Найти в Дзене
Жизнь Замечательных

Зачем люди пошли в самый первый крестовый поход?

Привет, дорогие друзья! В нашей новой статье расскажем о богослове, ораторе, политикане, интригане, об организаторе первого крестового похода, Папе Римском Урбане II, чья речь на Клермонском соборе (та самая, с которой все и началось) считается самой эффективной речью в истории. Ну и, наверное, самой вводящей в тотальное заблуждение. Почему? Читайте в статье. Не забудьте подписаться на канал чтобы не пропустить наши новые статьи, рилсы и видео! Описываемые события приключились в XI веке. Мусульмане по вере, турки-сельджуки по национальности довольно бойко овладели к 1085 году землями Месопотамии и Ирана. Не стали отказывать себе в удовольствии от захвата и Палестины с Иерусалимом, оттяпали у Византийской империи Малую Азию и Антиохию. Добрались до византийской столицы — Константинополя. Тогдашний император Алексей I Комнин всем этим был крайне расстроен. На войска свои ему рассчитывать не приходилось, они уже умаялись в предыдущих войнах. Алексей пожаловался на прискорбное положени
Оглавление

Привет, дорогие друзья!

В нашей новой статье расскажем о богослове, ораторе, политикане, интригане, об организаторе первого крестового похода, Папе Римском Урбане II, чья речь на Клермонском соборе (та самая, с которой все и началось) считается самой эффективной речью в истории. Ну и, наверное, самой вводящей в тотальное заблуждение. Почему? Читайте в статье.

Не забудьте подписаться на канал чтобы не пропустить наши новые статьи, рилсы и видео!

Папа Урбан II. Левый глаз изображен восхитительно! (ох уж эти средневековые портреты)
Папа Урбан II. Левый глаз изображен восхитительно! (ох уж эти средневековые портреты)

Мусульмане атакуют!

Описываемые события приключились в XI веке.

Мусульмане по вере, турки-сельджуки по национальности довольно бойко овладели к 1085 году землями Месопотамии и Ирана. Не стали отказывать себе в удовольствии от захвата и Палестины с Иерусалимом, оттяпали у Византийской империи Малую Азию и Антиохию. Добрались до византийской столицы — Константинополя. Тогдашний император Алексей I Комнин всем этим был крайне расстроен. На войска свои ему рассчитывать не приходилось, они уже умаялись в предыдущих войнах. Алексей пожаловался на прискорбное положение дел Папе Римскому Урбану II. Так и так, мол, гражданин Урбан, смотрите, что делается! Иерусалим, понимаешь, вместе с Гробом Господним в руках неверных, паломников-христиан гнобят! С этим надо что-то делать.

Алексей немножко приврал. Истребления христианских святынь не было, да и самих христиан преследовали далеко не везде и не настолько драматично. Спасать нужно было не веру, а Византийскую империю, трещавшую по швам.

Мусульманский завоеватель, Омар, входит в Иерусалим, 637г.
Мусульманский завоеватель, Омар, входит в Иерусалим, 637г.

Урбан II: восхождение

Этот 49-летний папа на папском троне, можно сказать, был новеньким. Всего 3 года сидел. Причем, назначен папой он был не в Риме, как положено, а где пришлось, потому что в столице уже давно сидел его очень неприятный конкурент – антипапа Климент III (тот, что выступал против целибата и на момент описываемых событий был, собственно, Папой Римским). Между тем в христианстве той поры уже итак 31 год шла грызня между восточными (православными) и западными (римско-католическими) отцами после Великой Схизмы 1054 года. В Европе произошла серия стихийных бедствий: масштабные наводнения, эпидемии и семь неурожайных лет подряд. Те, кто научных книжек не читал (примерно, все), усмотрели в несчастьях признаки конца света, религиозные чувства обострились.

