В этой статье я расскажу про тяжёлый танк СССР - СМК
━━━━━━━━━━━━━━━━━━
История создания
Испанская война показала, что все советские танки нуждаются в значительном усилении бронезащиты. Особенно это требование касалось тяжелых танков, так что в 1938 году на Кировском заводе начали разрабатывать тяжелый танк СМК, а на Ленинградском заводе параллельно принялись за разработку Т-100. Работы проводили на конкурсной основе – на вооружение должны были принять только один из двух танков.
До августа 1938 танки находились только на стадии проектов. В конце концов поступил приказ – к первому мая 1939 года изготовить образец СМК. В процессе проектировки и изготовления было решено отказаться от одной из трех башен, и также начались работы над однобашенной версией – будущим КВ. В январе 1939 года началось изготовление танка в металле.Впервые СМК проехался по заводу 30апреля. Первого августа начались сравнительные полигонные испытания вместе с Т-100 и КВ. В итоге к декабрю 1939 пробег СМК составлял 1700 км. Серийное производство машины так и не началось.
━━━━━━━━━━━━━━━━━━
ТТХ
Классификация: тяжелый танк;
Боевая масса: 55 т;
Компоновочная схема: классическая, двухбашенная;
Экипаж: 7 человек;
Количество выпущенных: 1 штука.
━Броня━
Тип брони: стальная катаная гомогенная;
Лоб корпуса: 75 мм;
Борт корпуса: 60 мм;
Корма корпуса: 55 мм;
Днище: 20-30 мм;
Крыша корпуса: 30 мм;
Лоб башни: 60 мм;
Маска орудия: 60 мм;
Борт башни: 60 мм;
Корма башни: 60 мм;
Крыша башни: 30 мм.
━Размеры━
Длина корпуса: 8750мм;
Ширина корпуса: 3400мм
Высота: 3250мм
Клиренс: 500мм
━Вооружение━
Калибр и марка пушки: 76-мм Л-11 и 45-мм 20К;
Тип пушки: танковая;
Длина ствола: 30 калибров у Л-11, 46 калибров у 20К;
Боекомплект пушки 113 и 300 соответственно;
Углы ВН: +35°/-7° (76-мм) и +25°/-7° (45-мм);
Углы ГН: 360° (главная башня) и 270° (малая башня);
Прицелы — телескопический ТОП обр. 1930 года, перископический ПТ-1 обр. 1932 года
Пулемёты — 4 × 7,62-мм ДТ, 1 × 12,7-мм ДШК.
━━━━━━━━━━━━━━━━━━
30 ноября 1939 года началась советско-финская война. В район боевых действий было решено доставить новоразработанные тяжелые танки, так что туда отправились СМК, КВ и Т-100. В войсках не было специалистов, способных управлять этими машинами, так что в экипажи включили заводских испытателей-добровольцев.
В конце декабря 1939 года поврежденный СМК попытались эвакуировать, но ничего не получилось из-за встречного огня. После этого танк пытались вытащить еще несколько раз, но 55-тонная машина прочно засела в воронке. Долгое время СМК использовали как блиндаж, который хорошо защищал от пуль и выдерживал прямые попадания из вражеских орудий.
После войны танк удалось вытащить – для этого пришлось использовать шесть Т-28. Его отбуксировали к Перк-Ярви, разобрали и отправили на Кировский завод. Сначала танк планировалось передать в Кубинку после ремонта, но ремонт так и не был произведен, и в 1950-х СМК отправили на переплавку.