоварной фабрики наследников Василия Степановича Баташева в Туле». Производство постоянно модернизировалось: так, в 1912 году работал уже нефтяной двигатель в тридцать лошадиных сил.
По данным 1915 года фабрика «наследников Василия Степановича Баташева в Туле» выпускала ежегодно 120 000 самоваров на сумму 1 605 755 рублей. В каталоге насчитывалось около шестидесяти моделей самоваров: от маленьких на четыре чашки, до больших на четыре с половиной ведра; от дешевых, продаваемых по 25-25 рублей за пуд, до дорогих, цена которых за штуку могла достигать 200 рублей.
Самовар из прейскуранта за 1898 год
АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ БАТАШЕВ (1848-1912)
Один из братьев Баташевых, Александр Степанович прославился как крупный благотворитель и селекционер домашней птицы, которого называли «тульским Дарвиным».
В Туле Александр Степанович устроил четыре дома для слепых (один из них был первым подобным заведением в России) и три ночлежных дома, делал денежные пожертвования 26 церквям, выделил 37 тысяч рублей на содержание убежища для неизлечимо больных при храме Серафима Саровского. Он заботился о «нуждающихся семействах воинов, потерявших здоровье на службе» и о «недостаточных воспитанницах Тульского епархиального женского училища», о «бедных учениках Тульской гимназии» и о «народном здравии», об исправительных приютах и о публичных чтениях. В 1904 году за благотворительную деятельность Александру Степановичу Баташеву присвоили звание почетного гражданина города Тулы.
Но главным увлечением Александра Степановича было разведение домашней птицы – голубей, кур, гусей и уток. Он акклиматизировал в России иностранные породы и, ведомый чувством патриотизма и содействия отечественному сельскому хозяйству, селекционировал собственные «баташевские»; основал журнал «Вестник птицеводства» и участвовал в основании Российского общества птицеводства; на собственные деньги устраивал выставки птиц в Санкт-Петербурге, Москве, Харькове, Одессе, Курске, Калуге и передавал ценные экземпляры в сельскохозяйственные общества для разведения. Редкие и экзотические птицы из его коллекции отправлялись в парки императорских резиденций. Деятельность Александра Степановича высоко оценивали многочисленные научные сообщества России и Европы, российские и зарубежные монархи. Внушителен список наград – от научных до государственных.
АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ БАТАШЕВ И МОСКОВСКИЙ ЗООПАРК
Зоосад в Москве был организован в 1864 году Императорским обществом акклиматизации растений. Начинался он скромно: 134 экземпляра домашних животных, 153 экземпляра диких зверей и птиц, семь экземпляров пресмыкающихся. Экзотических животных представляли два льва, два тигра, ягуар, леопард, носорог и аллигатор. Для расширения коллекции животных покупали или привозили из специально снаряженных экспедиций. Еще их преподносили в дар: например, в начале 1870-х годов египетский хедив Измаил-паша пожаловал зоосаду около 70 экземпляров ценных африканских животных.
Александр Степанович Баташев состоял в Императорском обществе акклиматизации растений и бескорыстно помогал Московскому зоосаду. Например, взял на себя расходы по перевозке и обустройству птичника, который по его же совету великий князь Сергей Александрович передал в Зоосад из своего подмосковного имения. Как председатель комиссии Зоосада Баташев на свои средства в 1882 году купил около сотни разных птиц и двух аллигаторов. В 1884 году Баташев отправил коллекцию из 150 домашних и диких птиц (среди них были и выведенные самим Баташевым), а также собрание книг и альбомов по орнитологии турецкому султану Абдул-Хамиду II – «всемирно известному любителю птицеводства». Преподнести их должен был заведующий Московским зоосадом Александр Егорович Челюканов, поездку которого в Стамбул Баташев оплачивал. В ответ султан подарил Московскому зоосаду большую (около 250 экземпляров) и весьма ценную коллекцию экзотических птиц. Через год Баташев стал председателем орнитологического отдела Московского зоосада и еще многие годы помогал его развитию и обустройству.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Как видим, о тульских самоварах, о людях, что доставляли их славу, можно вспомнить не только в Туле. Ведь самовар и чаепитие границ в России не имеют.