Найти в Дзене
Школьные рассказы

Первые шаги к самостоятельности. История Миши

— Мама, ты собрала мой портфель? — голос Миши, как обычно, доносился из комнаты с оттенком паники. В квартире царил лёгкий беспорядок: на полу валялись учебники, тетради, карандаши, а в углу комнаты лежала неубранная школьная форма.

Миша был ребёнком любознательным, но совершенно несобранным. Его комната всегда напоминала мини-хаос: разбросанные игрушки, книги вперемешку с носками, кружки с недопитым чаем, забытые на компьютерном столе. Он не думал о том, что нужно подготовиться к следующему дню, а ещё реже — убирал за собой. Уроки часто делал в последний момент, с ворохом тетрадей и учебников на столе, забывая то ручку, то ластик, то домашнее задание.

Мама и папа часто напоминали ему: «Миша, не забудь собрать портфель.» или «Ты сделал уроки?». Но каждый раз, стоило только отвлечься на минуту, как Миша забывал про всё. Учебники он частенько оставлял на диване или под кроватью, а утром искал их, чтобы собрать в портфель.

Мама, сложив полотенце, глубоко вздохнула. Её взгляд остановился на рабочем столе сына, где всё ещё лежала тарелка с ужина. Она знала, что пора что-то менять. Мише было уже девять лет, и время ответственности явно наступило.

— Миш, я собрала портфель, тебе нужно только одеться. — мягко, сказала мама, заглянув в комнату.

Папа, уже давно настаивал на том, чтобы Мишу приучили к самостоятельности. Но Лена долгое время не могла решиться, потому что легче было сделать всё самой, чтобы избежать утренних криков и паники. Однако сейчас, стоя на пороге комнаты сына, она осознала, именно с таких моментов и начинается взросление.

Миша всегда полагался на её помощь: собрать рюкзак, найти вещи, убраться в комнате. Она хотела помогать сыну не перегружая его лишними заботами. Но теперь он уже давно большой, и должен сам принимать решения и учиться на своих ошибках.

Папа тоже часто включался в воспитание. Он считал, что сына нужно приучать к порядку и дисциплине.

Вечером после ужина Лена и её муж Сергей решили поговорить. Они знали, что безответственность сына не приведет ни к чему хорошему.

-2

— Слушай, мы так и будем ходить за ним? — спросил Сергей, устало улыбаясь. — Может, пора ему уже становиться самостоятельным?

— Ты прав, — кивнула Лена. — Но как?

Они договорились постепенно давать Мише задания. Главное не давить и не требовать слишком много, чтобы не отпугнуть его от этой новой ответственности.

Первое, что они ввели — это Миша должен был сам собирать свой портфель без проверки.

— Миша, собирай портфель с вечера. Посмотри, что там нужно для школы на завтра, мы проверять больше не будем - это будет твоя ответственность, — сказала спокойно мама.

Вначале это вызвало у Миши бурю эмоций. Он то забывал учебники, то путал тетради. Но родители не ругали его за это, а терпеливо объясняли, как подготовиться к школе. Как-то Миша забыл учебник по английскому и расстроился. Родители его успокоили сказали, что это просто часть процесса к ответственности.

— Забыл учебник — это нормально, сынок. Если хочешь, чтобы все было на месте, перепроверяй, — сказал папа, похлопав Мишу по плечу.

Постепенно мальчик начал привыкать к самостоятельности. Теперь он собирал портфель вечером, и проверял, всё ли у него на месте.

Когда Миша немного привык к этой новой ответственности, родители решили ввести ещё несколько простых заданий. Например, Миша должен был сам убрать свою комнату и приготовить одежду для школы на следующий день.

— Ну давай, я знаю, что ты справишься, — подбадривала мама, когда он впервые не хотел убирать свою комнату.

— Это займет немного времени. Ты сможешь сделать это быстро, а потом спокойно поиграешь, — поддержал папа.

Задания были простыми, и помогали Мише чувствовать себя более взрослым. Он уже не ждал, что родители сделают всё за него, хотя поначалу старался увильнуть.

Домашние задания всегда были для Миши настоящим испытанием. Садясь за уроки, он обычно хватался за всё сразу: то возьмётся за математику, то вдруг вспомнит про русский, а спустя пять минут он уже играл в телефоне. Родителям приходилось буквально сидеть рядом и следить, чтобы он не отвлекался. Стоило маме выйти на минутку на кухню, как Миша тут же искал повод, чтобы отвлечься.

— Мам, а можно я потом сделаю, я устал... — часто жаловался он.

Лена знала, что постоянный контроль за выполнением уроков ни к чему не приведет. Рано или поздно Миша должен научиться брать на себя эту ответственность. Сначала они решили разработать чёткий распорядок дня, чтобы у Миши выработалась привычка.

