"Приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне... а потом ешь и пей
сам..." (Лк. 17, 8).
Читая Евангелие и труды святых отцов, мы познаём красоту души человеческой. Эта красота озаряет образ Христа.
Мы начинаем понимать, что Царство Божие открывается в душе человека
- "ибо Царство Божие внутрь вас есть" (Лк. 17, 21).
И тогда и нам самим хочется приобщиться к этой сокровищнице добродетелей.
Апостолы захотели иметь полноту веры. Они попросили Господа:
"Умножь в нас веру".
Он ответил:
"Если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: "Исторгнись и пересадись в море", то она послушалась бы вас.
Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля скажет ему: пойди скорее садись за стол? Напротив, не скажет ли ему - приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, а потом ешь и пей сам?" (Лк. 17, 5-9).
Здесь мы видим, что Иисус не исполнил просьбы апостолов.
Дар веры - это сила, которая может "исторгнуть смоковницу" и "пересадить ее в море" (Лк. 17, 5), и для человека, обладающим им, по словам Господа, "ничего не будет невозможного" (Мф. 17, 20).
Такие дары не даются даром.
Притча о пашущем рабе это объясняет. Сначала всякий раб должен потрудиться и послужить своему господину, и только тогда уже может рассчитывать на награду, на то, что будет сам отдыхать и насыщаться - есть и пить сам".
Вот единственный путь для приобретения веры, любви, смирения и т. д. Необходим предварительно тяжелый труд, преодоление трудностей пути, ведущего к Царству Небесному, встречается во многих речах Господа (Мф. 7, 14; Лк. 13, 24).
Эти трудности велики. Мы бессильны по отношению к нашему сердцу.
Мы не можем волевым усилием подавить сразу зародившейся страсти, посадить добродетель; заставить себя полюбить кого-либо, никогда не раздражаться, тщеславиться.
Можно раздавать деньги и оставаться алчным в душе. Можно молиться и при этом не любить Бога.
Внешнее поведение не делает нас пригодными для Царства Небесного.
В сердце человека должна вселиться Божья Благодать. Без неё человек остаётся черствым, эгоистичным и холодным и к Богу, и к людям, гордым и самоуверенным.
Итак, преображение сердца человеческого совершается при усилии души человеческой и упорного длительного труда и действия благодати Божией, искореняющей страсти и насаждающей в нём добродетели.
Спасение в наших руках!
Закон гласит:
"Делайте, делайте внешнее, а за внешнее Господь даст и внутреннее; ибо внешнее принадлежит нам, а внутреннее Богу".
В чем состоит наш труд для приобретения такой добродетели?
Мы должны проявлять внешние признаки добродетели, и тогда она появится в нас.
Для развития любви нужно принуждать себя помогать в нужде ближним. Так постепенно в нас будет расти эта добродетель.
Таков же путь восхождения от слов молитвы к настоящей молитве. Этот путь ведёт к переживаемой сладостной беседе с Господом, в которую поглощён ум, горит сердце, и текут слезы радости и умиления.
Таков же путь к развитию смирения. Это, когда человек смиряется, терпит, наступает на свою гордость.
Но за исполнение заповеди о смирении, на него свыше изливается благодать Божья, смягчается сердце и горькие переживания его сменяются сладостными.
Так действиями любви вознаграждается человек излиянием в сердце небесной любви. Смирившийся начинает чувствовать в окружающих лицах родных во Христе, и располагается к ним благожелательностью.
Также - и в вере. Сначала мы должны исполнять заповеди Божии.
К такому труду нас призывает Господь. Он не зовёт к Себе любящих Бога и ближнего, или чистых сердцем, смиренных, кротких и т. д. Он знает, что без Его благодати ничего этого в нас нет. Но Он зовёт к себе
"труждающихся" и "обремененных", предлагает взять "иго Его" (Мф. 11, 28) и тогда обещает "успокоить" нас.
Внешний труд - это путь развития всех добродетелей. Господь Сам входит в наше сердце, и от Его лица бежит тот порок, который угнетал в нашем сердце добродетель.
А когда в сердце есть добродетель, в нем расцветает и совершенная радость.
Душа человека - это тайна. Только через благодать Божью мы можем подчинить её Духу Святому.
Путь к душе идёт через тело. Сюда относятся крестное знамение, ношение креста, стояние на молитве, наполнение церквей иконами, зажигание свечей.
Внешнее действие пробуждает в нас внутреннее состояние, оживляет веру, заставляет чувствовать святость и Божье присутствие.
Вместе с тем, все освящённые предметы имеют особую благодатную силу, и действуют на нашу душу, отгоняют от нас тёмные силы.
Прп. Варсонофий Великий говорит:
"Человек напрасно трудится во внешнем, если не будет заботиться о внутреннем.
Ибо внутреннее делание с болезнью сердечной производит истинное безмолвие сердца; такое безмолвие производит смирение, а смирение делает человека селением Божиим.
От вселения же Божия в человеке изгоняются лукавые демоны и начальник их диавол с постыдными их страстями, и человек делается храмом Божиим, освященным, просвещенным, очищенным и исполненным всякого благоговения, благости и радости.
Человек сей делается богоносцем; даже более, он бывает богом, по сказанному: "Я сказал: вы боги, и сыны Всевышнего - все вы" (Пс. 81, 6).
Но одни религиозные обычаи, совершаемые по привычке, не могут вызывать духовного совершенствования.
Пост, молитвы, милостыня могут принести и вред нашей душе, если они совершаются из-за гордости или тщеславия.
Привожу такой пример:
В один монастырь поступил молодой отшельник. Этот монах отличался всегда необыкновенным спокойствием, и никогда не раздражался, чего не могли достичь и более старые подвижники.
Таким он оставался всегда, даже когда его обижали, и делали что-либо ему неприятное.
Все думали, что он уже в молодости достиг высокой степени совершенства.
Один опытный в духовной жизни старец подошёл к молодому иноку и спросил:
"Брат, открой мне тайну твоей души - как достиг ты того, что никогда не теряешь спокойствия и не раздражаешься. Я уже стар, но и у меня иногда возникает раздражительность, а ты такой юный поборол ее".
Молодой подвижник тогда показал рукой на других иноков и сказал: "Мне ли раздражаться на этих псов".
Ужаснулся в душе старый подвижник той огромной гордости, которую он увидел в душе молодого инока и, перекрестившись, молча отошёл от него.
И если христианин не будет ощущать в себе смирения перед ближними, усердия в покаянии, уменьшения осуждения ближнего, роста сосредоточенности в молитве, то пусть встревожится его душа.
В заключении, хочу сказать, что надо уметь замечать изменения духовного состояния к лучшему. При условии, если человек старается исполнять Божьи заповеди, трудится над своей душой!
Храни вас Господь!