Иудаизм строго регламентирует еврейские похороны, хотя у многих общин существуют свои традиции. При этом евреи относятся к смерти, как к естественному переходу на иной этап существования.
Анекдоты о старом умирающем еврее, у постели которого собирается вся родня, основаны на реальной основе. Поскольку традиции говорят о том, что обязательно следует оказывать поддержку человеку до последних секунд его жизни. Если смерть происходит не внезапно, то на смертном одре принято раскаяться в совершенных на протяжении жизни смертных грехах. Это можно сделать вслух, про себя или пригласить раввина.
Похоронный обряд евреев
Подготовка к похоронам. Тело умершего человека омывают либо в специальной купальне (миква) или просто поливают водой, до этого сняв все украшения. А затем, покойника облачают в самую простую одежду (новую покупать, не принято), обувь не надевают, бороду не бреют.
Гробы используются при похоронах только видных государственных деятелей или военных. Во многих европейских странах, евреи также хоронят покойных в гробах. Однако в Израиле многие хоронят обычных людей в саване. А в заготовленную яму на кладбище кладут тело покойного и с обоих боков ставят две доски, а третью кладут сверху. В иудейской традиции похоронные принадлежности, как и гроб, должны быть недорогими и изготовлены без использования металла. В данном случае достигаются две цели:
- во-первых, демонстрация того, что перед Всевышним равен каждый еврей;
- во-вторых, дерево при использовании похоронных принадлежностей полностью, что соответствует концепции: «Все мы из праха и обратимся в прах».
Похороны. На пути по направлению к кладбищу траурная процессия совершает несколько остановок у памятных для покойного мест - школы, места работы и так далее. При этом каждый встречный на пути еврей, должен присоединиться к процессии и пройти какое-то хотя бы небольшое расстояние с ними.
На кладбище тело традиционно принято опускать в могилу и после этого каждый из присутствующий на церемонии захоронения мужчина обязан бросить туда хотя бы одну лопату земли. При этом важно, чтобы лопата не передавалась из рук в руки, а её втыкают в землю и следующий человек берёт её заново. При этом во время обряда захоронения читается специальная молитва. На выходе с кладбища следует вымыть руки, а также сорвать несколько травинок и перебросить их назад через плечо.
Похоронный обряд в Израиле проводится за государственный счёт специальными ритуальными службами. При этом близкие покойного не имеют права выбирать кладбище и место захоронения. В противном случае, похороны проводятся за свой счет, тем более, на эти цели родственникам выплачивается внушительная сумма пособия.
Непосредственно обряд захоронения проводится как можно быстрее – в тот же день или на следующий. Переносятся похороны только если человек умер в субботу или в пятницу вечером, а также в религиозный праздник. Организацию похорон по традиции берут на себя дальние родственники покойного, соседи, коллеги или соратники по общине. Близкие родственники при этом проводят время в скорби и традиционным знаком печали от утраты родственника, считаются одежды, разорванные специальным образом.
Поминки. В связи со смертью близкого человека, принято делать пожертвования его родственниками в пользу бедных. Вместо традиционных для христиан поминок, родственники, коллеги и друзья покойного приносят его семье угощения. Причем все блюда должны быть круглой формы - яйца, булочки или овощи, фрукты. Таким образом, угощения для близких покойного символизирует вечную жизнь и скорбь, переходящую от одного человека к другому.
Траур. Строгий траур в течение 7 дней обязаны соблюдать представители семи степеней родства с покойным - родители, дети, братья, сестры, супруг(а). В течение недели они не имеют права - мыться, стричься, использовать косметику, надевать украшения, веселиться, посещать торжественные мероприятия, работать, употреблять в пищу мясо, пить вино и говорить «шалом!». А затем, в течение ещё 30 дней близкие покойного соблюдают менее строгий траур, почитая специальным образом, его память.
Надгробный памятник. На фоне простого обряда погребения, изготовлению надгробного памятника многие евреи уделяют особое значение. Кроме традиционных дат рождения и смерти, а также мудрых фраз, иногда указываются профессия покойного и даже его статус в семье, например: «мама» или «папа».
Кроме того, лучшее украшение места захоронения еврея – камни. При входе на некоторые еврейские кладбища даже установлены специальные ёмкости, наполненные камешками, чтобы посетитель мог положить на могилу своего близкого человека. По тому, сколько камешков лежит на надгробной плите, можно судить о степени уважения, которое заслужил человек при жизни. Необычные формы памятника в виде обрубленного ствола дерева устанавливают тем, у кого не осталось прямых потомков и на которых, прервался род.
Куда евреи попадают после смерти?
В иудаизме нет однозначной версии по поводу того, куда отправляется душа умершего человека. Согласно ранней версии иудейской веры, существовавшей ещё до разрушения Иерусалимского храма (времена Ветхого Завета), большинство евреев находились на земле Израильской и отрицали загробную жизнь. Считалось, что смерть человека – есть конец его существования и рай человечество когда-нибудь построит на Земле, соблюдая божественные заповеди.
Принято было считать, что Всевышний вознаграждает праведников и наказывает грешников в течение их земной жизни. Поэтому в древние времена ежегодно проводился знаменитый обряд Йом-Кипур (Судный день), посвященный «возложению грехов на козла отпущения». Первосвященники в прямом смысле слова в храме «возлагали грехи» на животное и затем сбрасывали его со скалы в пустыне. Затем, проводя определенные манипуляции, узнавали - прощены грехи или нет. Таким образом, ежегодно, после «Судного дня», грехи человека как бы «обнулялись».
Сегодня, приверженцы Каббалы - мистического направления иудаизма и адепты иных еврейских религиозных течений полагают в основном, что праведные иудеи после смерти попадут в рай, а грешники – в ад. Однако в аду они не будут «гореть в геенне огненной», а им полагается размышлять о своих плохих поступках. Затем, спустя 11 месяцев, «духовно обновленными» - грешники смогут перебраться в рай. Однако принято считать, что особо «великие грешники» пробудут в аду. более длительный срок.
Некоторые течения каббалистов верят в реинкарнацию души. Это означает, что в случае, если человек не успел выполнить какую-то важную миссию, он будет заново рожден в земном мире. Таким образом человеку может быть предоставлено несколько попыток перерождения. При этом отдельными группами хасидов выдвигается предположение, что еврейский народ и уже искупил все свои грехи, скитаясь тысячелетиями по миру вдали от родины. Поэтому считают, что никакого Божьего суда над ними не будет.