В Британском музее хранится уникальный документ, которому уже три тысячи лет — папирус Солта. Этот артефакт был обнаружен в Луксоре в начале прошлого века коллекционером Генри Солтом и с тех пор является ценным источником информации о жизни мастеров и художников Древнего Египта.
В папирусе содержится жалоба на непристойное и грубое поведение мастера Панеба, который жил в небольшой деревне мастеров под столицей тогдашнего Египетского царства — Фивами (ныне Луксор). Согласно тексту, днём мастер занимался украшением фараоновой пирамиды в Сет-Маат (Дейр эль-Медина), а по вечерам устраивал массовые драки, нанося побои десятерым рабочим и угрожая убийством.
Автор папируса, коллега Панеба по имени Аменахт, обращается к визирю с обвинениями в адрес мастера. Он утверждает, что Панеб отнял у него работу, воровал материалы, предназначенные для украшения храмов и царских гробниц, осквернял священную землю, лгал под присягой, заставлял рабочих фараона работать на себя и имел отношения с замужними женщинами.
У Аменахта были причины не любить Панеба. Оба были выдающимися ремесленниками и, следовательно, конкурентами. Кроме того, как пишет Аменахт, Панеб угрожал убить своего наставника Неферхотепа — старшего брата Аменахта, за что был бит слугами визиря.
Однако, несмотря на предвзятость автора, историки, работавшие с папирусом, считают его важным источником информации. В частности, Аменахт обвиняет Панеба в преступлениях сексуального характера, жертвами которых стали четыре замужние женщины. Эти обвинения стоят в одном ряду с другими как основание для отстранения Панеба от должности, что для древности было большой редкостью, отмечают ученые.
Именно брачный статус жертв делал поступки Панеба преступлениями в глазах его современников. Хотя сексуальные отношения вне брака в Древнем Египте не регулировались общественными нормами, после замужества или женитьбы оба супруга должны были хранить верность друг другу.
"Панеб не заслуживает своей должности", — заключает обвинитель.
Дальнейшая судьба обоих мастеров остаётся неясной. В конце концов, место Панеба занял другой мастер, Аанахт. В более поздних документах упоминаются потомки Панеба, которые продолжали возводить и украшать пирамиды, хотя и не достигли того высокого положения, которое быстро занял в своё время сам злодей Панеб.