Что такое целевая аудитория
Целевая аудитория — это группа людей, у которых есть потребность в продуктах компании, а также возможность их приобрести. Другими словами, это те, на кого должен быть ориентирован бизнес.
Членов такой группы объединяют по схожим признакам, например, полу, возрасту, доходу, семейному положению, месту проживания и т. д. К целевой аудитории относятся и потенциальные, и действующие клиенты компании.
В ЦА часто можно выделить подгруппы, для которых характерны общие потребности. Вот примеры целевой аудитории для продукта «кофе с собой»:
- Офисные работники — мужчины и женщины в возрасте 25-40 лет, как правило, менеджеры нижнего и среднего звена, покупают кофе утром по дороге на работу, чтобы взбодриться.
- Мамы в декрете — женщины 23-35 лет, как правило, гуляют с детьми и пьют кофе «навынос», чтобы порадовать себя.
- Студенты — мужчины и женщины 18-23 лет, могут пить кофе вместо обеда и чтобы зарядиться энергией перед парами.
Разделение аудитории на подгруппы по разным критериям называется сегментированием. Самая многочисленная и прибыльная группа — это ядро аудитории.
Характеристики, которые описывают аудиторию
Какие из них использовать, зависит от конкретной бизнес-задачи.
Базовый набор характеристик — это пол, возраст, доход и география проживания потенциальных клиентов. Но чаще всего этих параметров бывает недостаточно, чтобы глубоко разобраться в потребностях и болях аудитории. Рассмотрим более подробный перечень характеристик.
Что ты должен знать о потенциальном клиенте:
- - пол;
- - возраст и, как следствие, принадлежность к демографическим группам — «бумерам», «зумерам» и т. д.;
- - уровень образования;
- - доход, должность и сфера деятельности, социальный статус;
- - семейное положение и наличие детей;
- - место проживания, в том числе, размер населенного пункта и климатический пояс;
- - национальность и особенности менталитета.
Поведенческие особенности по отношению к товару или бренду:
- - как часто человек совершает покупку определенных товаров и по какой стоимости;
- - где он покупает, какими каналами пользуется;
- - где получает информацию о продуктах, какую рекламу видит;
- - что мотивирует к покупке, как он принимает решение;
- - как относится к конкретной категории товаров и к разным брендам.
Обрисуй боли и желания своего клиента/гостя/заказчика
- - стиль жизни, интересы и ценности;
- - хобби и увлечения, в том числе, как отдыхает и развлекается;
- - мечты и жизненные стремления — что любит, каким хочет быть;
- - боли, страхи, переживания — что беспокоит больше всего, чего хочет избежать;
- - бренды, которым доверяет и пользуется;
- - селебрити, за которыми наблюдает и на которых хочет походить и т. д.
Есть и другие характеристики, которые описывают особенности целевой аудитории. Но приоритетные параметры — те, которые помогают в первую очередь ответить на вопрос «какие потребности есть у человека».
Например, если производитель духовок будет изучать свою ЦА, то в первую очередь ему важно будет узнать «как часто и что именно готовит человек», а не «какой обувной ложкой пользуется среднестатистический человек».
Как определить целевую аудиторию
Есть несколько разных способов для определения целевой аудитории продукта.
Если продукт уже существует и рынок аналогичных продуктов сформирован, можно использовать следующие способы:
- - Проанализировать текущих клиентов компании. Определите, кто и зачем чаще всего приобретает ее продукты, а также в какие группы можно объединить этих людей.
- - Изучить конкурентов. Их аудитория может значительно отличаться от вашей. Проанализируйте, какие дополнительные сегменты рынка они охватывают и за счет чего.
- - Исследовать рыночный спрос и общие тренды. Посмотрите, какими товарами интересуются люди в интернете, как решают свои проблемы.
Если вы разрабатываете инновационный или принципиально новый продукт, рынок сбыта которого еще не сформирован, а значит, не понятен уровень спроса, можно использовать так называемые CustDev-исследования. Они позволяют описать предпочтения целевой аудитории и ее потребности, сформулировать требования к будущему продукту.
Как правило, CustDev-исследования начинаются с фокус-групп или глубинных интервью с потенциальными клиентами — на этом этапе формируется набор гипотез по аудитории и будущему продукту. Следующим шагом обычно проводятся количественные исследования — онлайн или офлайн опросы. Они нужны для того, чтобы подтвердить или опровергнуть полученные гипотезы, точнее оценить емкость сегмента и актуальность проблемы, которую будет решать новый продукт.
Где взять информацию о ЦА
Информацию о вашей целевой аудитории можно найти в нескольких источниках, например:
- - Собственная статистика продаж. Здорово, если помимо имен и контактов клиентов компания собирает еще их соцдем данные.
