Об одном из главных музыкальных фестивалей Северной столицы, его истории и ключевых событиях нового сезона рассказала художественный руководитель международного фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга», заслуженная артистка России Мария Сафарьянц.
Как родилась идея музыкального фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга»? Какова концепция фестиваля?
Проект «Дворцы Санкт-Петербурга» родился давно, это был один из первых фестивалей новой России. Представляете, что такое 1990-й год? Это даже еще не новая Россия, это еще Советский Союз. Основателем фестиваля стал дирижер и пианист Константин Орбелян. Будучи предприимчивым американцем, он усмотрел в Петербурге нечто ни с чем несравнимое, уникальное. Понял, что Петербург — фестивальный город.
Все началось с места. Петербург – музейный город, здесь так много исторических зданий. А в то время город стал более открытым, некогда наглухо закрытые двери стали доступны. И было огромное любопытство со стороны иностранного мира, дальнего зарубежья. Сюда приезжали первые лица, серьезные артисты с мировым именем. Многие приезжали просто из любопытства. Я знаю, что на первый фестиваль артисты приехали без гонораров. И у них был абсолютный восторг, когда они увидели Петербург. Лето, белые ночи, катание по Неве… Вот так всё начиналось. Конечно, в фестивале принимали участие и российские артисты. При этом фестиваль не подразумевал никакого коммерческого зерна.
В моих руках фестиваль изменился, но одно осталось неизменным. Мы сохранили и развили его статус международного. Это было обязательным условием.
Фестиваль традиционно проходит в уникальных залах исторических дворцов Петербурга. Это придает особую атмосферу?
Визитной карточкой фестиваля стали музыкальные вечера внутри исторических интерьеров. Такая направленность остаётся и сейчас. Безусловно, это оказывает огромное влияние на атмосферу и программу фестиваля. С моей точки зрения, фестиваль очень гармоничный. Я не выхожу за пределы формулы, что красота должна наполняться красотой. Никакого уродства или слишком агрессивного авангарда у нас нет. Я его туда не впускаю.
Каждый дворец в Петербурге имеет свое лицо. Это и барокко, и классицизм, и рококо, и модерн. В каждом пространстве есть свои отличительные элементы. Мы стараемся их подчеркнуть. Создать гармонию, а не диссонанс. По своей сути, «Дворцы Петербурга» — эстетский фестиваль. И, конечно же, во многом это фестиваль патриотический. Ведь мы на протяжении многих лет воспитываем людей, просвещаем. Часто наши музыкальные программы сопровождают специальные экскурсии или лекции. У нас разнообразная аудитория. Но в основном к нам приходят петербуржцы. Приходят целыми семьями. Они воспринимают визит на фестиваль в качестве исключительной привилегии. Я это называю — «благородные забавы».
Я и сама для себя считаю привилегией возможность делать концерты в столь уникальных местах. Каждый раз мы приходим во дворец или исторический особняк с поклоном. С большим почтением к истории и тем людям, которые создали эту красоту. В Петербурге богатое культурное наследие, которое нужно хранить и оберегать.
У фестиваля сложилась особая традиция. Каждый год мы стремимся открывать для публики новые исторические места. Кажется, что этот процесс не закончится никогда, потому что Петербург — самый дворцовый город в мире. Здесь находится более 600 зданий дворцового типа, к сожалению, не все они восстановлены, что-то утрачено, но это всё равно очень много, и что-то постоянно оживает.
Очень важно, что за годы существования фестиваля мне удалось сюда привезти ведущих звезд музыкальной и оперной сцены со всего мира. Рене Флеминг, Джузеппе Саббатини, Сондра Радвановски, Стивен Костелло, Эва Подлесь… Фестиваль «Дворцы Петербурга» — своеобразная презентация нашего города на мировой арене. Это визитная карточка Петербурга.
За более, чем тридцатилетнюю историю своего существования фестиваль вырос, окреп, стал более разнообразным. Сейчас стартовал 13 сезон осенне-зимнего проекта «Петербургские набережные». Какое место он занимает на фестивале?
