Когда мы покупаем что-то в магазине, то не особенно задумываемся о том, кто это сделал. Даже если это ручная работа. Например, чайная пара с фарфорового завода, расписанная вручную. Вероятно, мы не побежим скорее гуглить, кто же её расписал, разглядывать фото человека, искать его в соцсетях. Красиво – и это главное.
Авторская работа пользуется большой любовью: торты и ремесленный шоколад, мыло и свечи, одежда и украшения,.. Список можно продолжать до завтра.
Сейчас, в эру интернет-продаж, в эру блогов, личность мастера всё больше обретает свой вес в системе «понравилось – купил». Хочется больше знать о человеке, который приложил руки и вложил душу в понравившуюся нам вещь. И ведь бывает же такое, что увидел человека, почитал его посты = мысли, а они оказались такими далёкими, непонятными, неприятными даже. И эта его вещь уже разонравилась, не хочется больше её покупать. Или наоборот – мастер так понравился, что хочется иметь у себя что-то из его творений, даже если до этого вообще не планировал эту покупку.
Личность мастера. Насколько она важна для покупателя?
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, насколько сильно на ваше решение о покупке влияет личность самого мастера? Какую роль в выборе товара он играет? В этой статье уже была затронула тема того, что работы в той или иной степени похожи на самого мастера. То есть, если нам понравилась вещь, то, скорее всего, и сам мастер понравится тоже. Сложно представить, что броши в виде гробов делает девушка-божий одуванчик в воздушном платье в горошек. Скорее всего, человек, которому пришло в голову делать такие украшения, выглядит мрачно, с тёмно-красными губами, в чёрной одежде, с длинными чёрными волосами, и чёрными же линзами в глазах «для антуражу». Имею в виду, что раз мастер популярен, значит, он делает что-то от внутреннего порыва, от души, пропуская через себя и индивидуально переосмысляя, тем самым, его творения похожи на него самого. Если же человек просто копирует всё подряд, особо не вникая, в его работах не индивидуальности, нет шарма, и такой ширпотреб вряд ли кого-то в серьёз заинтересует.
У меня были случаи, когда человек мне нравится внешне, и мысли его близки, и работы просто шикарные. А потом на просторах интернета я встречаю какую-то перепалку в комментариях, и он там активно участвует. Сразу рушится то позитивное представление о человеке. Больше не хочется соприкасаться с этим. Представляю, что у меня дома находится что-то, к чему он имеет непосредственное отношение, и становится грустно. Считаю, что творческие люди должны быть особенно внимательны к тому, что они транслируют в сети.
У нас в семье уже давно заведён такой порядок: мы покупаем только у тех людей, кого хочется поддержать. Ведь деньги – это энергия. И то, куда мы её направляем, напрямую влияет на нашу жизнь. Согласитесь, гораздо приятнее осознавать, что «твои кровные» пошли на творческое развитие, на какое-то радостное событие, или на то, что улучшило жизнь других людей, а не на что-то разрушительное. Хочется поддерживать людей радостных и приветливых, которые страсть как любят своё дело. А не тех, кто тратит свою жизнь на то, что он не любит, и отравляет пространство вокруг себя. Этих наоборот хочется лишить поддержки, чтобы они уже, наконец, бросили это гиблое дело, и пошли заниматься тем, что им действительно интересно.
И так во всём. Даже крупных игроков на рынке стараемся обходить стороной, если нам не близка их миссия, их стратегия ведения бизнеса.
Подписываясь на блог творческого человека, можно косвенно отследить, на что он расходует деньги, которые к нему приходят через творчество. И, если он поддерживает что-то, что мне близко, я буду покупать у него, и, тем самым, тоже поддерживать это.
Я и сама стою по ту сторону прилавка. Мастер, который делает керамику, и продаёт её. Конечно же, мне хочется, чтобы мои изделия вызывали в людях добрые чувства, поэтому стараюсь делать её в хорошем расположении духа. Не берусь за лепку, если я не в себе: огорчена, зла, или устала. И, разумеется, мне так же хочется, чтобы люди выбирали мои работы по сердцу. Никого никогда не принуждаю к покупке, не «впариваю», потому что считаю бессмысленным. Ведь тогда вещь окажется в руках человека, которому она не очень-то и нужна. Её не будут любить, любоваться ею, беречь и хранить. А это очень грустно, когда ты столько времени и самого себя вложил в эту работу.
Кстати, как вы думаете, имеет ли место быть обратная ситуация?
Может ли мастер отказать клиенту в продаже, если тот ему не понравился?
Помните, раньше на входе в ночные клубы висела табличка, где сообщалось, что охрана может отказать клиенту в посещении без объяснения причин?)) С одной стороны, это же означает потерю клиента, а значит, части выручки сегодня, и в будущем. С другой стороны, это гарантирует общественный порядок внутри, что важнее.
Вот и перед мастером порой встаёт вопрос: предать себя, отправить работы в пустоту, и забыться? Или сохранить верность своим принципам, и отказать клиенту, пусть и ценой своей репутации?
Недавно подписалась на одну девушку, она художник, и ведёт блог. Ну такая она милая, душевная, в платьицах, с красиво убранными волосами, и огромными глазищами. Обаяние просто фонтанирует. В тот же вечер пересмотрела все ролики у неё на канале, просто не могла оторваться! Внешность, голос, манера поведения, смех, искренность – всё это окутывало таким добрым теплом! Внутри, из недр души, поднималась какая-то давно забытая детская радость, и в ответ тоже хотелось петь, и бегать в догонялки по лужайке, и обязательно что-нибудь творить.
Пересмотрев все ролики, я стала искать, что у неё можно купить. Она такая светлая, чистая, такая родная, что непременно захотелось часть её поселить в своём доме. И заодно поддержать финансово, потому что такую непосредственность, такую искреннюю радость одно удовольствие поддерживать и множить.
Очень хочется узнать, что влияет на ваш покупательский выбор? Кому вы несёте свои деньги? Как должен выглядеть и вести себя мастер, чтобы вы приняли решение о покупке именно у него? И важно ли это вообще, или главное – качественные работы? И, всё-таки, так ли важно качество, или душевность важнее?
Юля УЛА керамика.