Найти тему
Жизнь советского человека

В Афганистане для офицера штаба ничего не предвещало проблем. Но вмешалась случайность. Что произошло 22 октября 1987 года?

На войне человеку не дано знать, когда и в какой момент судьба преподнесет ему тяжелые испытания. Именно так произошло в Афганистане с подполковником Виктором Аншуковым.

Он родился в городе Нарьян-Мар из Архангельской области в октябре 1946 года. После окончания общеобразовательной школы в 1964 году подал документы в Архангельский лесотехнический институт, диплом которого получил в 1969. Уже в сентябре того же года был призван в ряды Советской армии.

Находясь на службе, Аншуков подал документы в Каменец-Подольское ВВИКУ, экстерном сдал экзамены, и получил лейтенантские погоны. В качестве офицера в 1970 Виктора перевели в Бобруйск на одну из должностей в штабе армии. За годы дослужился до звания подполковника, и уже как опытный военный в августе 1987 был командирован в Афганистан.

В Кабуле Аншукова определили на должность старшего офицера в штабе 40-й армии. В круг обязанностей подполковника входила работа по комплектованию дислоцированных в Афганистане частей и соединений 40-й армии, в том числе восполнение потерь, понесенных подразделениями в боях. 21 октября 1987 года по делам службы Аншукову потребовалось вылететь в Кандагар. Это заурядное мероприятие завершилось катастрофой.

Ан-12 в Афганистане / Аншуков Виктор Лазаревич
Ан-12 в Афганистане / Аншуков Виктор Лазаревич

Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните

Дело в том, что в связи с опасностью работы вражеских ПЗРК, полеты военно-транспортной авиации производились тогда только в темное время суток и без огней. На эту ночь дежурным самолетом Ан-12 был назначен борт под командованием капитана Григорьева. Получив полетное задание, борт загрузился техническим спиртом, ацетоном и краской. Также в самолет зашли 13 пассажиров. Примерно в 19-21 час Ан-12 получил разрешение на вылет и отправился по рулежной дорожке на точку старта.

В это же самое время на старт начал выходить Ми-24, задачей которого была разведка точек пуска РСов по Кабулу. Позывные МИ-24 и Ан-12 различались только одной цифрой. Из-за этого возникла неразбериха на ВПП, которая и привела к трагедии. Во время разгона пилоты боевых машин слишком поздно увидели один другого. Ми-24 начал уходить с полосы, а Григорьев резко дернул самолет вверх. Борт подпрыгнул, но зацепил винтом правого двигателя винт вертолета. Дальше падение и взрыв. В катастрофе выжил только бортрадист Ан-12-го. Он сидел в хвосте, который при ударе о землю отломился.

За образцовое исполнение своих обязанностей подполковника Виктора Лазаревича Аншукова наградили орденом Красной Звезды (посмертно). Его имя присвоено школе в населенном пункте Великовисочное, в котором учился Аншуков.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.