А еще по причине господствующего феодального строя в большом количестве по Европе шарахались без дела и хорошего настроения обученные военному делу финансово бедные рыцари. Это младшие сыновья знатных вельмож, которые не могли претендовать на земли, достававшиеся по наследству старшим братьям. Поэтому тема, с которой обратился Алексей I, показалась Урбану II очень кстати. Одним махом можно восстановить западно-христианский контроль над Святой землей и единство христианской церкви, избавить Европу от тысяч вооруженных молодых представителей знати, от скуки и бедности занимающихся не очень богоприятными делами. Ну и свой собственный авторитет в борьбе с антипапой Климентом повысить тоже можно.

Папа Урбан II
Папа Урбан II

Но нельзя сказать, что именно эти двое были авторами идеи крестового похода. Призыв к походу на Восток во имя освобождения Гроба Господня к тому времени уже звучал. Взывал к рыцарской помощи в борьбе с исламом предшественник нашего героя, Папа Григорий VII, но безуспешно. Голосили проповедники. Самым словоохотливым и активным из них был Петр Амьенский, он же Петр Пустынник. Он получил от Урбана благословение на проповедь (хотя и не очень-то в нем нуждался) и обещание всяческого содействия. Сам же Урбан отсиживаться в резиденции не стал, а в ноябре 1095 года созвал во французском Клермоне церковный собор, и после его окончания толкнул пламенную речь перед духовенством, светской знатью и низшим сословием.

Клермонский собор, Папа Урбан II призывает рыцарей к оружию, 27 ноября 1095г.
Клермонский собор, Папа Урбан II призывает рыцарей к оружию, 27 ноября 1095г.

Была очень большая слушательская аудитория. Папа Римский красочно описал жуткие страдания христиан на Востоке. Тысячи собравшихся захлебнулись рыданиями. Дальше — больше. Он обозначил чёткий способ решения всех проблем:

«Земля, которую вы населяете, сжата повсюду морем и горами и поэтому сделалась тесной при вашей многочисленности. Богатствами же она не обильна и едва прокармливает тех, кто ее обрабатывает. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, как псы алчущие, ведете войны, наносите смертельные раны. Пусть же теперь прекратится ваша ненависть, смолкнет вражда, стихнут войны и задремлет междоусобие Божье! Мир здесь, война — там! Идите к Гробу Святому, и Святая Церковь не оставит своим попечением ваших близких. Освободите Святую Землю из рук язычников и подчините её себе. Земля та течет мёдом и молоком. Кто здесь горестен и беден, тот будет радостен и богат».

Это был звёздный час понтифика. Фурор! Люди становились на колени и давали обет освободить Святую Землю. «Так хочет Бог!» — кричали они. Здесь же, в поле, стали нашивать себе на одежду отличительный символ нового движения — красные кресты. На это благое дело Урбан II пожертвовал свою пурпурную сутану.

Конечно, не только лишь обещаниями богатств побудил Урбан своих слушателей к действию. Папа, будучи в глазах народа гласом божьим, обещал всем участникам крестового похода отпущение грехов как прошлых, так и новых, что есть для людей верующих – наивысшая ценность! Это ж как свезло: можно грабить, насиловать, убивать неверных, при этом отпуская свои грехи! Так везло не только лишь всем, а вообще почти никому и почти никогда! Потому и желающих набралось так много, ведь у отчаявшихся бедняков оставалось всего одно чаяние: умереть с чистой душой (ну ладно-ладно, жаджа наживы тоже имела место быть).

Речь Урбана II после окончания заседаний Клермонского собора сегодня признается одной из самых ярких и эффективных в истории человечества.

Урбан II выступает перед толпой верующих с призывом присоединиться к Крестовому походу
Урбан II выступает перед толпой верующих с призывом присоединиться к Крестовому походу

Крестовый поход: не только лишь рыцари

Папа Римский, конечно, взывал именно к рыцарям, и они его услышали. Но низшие классы тоже не пожелали остаться в стороне от дележа пирога с попутным отпущением накопленных грехов. Люди, ни разу не державшие в руках оружия, садились в телеги и отправлялись освобождать Иерусалим, рассчитывая в Святой Земле поменять к лучшему свою невыносимую жизнь. Где такой есть Иерусалим они и понятия не имели. Вскоре то тут, то там, у стен городов стали появляться люди с красными крестами на одежде, которые допытывались у встречных: «Это Иерусалим?»