На самом деле все просто. Изначально фестиваль «Дворцы Петербурга» родился как фестиваль белых ночей. Он проходил исключительно в летний период. Я начала заниматься развитием фестиваля в 1997 году. Начиная с этого времени, постепенно стали появляться отдельные проекты.
Например, в 2003-2004 гг. родился культурно-просветительский проект «Музыкальные сезоны в Константиновском» — одно из ярчайших культурных событий Санкт-Петербурга. Мы создали его совместно с Международным Благотворительным фондом «Константиновский», когда был возрожден Константиновский дворец в Стрельне. И сейчас этот бренд сохранён за нами.
Но в первую очередь фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга», конечно, был сезонным явлением. Вмешалась сама публика. Мне говорили: «Ну как же так, Мария Саркисовна, дворцы живут активной жизнью круглый год, не хватает только ваших концертов». Ситуацию помог разрешить Антон Николаевич Губанков, который в то время возглавлял Комитет по культуре Санкт-Петербурга. Он поддержал идею проведения осенне-зимнего фестиваля под названием «Петербургские набережные». Первый сезон был посвящен исключительно Английской набережной, где находится огромное количество уникальных зданий с роскошными интерьерами. Мы начинали в Президентской библиотеке, историческом здании Священного Синода. За ним последовали Особняк Румянцева, Особняк Э.П. Казалета (Тенишевых) и многие другие. После Английской мы обратились к Университетской и Адмиралтейской набережным. А когда стало сложно продолжать эту идейную привязку к набережным, просто сохранили название. По сей день «Петербургские набережные» воспринимаются в качестве осеннего музыкального марафона, который все ждут и который традиционно заканчивается большим новогодним праздником.
Что ожидает любителей классической музыки на этот раз?
В этом сезоне мы запланировали пять знаковых концертов. Один из них с большим успехом прошел в Атриуме Генерального штаба Государственного Эрмитажа 6 октября. В рамках концерта «Восточные сказки» прозвучали произведения европейских и русских композиторов о Востоке. Арии и дуэты мировой музыкальной сокровищницы исполнили солистка Армянского национального театра оперы и балета Мери Мовсисян (сопрано) и заслуженный деятель Республики Казахстан Азамат Желтыргузов (баритон). Украшением концерта стало выступление примы Мариинского театра, заслуженной артистки России Александры Иосифиди.
Доминантой нынешнего цикла мероприятий должна стать премьера оперы «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка, посвященная 310-летию композитора. Это главное событие сезона! Покажем оперу 27 октября в Гербовом зале Государственного Эрмитажа.
Глюк – мощнейший композитор, реформатор крупной оперы. Это человек с удивительной биографией. Он был по жизни «странник», работал по всей Европе. Наиболее значимые для него периоды — венский и парижский.
Для меня его опера «Орфей и Эвридика» — сама по себе символ музыкального искусства. От этого названия идёт свет. В основе этой романтической и печальной истории – мифологический сюжет. Глюк сумел сохранить идеологию греческой философии и греческого театра, эстетику амфитеатров. Трагедия, как вознесение, у него неслучайна. Знаменитая ария Орфея «Потерял я Эвридику», которую традиционно исполняют великие тенора, решена у Глюка в мажоре. Это своего рода гимн.
В чём уникальность нынешней постановки?
Постановка создается специально для Зимнего дворца, а именно Гербового зала Государственного Эрмитажа. Она не предполагает занавеса. При этом все сделано так, чтобы соответствовать историческому интерьеру, наполненному колоннами и золотом. Даже костюмы шьются в соответствующем стиле. Мы все делаем так, чтобы постановка была наиболее гармонична.
Конечно, это не театр. Но это и не концертная версия. В оперной постановке учтены все пространственные обстоятельства. Это именно дворцовая версия. Над постановкой работает талантливый режиссер Аркадий Гевондов. Мы с ним работаем не первый год. Он всегда придумывает что-то интересное.
В постановке участвуют всего несколько действующих лиц: Орфей, Эвридика и Амур. Все партии, в том числе партию Орфея, исполняют женские голоса. Это традиция эпохи барокко. Мы пригласили блистательную меццо-сопрано из Греции, солистку Греческой национальной оперы Мариту Папаризу, солистку Мариинского театра Цветану Омельчук, а также молодую талантливую солистку Екатерину Иванову.