Они решили, что после школы он отдохнет полчаса, а потом сделает уроки. Чтобы его не отвлекали телефон или телевизор, Лена ограничила доступ к гаджетам, пока домашнее задание не будет сделано.

— Миша, давай так, как только ты закончишь уроки, можешь поиграть в компьютере. А пока давай сосредоточимся на заданиях, — предложила мама.

Миша скривился, но, зная, что его любимые игры ждут, согласился. Первое время ему было тяжело сконцентрироваться. Он делал уроки неохотно, часто отвлекался, и Лене приходилось напоминать ему.

— Миш, давай ещё математику закончишь. Потом можешь отдохнуть, — подбадривала она.

Через несколько недель Миша начал привыкать к новому режиму. Теперь он садился за уроки сам, зная, что чем быстрее и хорошо выполнит задания, тем раньше сможет заняться чем-то интересным. И Лена начала замечать, что ему требуется всё меньше её вмешательства.

— Мам, я уже сделал математику, остался только английский, — однажды сообщил он, когда она вернулась из магазина.

-3

Со временем родители заметили, что Миша стал всё реже нуждаться в их помощи. Теперь он садился за уроки сразу после обеда и брался за них сам, без постоянных напоминаний. Если раньше его нужно было уговаривать, то теперь он сам понимал, что выполнение домашних заданий — это его обязанность.

— Мам, я закончил русский, проверишь? — однажды спросил он, гордо показывая свою тетрадь.

Лена с улыбкой посмотрела на аккуратно выполненное задание.

— Молодец! Всё правильно. Осталась только история, да?

— Да, я её уже почти сделал, — ответил Миша и вернулся за стол, где у него лежали учебники.

С каждым разом у него получалось всё лучше. Миша научился успевать всё делать к вечеру. Теперь у него оставалось много свободного времени, чтобы поиграть или посмотреть телевизор.

Главное, что Мише помогло стать более самостоятельным это поддержка родителей. Они не критиковали его за промахи, а старались подбодрить.

Когда он впервые сам собрал портфель, мама приготовила его любимый завтрак и похвалила:

— Миша, как здорово ты собрал свои учебники для школы сам. Ты настоящий молодец! — сказала мама, когда увидела, что Миша сам сложил рюкзак, не забыв ни один учебник.

Даже папа, обычно строгий, не забывал сказать что-то хорошее:

— Вот это я понимаю, взрослый поступок!

Когда Миша выполнял домашнее задание самостоятельно, пусть даже с ошибками, то родители все равно хвалили его за старания:

— Ну вот смотри, как ты аккуратно написал примеры по математике, — говорил папа, проверяя его тетрадь.

Даже если в заданиях встречались ошибки, они не делали акцент на них сразу, не критиковали. Вместо этого они фокусировались на усилиях, которые Миша приложил.

— Ошибки — это нормально. Ты ведь сам старался, это главное! Мы можем вместе их разобрать, — спокойно объясняла мама, подчеркивая важность процесса, а не результата.

Эта похвала укрепляла Мишину уверенность в том, что самостоятельность — это не страшно, и что ошибки — это часть обучения, а не повод для наказания.

Иногда Миша ленился или у него не получалось выучить уроки. Тогда родители старались подойти с пониманием.

— Ничего страшного, сынок, у всех бывают сложные дни, — говорила мама.

Миша знал, что даже если у него что-то не получается, родители помогут и подбодрят. А главное — они верили в него.

Самое главное, что родители соблюдали баланс. Они хвалили его за то что у него получалось и не требовали от него невозможного. Это позволяло Мише чувствовать себя комфортно.

— Мы верим в тебя, сынок. Ты справляешься всё лучше и лучше! — эти слова говорили родители часто.

Как-то Лена ушла в ночь на работу, а Сергей уехал в командировку, Миша сам подготовился к школе.

На следующее утро, Лена вернувшись домой, увидела что сын полностью был готов к школе. Миша с показал ей собранный портфель и аккуратно заправленную кровать.

— Мам, я всё сделал сам. Даже уроки не забыл, — с радостью сказал он.

Лена не могла сдержать улыбку. Её сын, который раньше даже не мог найти свои учебники, сейчас справлялся самостоятельно.

Теперь Миша, сам собирался в школу, учил уроки, убирал комнату. Он с каждым днём становился всё увереннее и самостоятельнее. Лена гордилась им, но и собой тоже — она понимала, что сын уже не маленький и нужно прививать ребёнку ответственность и самостоятельность, начиная с самых простых вещей. Чтобы без излишнего контроля и давления, помочь сыну вырасти уверенным в себе.

Родители дали Мише главное — веру в себя и свои возможности. А он, в свою очередь, доказал, что может быть ответственным и самостоятельным.

И хотя впереди ещё много испытаний в жизни Миши, родители знают, что теперь Миша со всем справится.

-4

Благодарю за прочтение, лайки и добрые комментарии!💖