По разным сведениям, в поход отправилось от 50 до 300 тысяч искателей удачи. Без припасов, снаряжения и понятий о военном деле, зато с женами и детьми. Впереди шествия выступали Петр Пустынник и бедный французский рыцарь Вальтер по прозвищу Голяк. Первыми жертвами сброда стали отнюдь не мусульмане, но представители другой, куда более древней религии. Об этой малоизвестной части первого крестового похода , позже названной «Германский крестовый поход», расскажем в отдельном посте.

Пётр Амьенский (Пустынник)
Пётр Амьенский (Пустынник)

Шли они очень энергично. Оставляя после себя в Восточной Европе разорённые поселения. Здорово досталось от грабителей и насильников Болгарии и Венгрии. Местные, как могли, сопротивлялись. Дошло даже до вполне организованного сопротивления объединенной армией болгар, венгров и византийцев (да-да, тех самых, в помощь которым весь этот сброд, в общем-то, и шел). К осени 1096 года всего лишь десятки тысяч бедняков-крестоносцев добрались до Константинополя. Кто-то умер, кто-то осел по пути, кто-то повернул назад. Алексей I Комнин сперва обрадовался, а после понял, что перед ним вместо армии просто злобный сброд. Эти ребята быстро навели в стольном граде свои порядки: подожгли церкви, десятки домов, несколько дворцов, сотни купеческих лавок; ограбили тех, кто им дал приют.

Алексей I Комнин поспешил горе-вояк переправить через Босфор, спасая от этой «саранчи» свою столицу. Армия турок-сельджуков, почти играючи, разбила в одной схватке от 25 до 40 тысяч «крестоносцев». Пленных продали в рабство. Вернуться в Константинополь удалось единицам. Пётр Пустынник уцелел, Вальтер Голяк погиб. Пришедший «на помощь» вскоре после разгрома византийский корпус помог лишь свалить тела убитых горой в высоту до 30 метров и провести массовое отпевание. Эта бессмысленная часть первого крестового похода позже была названа «Крестовый поход бедноты».

Крестовый поход бедняков. Миниатюра Жана Коломба из книги Себастьена Мамро «Походы французов в Утремер». Авторство: Жан Коломб. Этот медиафайл был взят из французской онлайн-библиотеки «Галлика», его идентификатор: /12148/btv1b72000271/f47.item, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=79982580
Крестовый поход бедняков. Миниатюра Жана Коломба из книги Себастьена Мамро «Походы французов в Утремер». Авторство: Жан Коломб. Этот медиафайл был взят из французской онлайн-библиотеки «Галлика», его идентификатор: /12148/btv1b72000271/f47.item, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=79982580

Профи в деле

Поражение крестоносцев-крестьян никого особо не расстроило: и в городах стало почище, и ртов кормить меньше. Рыцари по плану Урбана II двинули в поход своей тусовкой. Это были воины Прованса и Северной Франции, норманны Южной Италии, лотарингцы. Они, разумеется, всю дорогу выясняли, кто из них главнее, грабили местечки, так же, как и их предшественники, но все же были армией. В 1097 году после осады крестоносцев капитулировала Никея. Антиохию осаждали восемь месяцев. Прорвавшись в город, благородное сословие устроило резню, эмира при попытке к бегству обезглавили. Осада Антиохии привела к серьезным потерям у крестоносцев. Помимо погибших в сражениях, еще были жертвы эпидемии тифа, разразившейся уже после захвата города. Поход к Иерусалиму отложили на полгода. Часть крестоносцев плюнула на свои планы и вернулась домой. Возникли два государства крестоносцев: Эдесское графство и княжество Антиохия. Их новые властители не пожелали больше воевать. Только в начале 1099 года крестоносцы начали поход к Иерусалиму, до которого добрались 7 июня. К этому времени город контролировали уже не сельджуки, а фатимидский халиф. Эмир Иерусалима Ифтикар ад-Даула предложил крестоносцам беспрепятственное паломничество к святым местам небольшими группами и без оружия. На это крестоносцы ответили, что они пришли ради освобождения Гроба Господня и добьются этой цели любыми способами.