В постановке будет задействован хор – ансамбль солистов «Рождество». Будет и балет. В данном случае появление балета – дань традициям Гранд-опера во Франции, где в постановках всегда участвовал балетный дивертисмент.
Согласны ли вы с тем, что посещать оперу сейчас стало модно?
Безусловно. Я буду говорить про Петербург. Конечно, неоспоримый вклад внёс Мариинский театр и Валерий Георгиев, который сделал оперу очень востребованным жанром.
Я считаю оперу жанром абсолютным. Это само воплощение жизни, но в очень красивом, эстетичном формате. В опере можно ощутить все возможные краски. Человек всегда находит в опере частичку себя, как и в любой великой музыке. Конечно, если он способен чувствовать и понимать этот язык. К этому надо быть готовым. Опера не может быть «стадионной» историей.
Опера – сложный, синтетический жанр, объединяющий различные виды искусств: вокальную и инструментальную музыку, драматургию, хореографию. Это некая квинтэссенция красоты, изящества и страсти.
Что еще важно не пропустить в нынешнем сезоне?
15 ноября в Доме Кино состоится вечер французской киномузыки «Под небом Парижа» в сопровождении кадров кинофильмов. Мотивы из любимой киноклассики прозвучат в исполнении Джанни Иорио (бандонеон, Италия), который в 2009 году официально был назван одним из трех величайших бандонеонистов планеты, и обладателя премии «Золотой саксофон», одного из самых значительных инструменталистов нашего времени Федерико Мондельчи (саксофон, Италия).
Это будет второй концерт серии «Великая киномузыка». Когда-то летом у нас прошел концерт, посвященной музыке великого итальянского кинематографа. Это было необыкновенно красиво. Прекрасная музыка, видео из киноархива – такой жанр очень любим публикой и прекрасно воспринимается. К нам приходят люди самых возрастов. Очень важно показывать, каким было авторское кино в прошлом, в 1960-е, 70-е, 80-е годы. Как показывали лица, глаза, насколько кинематограф был созвучен музыке. Это совершенно особенный уровень выразительности. Что будет, если убрать музыку Таривердиева из кинофильма «Семнадцать мгновений весны»? Такое невозможно представить. Кино и Её Величество Музыка неразлучны. Это просто слияние.
30 ноября в Константиновском дворце состоится музыкальная феерия. На сцене выступят ярчайшие квартеты. В музыкальных баттлах сразятся квартеты виолончелей, саксофонов, флейт и волынок! Это будут российские ансамбли, в основном петербургские. Мы хотим познакомить с совершенно особым явлением - ансамблевой культурой. Например, когда я училась в Консерватории, у нас была целая кафедра камерного ансамбля, самая сильная в мире. В общем, будет интересный концерт, в котором сойдутся 5-6 совершенно разных ансамблей, такой большой гранд-гала.
Как всегда, концерт будет сопровождать прием. Понимаете, наш фестиваль – это ещё и светский раут. Мы проводим не только концерты, но и какие-то встречи, организуем общение людей, может быть, какие-то розыгрыши. Мы несём свет и радость, создаём особую атмосферу бытия на уровне нашего великого города.
Впервые мы готовим концерт в стенах старейшего российского музея, знаменитой Кунсткамеры. Благодаря новому директору Андрею Головнёву она преобразилась, там даже появилось место для концертов – Имперский зал. 7 декабря в Кунсткамере прозвучит одно из самых популярных и «бессмертных» произведений мировой классики: «Времена года» в переработке Макса Рихтера. Гости вечера услышат современную огранку с философскими идеями нашего времени. Уверена, это будет историческое музыкальное событие.
Завершит сезон грандиозный новогодний концерт. Впервые новогодний концерт пройдет в Мраморном зале Российского этнографического музея. Наша традиционная новогодняя программа – «Музыкальные юбилеи» уходящего года.
Материал подготовила Елена Прилашкевич