- - Статистика посещения сайта и соцсетей бренда. Соцдем характеристики посетителей сайта можно узнать при помощи Яндекс Метрики, а в соцсетях для этого предусмотрен раздел со статистикой страницы.
- - Готовые исследования рынка. Можно, в том числе, найти бесплатные исследования из открытых источников.
- - Заказные исследования. Это могут быть интервью, опросы, фокус-группы с клиентами компании или конкурентов.
- - Реальное общение клиентов. Можно изучить переписку на форумах и записи телефонных разговоров со службой поддержки, чтобы лучше понять потребности аудитории, ее боли и проблемы.
- - Сервисы Yandex Wordstat и Google Trends. Они помогут выяснить, чем чаще всего интересуются потенциальные клиенты, какие проблемы хотят решить.
Прежде чем искать информацию и проводить исследования, лучше всего лично пообщаться с представителем целевой аудитории, например, поговорить с клиентами компании и понаблюдать за ними в точках продаж. Это поможет составить о них правильное представление и, возможно, натолкнет на новые идеи.
Портрет целевой аудитории
Портрет потенциального клиента представляет собой детальное описание яркого представителя ЦА с конкретными деталями. Чтобы составить портрет, надо указать имя и фамилию гипотетического представителя ЦА, его возраст, образование, место работы, боли и потребности, страхи и жизненные устремления и т. д.
Вот пример портрета целевой аудитории:
- Игорь Иванов, 38 лет.
- С рождения живет в Москве в Новых Черемушках, квартира досталась от бабушки, без ипотеки.
- Есть жена и дочка, которой 5 лет.
- Работает менеджером среднего звена — продает технику в «МВидео», зарабатывает 100-120 тысяч в месяц.
- С семьей ездят в отпуск 1 раз в год — чаще это российский юг, иногда — дача родителей.
- Отдыхает дома за компьютерными играми, раз в месяц встречается с друзьями в баре, иногда ходит с дочкой в парк и ТЦ.
- Беспокоится о том, что стал набирать вес и часто уставать — энергии для работы и семьи не хватает. Хочется повышения в должности и социального статуса, но пока не выходит.
- Периодически думает о том, чтобы пойти в спортзал или поднять тонус какими-нибудь витаминами.
- Главный страх — прожить всю жизнь на «текущем» уровне, не повидав мир и не достигнув ничего выдающегося.
Составление портрета целевой аудитории позволяет лучше понять триггеры клиентов, подобрать действенные мотиваторы и точнее сформулировать маркетинговое сообщение. Например, Игорю можно предложить услуги спортзала, витамины или кофе на вынос для того, чтобы он почувствовал себя увереннее и энергичнее, смог быстрее прийти к своим жизненным целям.
Основные ошибки при описании ЦА
- - Недостаточно детальное описание аудитории. Например, когда указывается только пол, возраст и география проживания. Этого мало, чтобы создать успешный продукт или разработать яркую рекламу.
- - Чрезмерное обобщение. Аудитория может быть описана подробно, но несколько сегментов с разными потребностями обобщены в один большой кластер. У одного сегмента должна быть одна ведущая потребность, которую решает продукт.
- - Неправильный выбор целевой аудитории. Например, выбор слишком узкого сегмента, который не принесет компании достаточной прибыли.
- - Выбор слишком большого количество целевых сегментов. В этом случае фокус работы рассеивается, а бюджеты на каждый сегмент, как правило, сокращаются.
Заключение
Изучение целевой аудитории — неотъемлемая часть бизнеса, ведь разработка любого продукта или запуск рекламной кампании начинается с вопроса «для кого мы это делаем?». Понимание своей аудитории позволяет компании выстраивать с клиентами прочные и доверительные отношения, а в долгосрочной перспективе — становиться более прибыльной и конкурентоспособной.
Для того чтобы определить свою ЦА, надо проанализировать текущих клиентов компании, аудиторию конкурентов и общие рыночные тренды. Вторым шагом надо выделить социально-демографические, психографические и поведенческие характеристики целевой аудитории и затем сегментировать потенциальных клиентов, то есть объединить в группы с общими потребностями.
Для того чтобы наглядно описать каждый сегмент, надо составить подробный портрет представителя ЦА — с конкретными деталями из жизни человека. Портреты аудитории позволяют лучше понять потребности потенциальных клиентов, их главные триггеры и мотиваторы.
Больше полезной информации в приложении бизнес клуба Терра
IOS: https://apps.apple.com/ru/app/terra-core/id6467891028
Android: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.club.terra