С давних пор у разных народов было почитание Богини. Её называли «Великой Матерью», «Великой Богиней». Она была олицетворением женского начала, самой жизни и материнства.
Как производные от Великой Богини появились женские божества. У каждого народа они были свои. В славянском язычестве такой богиней была Мокошь (Макошь).
С распространением христианства на Руси древняя вера славян стала забываться. Некоторые славянские боги трансформировались в христианских святых, которым были присвоены функции языческих божеств.
Со временем и черты языческой славянской богини Мокоши получила Богородица Дева Мария в православии.
Мокошь (Макошь) являлась единственным женским божеством в пантеоне князя Владимира. Её кумиру древние русы поклонялись наравне с пятью мужскими божествами.
Мокошь почитали как богиню плодородия, покровительницу прядения, она была защитницей и помощницей всех женщин древней Руси. От её милости зависело получение хорошего урожая, так как она являлась живительной силой, напитывающей землю и посевы.
Мокоши молились о получении земных благ, перед рукоделием, в помощи при родах, о счастливом браке. У неё испрашивали изобилия для себя и семьи.
Считалось, что Мокошь сопровождают две её сестры – Доля и Недоля.
С угасанием язычества на Руси, функции Мокоши перешли к православной Богородице. Уже к Деве Марии стали обращаться за помощью, появились многочисленные её изображения на иконах для молитв в разной нужде. Дева Мария в православном христианстве является олицетворением женственности, материнства, сочувствия, доброты и милосердия, невинности и чистоты.
Таким образом, пройдя трансформацию, Богородица Дева Мария стала восприниматься на Руси не только как Матерь Иисуса Христа Сына Божьего, но и стала олицетворением Великой Богини-Матери, получила новые черты и функции отдельного женского божества.
***
Автор Светлана Гамова
Спасибо за внимание!