Найти в Дзене

Какие навыки коммуникации стоит развивать?

Оглавление

Ну что ж, навыки коммуникации — два слова, которые на слух уже считываются как спам🥴 или как что-то априори понятное.

Но все таки, на что стоит обращать внимание и что развивать, чтобы и на собеседовании умом блеснуть, и чтобы ощущать пользу от этих навыков в жизни?

  1. Навык установления контакта или начала диалога. Помогает нам начинать диалог, располагая собеседника к себе и включая его в беседу.
  2. Навык слушания — умение слушать и слышать других, помогает нам избегать лишней суеты, конфликтов и экономить время (своё и чужое).
  3. Грамотная аргументация — помогает в нужном нам ключе излагать свою точку зрения и убеждать, опять же снимает лишнее напряжение, количество конфликтов в коммуникации и экономит время.
  4. Умение задавать вопросы и совместно исследовать ситуацию.
  5. Навыки эффективной презентации — себя, своих идей и проектов.
  6. Эмпатичность и работа с конфликтами — помогают справляться с психологическим сопротивлением при донесении мыслей, идей и просьб до других.
  7. Рефлексия и умение давать обратную связь.

Ниже привожу расширенные комментарии и рекомендации по развитию каждого из этих навыков:

Установление контакта или начало диалога.

С этого начинается любой диалог, вне зависимости от того происходит общение один на один или с аудиторией.

Основная задача — показать заинтересованность в диалоге и то, что мы готовы услышать своего собеседника.

Второстепенная — выстроить условия ведения диалога в дальнейшем.

Для установления контакта можно просто посмотреть на собеседника, представиться и задать вопрос или кивнуть, показывая, что мы внимательны и готовы выделить время на общение с ним.

Важно выработать правило общения через зрительный контакт, так вы и ваш собеседник сможете понимать готовы ли вы выделить время и внимание для диалога или в данный момент заняты и стоит подойти позже. Это отличный навык для формирования уважительного отношения и общения как в коллективе, так и в личной жизни. Ведь всех нас иногда может раздражать, если нас отвлекают «по пустякам», когда мы сосредоточены на какой-либо задаче.

Навык слушания, он же активное слушание.

В первую очередь этот навык требует терпимости и фокусирования на собеседнике. Вам искренне должно быть любопытно и интересно услышать, что вам скажет собеседник, без негативных предсказаний и проецирования на себя.

В развитии этого навыка вам могут помочь вопросы:

  • почему он(а) мне это рассказывает?
  • что для него(неё) значит эта история?
  • что в наших взаимоотношениях заставляет его(её) доверять мне и ждать от меня помощи или совета?

Чувствуете разницу? Мы не оцениваем разговор с позиции «опять пришел испортить мне настроение?», «почему я должен выслушивать это нытье?», «тупица, неужели так сложно сделать все самому?!» и т.д. А пытаемся понять собеседника и то, чем можем быть полезны в этой ситуации.

Грамотная аргументация включает в себя:

  • умение ясно и уверенно выражать свои мысли и излагать аргументы разного типа (рациональные; построенные на личных переживаниях или личном опыте), которые понятны собеседнику, коллеге или партнеру
  • выстраивание логичной структуры изложения аргументов с фактами и примерами

Умение задавать вопросы и совместно исследовать ситуацию

Вопросы могут быть простыми и сложными, открытого (требующие развернутого ответа) или закрытого типа (да/нет).

По цели:

  • уточнение (верно ли, действительно ли, надо ли и т.д.)
  • восполняющие (как? что? почему? когда? где?)
  • перефразированние (другими словами…; правильно ли я понял…; вы думаете, что…)
  • резюмирование (обобщение сказанного во всем диалоге - если подвести итог…; на сколько я понял…)
  • провокация (цель таких вопросов вывести из эмоционального равновесия)
  • сбивающие (переводят внимание на другую/интересующую вас тему)

Правила постановки вопроса:

  • это всегда корректная, вежливая постановка вопроса
  • краткая и ясная формулировка
  • вопрос должен быть простым, но не примитивным
  • постановка вопроса должна быть логичной (не выбиваться из контекста диалога) поэтому идет в связке с внимательным слушанием собеседника

Навыки эффективной презентации

При развитии этого навыка, рекомендую обратиться к правилам 5 С:

  • содержание (используем только по существу вопроса: аргументы, факты, примеры, доказательства)
  • структура (привлекаем внимание к теме/вопросу, перечислям аргументы, раскрываем аргументы чуть более подробно, подводим итог, побуждаем к действию)
  • стиль (применяем ораторские навыки, создаем нужный нам эмоциональный настроя у слушателей)
  • сопровождение (подключаем аудио-визуальные средства презентации)
  • сложные ситуации (заранее готовим ответы на каверзные/частые вопросы, работаем с комментариями аудитории)

Эмпиричность и работа с конфликтами

Возможные причины:

  • сопротивления новому/изменениям
  • ориентация на своё эмоциональное состояние
  • прошлый негативным опытом
  • нежеланием брать на себя ответственность
  • финансовые риски/опасения
  • страх принятия решений

С любым типом сопротивления можно работать следующим образом:

  1. выражаем понимание и поддержку мнения собеседника
  2. задаем наводящий или уточняющий вопрос
  3. приводим аргументацию в пользу нашего предложения и выгоду от принятия этого предложения для собеседника

Рефлексия и обратная связь

  • ОС должна быть конструктивной, с фокусом на конкретные действия и результат
  • необходимо понимать контекст и обстоятельства, в которых были приняты решения или произведены те или иные действия
  • ОС должна быть регулярной и систематичной, чтобы избегать накопления проблем
  • даём собеседнику возможность участвовать в процессе: задавать вопросы, выражать свою точку зрению, предлагать свои варианты решений

• ОС лучше начинать с плюсов и затем уже давать рекомендации, о том что можно улучшить.

Ну всё, вперед к саморазвитию.