Найти тему

Октябрьская тайна ( Что скрывает "Сердце Ростова-2")

В Ворошиловском районе города на улице Ларина возле пересечения с пр. Нагибина, там где высятся многоэтажки ЖК "Сердце Ростова - 2" есть своя интрига. Мало кто из жителей этого комплекса знает или помнит, что было раньше на его месте. А ведь там было маленькое кладбище, но не пугайтесь, на нем покоились не люди и не звери! На противоположной стороне улицы Ларина, там где построено простое "Сердце Ростова" без номера ( типа 1) была раньше военная часть. Там был длинный желтый забор с колючей проволокой, за ним можно было увидеть длинные корпуса или казармы типа хрущевских пятиэтажек. Особенно запомнилась пугающая бетонная будка на КПП с амбразурой типа ДОТа. Но в детсадовско-социалистическом прошлом меня манило широкое пространство напротив, занятое сейчас вторым "Сердцем". Там было "Октябрьское трамвайно-троллейбусное депо". Октябрьским оно прозывалось не в честь юного месяца Октября, а потому что раньше не было никакого Ворошиловского района. И размещалось депо в Октябрьском районе города. И проспекта Нагибина тогда не было, а был проспект Октября. И ходили по проспекту трамваи и троллейбусы, которые сейчас вообще стали редкостью в нашем городе. Прелесть депо была не только и не столько в возможности посмотреть и даже проникнуть в отдыхающие от смены недавно помытые трамваи и троллейбусы. Особая прелесть таилась в поросшем высокой, наверное, степной растительностью участке в северо-восточном углу депо, куда сотрудники депо почти не наведывались. Я попадал туда через дырку в заборе со стороны переулка Оренбургского. Там стояли, как казалось, на вечном приколе старые, брошенные из-за неисправностей или из-за возраста трамваи и троллейбусы, которые были списаны и подлежали сдаче в металлолом. Это и было кладбище трамваев и троллейбусов! И среди этих железок с еще сохранявшимися кое-где деталями интерьеров можно было лазить и трогать всё почти без всякой опаски. Какие же это были "железки"? Помню сейчас очень смутно, но попытаюсь восстановить, что там было - с помощью великолепной книги Г.Л. Беленького и Н.Н. Редькова "Маршрутом из прошлого в будущее", а также прекрасного сайта "Городской электротранспорт". Помню точно, что там были поломанные троллейбусы ЗИУ-5. Были остатки вагонов трамваев "Татра". Были и остатки старых трамваев КТМ. В общем, там были экземпляры многих образцов электротранспорта, ходившие когда-то по улицам и проспектам города. Сохранились снимки, сделанные в Октябрьском депо, и которые я позаимствовал в книге и на сайте. Фотоснимков кладбища там нет, и у меня тоже не осталось его фотоснимков.

Снимков КТМ в Октябрьском депо не сохранилось. Но есть снимки старых КТМ в городе. Например, КТМ/КТП-1 на улице Варфоломеева, где тоже были раньше трамвайные пути. Его характерной чертой была серебристая видоизмененная пятиконечная звезда с фонарем на "морде". Мне, правда, эта звезда казалась больше похожей на стилизованную птицу. У троллейбуса ЗИУ-5 на морде была эмблема, напоминающая самолет спереди.

-3

Почти все старые КТМ-ы и ЗИУ-5 порезали в метал к началу 90-ых годов, но я четко помню, что какие-то единичные экземпляры еще попадались на ходу в конце 80-ых и даже в 90-ые! Характерной чертой КТМа был загадочный "штурвал" в салоне не только в кабине у водителя, но и в задней части вагона. То был "стоп-кран" - ручной тормоз! Выглядел он так.

-4

Сейчас от старого трамвайно-троллейбусного изобилия на улице Ларина не осталось ничего. Там продолжается рост высоток.

-5

Но точно ли ничего не осталось? У подножия одной из высоток среди гаражей в старой части жилой застройки мое внимание привлек один.

-6

Гараж был сооружен из какого-то транспортного средства. Но какого? Виды сбоку.

Вид сзади:

-8

Рассмотреть лучше мешали ветки и мусор. Несомненно, это что-то не было трамваем. Тогда, троллейбусом? Похоже на то. Как этот ЗИУ-5, использовавшийся в качестве склада в депо Новосибирска.

-9

Может, конечно, этот гараж и не был троллейбусом, а был автобусом, и не имеет никакого отношения к депо. Но вдруг? Для справки: Октябрьское трамвайно-троллейбусное депо начали строить в 50-ых годах прошлого века как Северный трамвайный парк. Построили в 1961 году.

-10

Улица Ларина называлась тогда Кирпичной, а проспект Октября, который теперь - Нагибина назывался Северным проспектом. В 1998 году Октябрьское трамвайно-троллейбусное депо было закрыто, а трамвайные пути начали демонтировать. Еще в депо размещалось какое-то время некое ООО ТК «Ростов-Авто», которое обанкротилось. Это было великое разрушение уникальной сети городского электротранспорта. Говорят, теперь собираются строить сеть скоростного городского трамвая...