Найти тему
X100 | Тут полезно

Надо ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в соцсетях?

#маркировка #ФАС

Вопрос о необходимости маркировки собственных постов в социальных сетях для бизнеса остается одним из самых обсуждаемых после вступления в силу закона о маркировке рекламы с 1 сентября 2022 года. Закон вызвал волну противоречивых интерпретаций, от панического стремления маркировать каждый пост до полного игнорирования требований.

На практике же большинство компаний либо не маркируют свои публикации, либо не понимают, как правильно взаимодействовать с операторами рекламных данных (ОРД) и формировать отчетность. Ситуация осложняется отсутствием четких и однозначных разъяснений, что приводит к правовой неопределенности и риску наложения штрафов.

Для прояснения ситуации были направлены официальные запросы в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России), орган, уполномоченный определять, что является рекламой, а что нет. Запросы отправлялись как через официальный сайт ФАС, так и через портал Госуслуг. Цель состояла в получении официальной позиции ведомства относительно необходимости маркировки постов в соцсетях, содержащих информацию о товарах, услугах и мероприятиях компании. Важно понимать, что ФАС определяет критерии рекламности, а Роскомнадзор контролирует сам процесс маркировки с помощью специального токена (erid), получаемого в ОРД и регистрируемого в ЕРИР (Единый реестр интернет-рекламы). Эта система призвана обеспечить прозрачность рекламных кампаний и отслеживать рекламные цепочки.

Полученные ответы от ФАС России, однозначно указывают, что публикации в социальных сетях, содержащие информацию о собственных товарах, услугах и мероприятиях компании, в большинстве случаев не подлежат обязательной маркировке. Это справедливо для постов, которые не содержат элементов, характерных для рекламы, таких как призыв к совершению определенного действия (например, «купите сейчас», «закажите прямо сейчас», «поспешите»), явное преувеличение свойств товара или услуги, сравнение с конкурентами с явным преимуществом в пользу рекламируемого объекта, использование эмоционально окрашенных высказываний, нацеленных на побуждение к покупке.

Граница между информационным постом и рекламой может быть размытой. ФАС подчеркивает, что ключевым фактором является цель публикации. Если пост направлен на информирование аудитории о компании и ее деятельности без явной призыва к немедленному приобретению, то маркировка, как правило, не требуется. Если же пост содержит элементы стимулирования спроса и призван непосредственно привести к совершению покупки или другого целевого действия, он считается рекламой и подлежит маркировке.

Посты, содержащие информацию об акциях или специальных предложениях, не всегда требуют маркировки. ФАС допускает публикацию информации о скидках, распродажах и других акциях без обязательной маркировки, если такая информация представлена в нейтральной форме и не содержит агрессивных призывов к немедленному действию. Критическим фактором здесь является контекст и общий тон сообщения.

В то же время, несоблюдение требований закона о маркировке рекламы может повлечь за собой значительные штрафы. Поэтому, несмотря на то что ФАС разрешает не маркировать большинство постов о собственных товарах и услугах, бизнесу необходимо проявлять осторожность и тщательно анализировать каждый пост перед публикацией.

Рекомендуется разработать внутренние инструкции и критерии, позволяющие классифицировать публикации как рекламные или информационные. Это позволит минимизировать риски и избежать штрафов.

Маркировку можно сделать у нас: https://x100markirovshik.ru/ (зеркало — https://clickmarker.ru/ ), на выбор имеется несколько тарифов под бюджет и нужды каждого. Маркировка и отчёты автоматизированные, не придётся волноваться о лишнем.

Реклама ИП Боратиони Лаша Вахтангович, ИНН 230813390376, erid 2Vtzqua465R