Началась осада. У крестоносцев не было продовольствия и воды (колодцы вокруг были отравлены мусульманами). 13 июня первая попытка штурма была отбита. 8 июля босые рыцари устроили крестное шествие вокруг стен Иерусалима. А через 6 дней после этого мероприятия пошли на новый штурм. Крестоносцы забрасывали город камнями из метательных машин, а мусульмане осыпали их градом стрел и ответных камней, лили кипяток, сбрасывали утыканные гвоздями «просмоленные деревяшки, обертывая их в горящие тряпки». Сражение продолжалось весь день, но город держался. Ночью противники не спали, а утром штурм продолжился. Крестоносцам удалось частично засыпать ров вокруг города и подвести к его стенам осадные башни. Рыцарей охватил невероятный религиозный экстаз, защитники не выдержали натиска. Перед началом штурма защитники изгнали из города всех христиан. Это развязало руки крестоносцам, они могли убивать всех подряд. Попутно была сожжена синагога вместе с укрывшимися в ней евреями. Массовые убийства сопровождались разграблением Иерусалима (оно и понятно, за тем, собственно, и шли).

Захват Иерусалима крестоносцами, 1099.
Захват Иерусалима крестоносцами, 1099.

15 июля 1099 года было убито не менее 10 000 горожан. Было образовано новое Иерусалимское королевство, правителем которого стал Готфрид Бульонский. 22 июля 1099 года принял титул Защитника Гроба Господня.

Первый крестовый поход завершился победой крестоносцев, но создал проблем куда больше, чем разрешил. Большинство рыцарей после окончания похода возвращалось на родину, к разбитому корыту. Новоиспечённые государства крестоносцев постоянно подвергались атакам мусульман и не могли выстоять без значительной поддержки от церкви. Но самое главное, что кровавые расправы над мусульманами вызвали ответную реакцию со стороны братьев по вере, которые теперь рвались мстить, не различая правых и виноватых. Конечно, для формирования этой ответной реакции ребятам потребовалось довольно много времени чтобы разобраться в собственных противоречиях, но, как только он смогли объединить усилия, христианам пришлось несладко.

А что же Урбан II?

За 11 лет папства Папа Урбан II (в миру – Эд де Шатильон де Лажери) отличился множеством церковных и светских интриг. Причем, чаще всего Папа был успешен в их исполнении. Он добился значительного сдвига в достижений верховенства католической церкви в назначении епископов и аббатов, но до завершения этого процесса, означавшего, фактически, захват светской власти церковью, оставалось еще много лет (а еще интриг, подкупов, убийств и прочих особо святых инструментов). Также он активно боролся с назначением сановников за взятку, по блату и из политических побуждений. Тут надо помнить что Урбан сам был тем еще интриганом, так что боролся он скорее против назначения сановников по блату кем-то еще, кроме себя. Также, в продолжение реформ своего предшественника, Урбан II требовал от сановников соблюдать целибат (с соблюдением которого, как мы знаем, у них до сих пор большие проблемы).

После давшейся с большим трудом победы над антипапой, Урбан II эффективно работал с королями, наместниками, князьями, проповедниками для достижения целей католической церкви. А крестовые походы, этот прекрасный религиозный политический инструмент, венец творения мысли теологического гения Урбана II, его последователи активно эксплуатировали вплоть до XV века.

Урбан II умер 29 июля 1099 года, спустя две недели после взятия Иерусалима. Об освобождении Гроба Господня он так и не узнал.

Спасибо, что дочитали нашу длинную статью до конца! Надеюсь, вам было интересно!

Как вы считаете, чью еще значимую речь можно было бы сравнить по эффективности с речью Урбана II после окончания Клермонского собора?Пишите в комментариях ⬇️

А так же читайте наши предыдущие статьи и смотрите видео: