Найти тему

По страницам книг. Русская дорога

И. И. Шишкин. Дорога во ржи. 1866. Государственная Третьяковская галерея. Источник: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/51576
И. И. Шишкин. Дорога во ржи. 1866. Государственная Третьяковская галерея. Источник: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/51576

Русская литература богата живописными описаниями природы, а живопись - поэтическими пейзажами. Сегодня я хотела бы обратиться к "Мёртвым душам" Н. В. Гоголя, которому в этом году исполняется 215 лет, и сделать воображаемую выставку, используя цитаты из этого произведения. Художники изображали русскую природу в разных состояниях, под ласковым солнцем и тяжёлыми тучами, не стремясь приукрасить лужи и грязь, но отдавая дань величию раскинувшихся просторов. И выражали любовь к этому пространству, при которой видишь все несовершенства, но и красоту тоже видишь.

Почитаем Гоголя:

"Сообразив и припоминая несколько дорогу, он догадался, что много было поворотов, которые все пропустил он мимо. Так как русский человек в решительные минуты найдется, что сделать, не вдаваясь в дальние рассуждения, то, поворотивши направо, на первую перекрестную дорогу, прикрикнул он: «Эй вы, други почтенные!» — и пустился вскачь, мало помышляя о том, куда приведет взятая дорога.
Дождь, однако же, казалось, зарядил надолго. Лежавшая на дороге пыль быстро замесилась в грязь, и лошадям ежеминутно становилось тяжелее тащить бричку. <...>
И. И. Шишкин. Дорога. 1890-е. Государственная Третьяковская галерея. Источник: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/51574
И. И. Шишкин. Дорога. 1890-е. Государственная Третьяковская галерея. Источник: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/51574
В дорогу! в дорогу! прочь набежавшая на чело морщина и строгий сумрак лица! Разом и вдруг окунемся в жизнь со всей ее беззвучной трескотней и бубенчиками и посмотрим, что делает Чичиков. <...>
И. И. Левитан. Саввинская слобода под Звенигородом. 1884. Государственная Третьяковская галерея. Источник: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/10790
И. И. Левитан. Саввинская слобода под Звенигородом. 1884. Государственная Третьяковская галерея. Источник: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/10790
Бричка между тем поворотила в более пустынные улицы; скоро потянулись одни длинные деревянные заборы, предвещавшие конец города. Вот уже и мостовая кончилась, и шлагбаум, и город назади, и ничего нет, и опять в дороге. И опять по обеим сторонам столбового пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колодцы, обозы, серые деревни с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином, бегущим из постоялого двора с овсом в руке, пешеход в протертых лаптях, плетущийся за восемьсот верст, городишки, выстроенные живьем, с деревянными лавчонками, мучными бочками, лаптями, калачами и прочей мелюзгой, рябые шлагбаумы, чинимые мосты, поля неоглядные и по ту сторону и по другую, помещичьи рыдваны, солдат верхом на лошади, везущий зеленый ящик с свинцовым горохом и подписью: такой-то артиллерийской батареи, зеленые, желтые и свежеразрытые черные полосы, мелькающие по степям, затянутая вдали песня, сосновые верхушки в тумане, пропадающий далече колокольный звон, вороны как мухи и горизонт без конца…
И. И. Шишкин. Полдень. В окрестностях Москвы. 1869. Государственная Третьяковская галерея. Источник: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/51451
И. И. Шишкин. Полдень. В окрестностях Москвы. 1869. Государственная Третьяковская галерея. Источник: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/51451
Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе; не развеселят, не испугают взоров дерзкие дива природы, венчанные дерзкими дивами искусства, города с многооконными высокими дворцами, вросшими в утесы, картинные дерева и плющи, вросшие в домы, в шуме и в вечной пыли водопадов; не опрокинется назад голова посмотреть на громоздящиеся без конца над нею и в вышине каменные глыбы; не блеснут сквозь наброшенные одна на другую темные арки, опутанные виноградными сучьями, плющами и несметными миллионами диких роз, не блеснут сквозь них вдали вечные линии сияющих гор, несущихся в серебряные ясные небеса. Открыто-пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; ничто не обольстит и не очарует взора.
И. И. Левитан. Владимирка. 1892. Государственная Третьяковская галерея. Источник: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/20655
И. И. Левитан. Владимирка. 1892. Государственная Третьяковская галерея. Источник: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/20655
Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают, и стремятся в душу, и вьются около моего сердца? Русь! чего же ты хочешь от меня? какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?.. И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжелое грядущими дождями, и онемела мысль пред твоим пространством. Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!.. <...>
А. И. Куинджи. После дождя. 1879. Государственная Третьяковская галерея. Источник: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8426
А. И. Куинджи. После дождя. 1879. Государственная Третьяковская галерея. Источник: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8426
Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух… покрепче в дорожную шинель, шапку на уши, тесней и уютней прижмемся к углу! В последний раз пробежавшая дрожь прохватила члены, и уже сменила ее приятная теплота. Кони мчатся… как соблазнительно крадется дремота и смежаются очи, и уже сквозь сон слышатся и «Не белы снеги», и сап лошадей, и шум колес, и уже храпишь, прижавши к углу своего соседа. Проснулся: пять станций убежало назад; луна, неведомый город, церкви с старинными деревянными куполами и чернеющими остроконечьями, темные бревенчатые и белые каменные дома. Сияние месяца там и там: будто белые полотняные платки развешались по стенам, по мостовой, по улицам; косяками пересекают их черные, как уголь, тени; подобно сверкающему металлу блистают вкось озаренные деревянные крыши, и нигде ни души — все спит. Один-одинешенек, разве где-нибудь в окошке брезжит огонек: мещанин ли городской тачает свою пару сапогов, пекарь ли возится в печурке — что до них?
И. И. Шишкин. Вечер. 1871. Государственная Третьяковская галерея. Источник: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/51504
И. И. Шишкин. Вечер. 1871. Государственная Третьяковская галерея. Источник: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/51504
А ночь! небесные силы! какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, там, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся!.. Но дышит свежо в самые очи холодное ночное дыхание и убаюкивает тебя, и вот уже дремлешь и забываешься, и храпишь, и ворочается сердито, почувствовав на себе тяжесть, бедный, притиснутый в углу сосед. Проснулся — и уже опять перед тобою поля и степи, нигде ничего — везде пустырь, все открыто. Верста с цифрой летит тебе в очи; занимается утро; на побелевшем холодном небосклоне золотая бледная полоса; свежее и жестче становится ветер: покрепче в теплую шинель!.. какой славный холод! какой чудный, вновь обнимающий тебя сон! Толчок — и опять проснулся.
А. И. Куинджи. Облако над степью. 1890-е. Государственный Русский музей. Источник: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh-6297/index.php
А. И. Куинджи. Облако над степью. 1890-е. Государственный Русский музей. Источник: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh-6297/index.php
На вершине неба солнце. «Полегче! легче!» — слышится голос, телега спускается с кручи: внизу плотина широкая и широкий ясный пруд, сияющий, как медное дно, перед солнцем; деревня, избы рассыпались на косогоре; как звезда, блестит в стороне крест сельской церкви; болтовня мужиков и невыносимый аппетит в желудке… Боже! как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!.."
А. И. Куинджи. Пейзаж. Степь. 1890-1895. Государственная Третьяковская галерея. Источник: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/10916
А. И. Куинджи. Пейзаж. Степь. 1890-1895. Государственная Третьяковская галерея. Источник: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/10916

Цит. по: Гоголь Н. В. Мёртвые души. М.: Эксмо, 2024

А. И. Куинджи. Радуга. 1900-1905. Государственный Русский музей. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Радуга_(картина_Куинджи)
А. И. Куинджи. Радуга. 1900-1905. Государственный Русский музей. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Радуга_(картина_Куинджи)