Найти тему
Чары и история

Забытая вера: Неизвестные боги на Руси

Оглавление

Семаргл — охранник границы между мирами

Один из наиболее загадочных богов древнеславянской религии — Семаргл, или Симиргл. Это божество нередко изображали в виде крылатого пса или огненного дракона. Семаргл считался стражем между мирами — человеческим и божественным. В его обязанность входила охрана посевов и огня, что делало его покровителем земледельцев и очага.

Семаргл символизирует мощь огня как силы созидательной, так и разрушительной. Некоторые учёные считают, что Семаргл мог быть связан с более древними иранскими мифами о Симурге — чудесной птице, которая имела сходные функции в зороастрийской традиции. Его культ позже был частично вытеснен Перуном и Велесом, но следы поклонения Семарглу можно найти в старинных обрядах, посвящённых защитным огням и «курениям» на полях.

Сварог — небесный кузнец

Сварог — бог, чьё имя мало известно за пределами узкого круга исследователей славянской мифологии. Хотя иногда его ассоциируют с творцом мира и отцом других богов, его образ не получил широкого распространения в массовом сознании, как, например, образ Перуна. Согласно древним легендам, Сварог был тем, кто научил людей обрабатывать металлы и дал им искусство кузнечного дела. В этом смысле его можно сравнить с греческим Гефестом.

Интересно, что Сварог иногда изображался не просто как кузнец, но и как бог солнца. Его связь с огнём и кузнечным ремеслом указывает на глубокую символическую роль созидания и созидательной энергии, что подчеркивает важность ремесел и труда в славянской культуре.

-2

Жива — богиня плодородия и жизни

Жива — богиня, чей культ сегодня забыт, но её имя говорило само за себя. Она была связана с весной, пробуждением природы и плодородием. Живе молились женщины, желающие зачать ребёнка, а также земледельцы, просящие хороший урожай.

Её культ был особенно распространён в западнославянских землях, где она считалась не только воплощением природы, но и защитницей жизни. Жива была связана с циклами роста и умирания, поэтому её часто упоминали в контексте смены времён года и круга жизни.

-3

Род — праотец всех богов

Род — это один из самых древних богов славянского пантеона, который символизирует идею всеобщего начала и родословной. В древнейших преданиях Род был праотцом всего сущего, не только богов, но и всего мира. Именно он создавал Вселенную из первородного хаоса, что делает его в каком-то смысле славянским эквивалентом верховного бога-творца.

Однако Род со временем был вытеснен другими божествами, такими как Перун и Велес, и его культ постепенно стал угасать. Тем не менее, следы его влияния можно найти в ритуалах, связанных с родом и семьей. Почитание рода и предков до сих пор занимает важное место в традициях славянских народов.

Род часто изображался в лице Сварога (есть теория, что Род и Сварог - одно и тоже божество)
Род часто изображался в лице Сварога (есть теория, что Род и Сварог - одно и тоже божество)

Мокошь и её «сестра» — Доля и Недоля

Мокошь — богиня судьбы, ткачества и женского труда, знакомая многим, но её спутницы Доля и Недоля — менее известные, но важные фигуры в славянской мифологии. Доля и Недоля символизировали удачу и несчастье соответственно. Их представляли как двух невидимых духов, которые сопутствовали человеку на протяжении всей жизни.

Интересно, что славяне верили: то, как человек принимает свою судьбу, зависит от взаимодействия с Долей и Недолей. Если кто-то жаловался на свою судьбу, Недоля усиливала его страдания. Если же человек терпел и был благодарен, Доля могла принести счастье.

-5

Кострома — символ весеннего плодородия и трагической судьбы

Кострома — богиня весны и плодородия, но её история наполнена трагедией. Согласно мифам, она была олицетворением весенней природы, которая пробуждается после долгой зимней спячки. Кострома тесно связана с обрядами, посвящёнными пробуждению земли и началу сельскохозяйственных работ. В её честь проводились весенние праздники, на которых девушки водили хороводы и пели песни.

Судьба Костромы связана с древним ритуалом олицетворения весны и её символического похоронения. Одним из таких ритуалов был обряд "похороны Костромы", в котором её символ — куклу или чучело — сжигали или топили, чтобы обеспечить хороший урожай. Легенда рассказывает, что Кострома погибла, утонув в реке, когда её брат Купало (олицетворение летнего солнцестояния) случайно или по воле судьбы женился на ней, не зная, что они родные. Этот миф объясняет ежегодное расставание весны и лета, когда после праздника Купалы лето приходит на смену весне.

-6

Берегини (Лада) — защитницы и духи-хранительницы

Берегини — это славянские духи женского рода, которые олицетворяли защиту и охрану. Они считались покровительницами дома, семьи, рек и лесов. Славяне верили, что эти духи способны охранять людей от болезней, несчастий и злых духов. Их имя, вероятно, связано со словом "беречь", что подчёркивает их роль как хранительниц.

Интересный факт: изначально Берегини воспринимались как духи водных источников, но со временем их функции расширились. Они могли быть связаны с любыми природными объектами — деревьями, реками или холмами. В поздней славянской традиции Берегинями стали называть духи-охранители, которые защищают дом и семью. Женщины в домах часто делали маленькие куколки-обереги, которых называли берегинями, веря, что эти символы защитят их жилище от бед. Её имя часто упоминалось в свадебных песнях и ритуалах, посвящённых созданию семьи. Берегиня олицетворяла мир и порядок, её просили о помощи в установлении согласия и взаимопонимания между супругами.

-7

Морена — богиня зимы и смерти

Морена — богиня зимы, смерти и тьмы, она олицетворяла силы разрушения и конец природных циклов. Хотя её имя и функции кажутся мрачными, роль Морены была важна для поддержания природного баланса. Она отвечала за завершение жизни и обновление через смерть. Её почитали во время зимнего солнцестояния и на празднике Масленицы, когда сжигали или топили её чучело, символизируя уход зимы и наступление весны.

Морена пришла в восточнославянский пантеон под влиянием западнославянских племен
Морена пришла в восточнославянский пантеон под влиянием западнославянских племен

Параскева Пятница — христианизация языческой богини

Интересным примером синкретизма язычества и христианства является образ Параскевы Пятницы. В христианской традиции Параскева почиталась как святая мученица, но в народной славянской культуре она вобрала в себя черты древней языческой богини, связанной с женским трудом, ткачеством и водой. Её день — пятница — считался особо благоприятным для обращения за помощью и защиты.

Христианизированный образ Параскевы Пятницы
Христианизированный образ Параскевы Пятницы

Забытые, но важные

Пантеон древних славян был намного шире, чем мы можем себе представить. Вера древних народов была тесно связана с природой и её циклами, что делало поклонение менее известным богам таким же значимым, как и самым почитаемым.

Сегодня мы можем только догадываться о многих аспектах древнеславянской веры. Но, изучая малоизвестные божества, мы постепенно открываем для себя новые страницы этой богатой и загадочной культуры. Каждое божество, независимо от его известности, представляло собой важный элемент мира славян, напоминающий нам о глубоком уважении к силам природы и жизни, которое пронизывало верования наших предков.