Ну что ж, навыки коммуникации — два слова, которые на слух уже считываются как спам🥴 или как что-то априори понятное.
Но все таки, на что стоит обращать внимание и что развивать, чтобы и на собеседовании умом блеснуть, и чтобы ощущать пользу от этих навыков в жизни?
- Навык установления контакта или начала диалога. Помогает нам начинать диалог, располагая собеседника к себе и включая его в беседу.
- Навык слушания — умение слушать и слышать других, помогает нам избегать лишней суеты, конфликтов и экономить время (своё и чужое).
- Грамотная аргументация — помогает в нужном нам ключе излагать свою точку зрения и убеждать, опять же снимает лишнее напряжение, количество конфликтов в коммуникации и экономит время.
- Умение задавать вопросы и совместно исследовать ситуацию.
- Навыки эффективной презентации — себя, своих идей и проектов.
- Эмпатичность и работа с конфликтами — помогают справляться с психологическим сопротивлением при донесении мыслей, идей и просьб до других.
- Рефлексия и умение давать обратную связь.
Ниже привожу расширенные комментарии и рекомендации по развитию каждого из этих навыков:
✨ Установление контакта или начало диалога.
С этого начинается любой диалог, вне зависимости от того происходит общение один на один или с аудиторией.
Основная задача — показать заинтересованность в диалоге и то, что мы готовы услышать своего собеседника.
Второстепенная — выстроить условия ведения диалога в дальнейшем.
Для установления контакта можно просто посмотреть на собеседника, представиться и задать вопрос или кивнуть, показывая, что мы внимательны и готовы выделить время на общение с ним.
Важно выработать правило общения через зрительный контакт, так вы и ваш собеседник сможете понимать готовы ли вы выделить время и внимание для диалога или в данный момент заняты и стоит подойти позже. Это отличный навык для формирования уважительного отношения и общения как в коллективе, так и в личной жизни. Ведь всех нас иногда может раздражать, если нас отвлекают «по пустякам», когда мы сосредоточены на какой-либо задаче.
✨ Навык слушания, он же активное слушание.
В первую очередь этот навык требует терпимости и фокусирования на собеседнике. Вам искренне должно быть любопытно и интересно услышать, что вам скажет собеседник, без негативных предсказаний и проецирования на себя.
В развитии этого навыка вам могут помочь вопросы:
- почему он(а) мне это рассказывает?
- что для него(неё) значит эта история?
- что в наших взаимоотношениях заставляет его(её) доверять мне и ждать от меня помощи или совета?
Чувствуете разницу? Мы не оцениваем разговор с позиции «опять пришел испортить мне настроение?», «почему я должен выслушивать это нытье?», «тупица, неужели так сложно сделать все самому?!» и т.д. А пытаемся понять собеседника и то, чем можем быть полезны в этой ситуации.
✨ Грамотная аргументация включает в себя:
- умение ясно и уверенно выражать свои мысли и излагать аргументы разного типа (рациональные; построенные на личных переживаниях или личном опыте), которые понятны собеседнику, коллеге или партнеру
- выстраивание логичной структуры изложения аргументов с фактами и примерами
✨ Умение задавать вопросы и совместно исследовать ситуацию
Вопросы могут быть простыми и сложными, открытого (требующие развернутого ответа) или закрытого типа (да/нет).
По цели:
- уточнение (верно ли, действительно ли, надо ли и т.д.)
- восполняющие (как? что? почему? когда? где?)
- перефразированние (другими словами…; правильно ли я понял…; вы думаете, что…)
- резюмирование (обобщение сказанного во всем диалоге - если подвести итог…; на сколько я понял…)
- провокация (цель таких вопросов вывести из эмоционального равновесия)
- сбивающие (переводят внимание на другую/интересующую вас тему)
Правила постановки вопроса:
- это всегда корректная, вежливая постановка вопроса
- краткая и ясная формулировка
- вопрос должен быть простым, но не примитивным
- постановка вопроса должна быть логичной (не выбиваться из контекста диалога) поэтому идет в связке с внимательным слушанием собеседника
✨ Навыки эффективной презентации
При развитии этого навыка, рекомендую обратиться к правилам 5 С:
- содержание (используем только по существу вопроса: аргументы, факты, примеры, доказательства)
- структура (привлекаем внимание к теме/вопросу, перечислям аргументы, раскрываем аргументы чуть более подробно, подводим итог, побуждаем к действию)
- стиль (применяем ораторские навыки, создаем нужный нам эмоциональный настроя у слушателей)
- сопровождение (подключаем аудио-визуальные средства презентации)
- сложные ситуации (заранее готовим ответы на каверзные/частые вопросы, работаем с комментариями аудитории)
✨ Эмпиричность и работа с конфликтами
Возможные причины:
- сопротивления новому/изменениям
- ориентация на своё эмоциональное состояние
- прошлый негативным опытом
- нежеланием брать на себя ответственность
- финансовые риски/опасения
- страх принятия решений
С любым типом сопротивления можно работать следующим образом:
- выражаем понимание и поддержку мнения собеседника
- задаем наводящий или уточняющий вопрос
- приводим аргументацию в пользу нашего предложения и выгоду от принятия этого предложения для собеседника
✨ Рефлексия и обратная связь
- ОС должна быть конструктивной, с фокусом на конкретные действия и результат
- необходимо понимать контекст и обстоятельства, в которых были приняты решения или произведены те или иные действия
- ОС должна быть регулярной и систематичной, чтобы избегать накопления проблем
- даём собеседнику возможность участвовать в процессе: задавать вопросы, выражать свою точку зрению, предлагать свои варианты решений
• ОС лучше начинать с плюсов и затем уже давать рекомендации, о том что можно улучшить.
Ну всё, вперед к саморазвитию.