Найти тему
Русский Герольд

Исторические предпосылки появления государственного герба

К наиболее ранним свидетельствам существования геральдики относят изображение щита на покрытой цветной эмалью гробнице графа анжуйского Жоффруа V, умершего в 1151 году. Этот же герб изображён на скульптурной гробнице внука Жоффруа — Уильяма Длинного Меча, умершего в 1226 году (https://ru.wikipedia.org/wiki/Геральдика).
К наиболее ранним свидетельствам существования геральдики относят изображение щита на покрытой цветной эмалью гробнице графа анжуйского Жоффруа V, умершего в 1151 году. Этот же герб изображён на скульптурной гробнице внука Жоффруа — Уильяма Длинного Меча, умершего в 1226 году (https://ru.wikipedia.org/wiki/Геральдика).

В современном мире государственный герб, наряду с государственными флагом и гимном, является общепринятым элементом государственной символики. При этом государственный герб – это наиболее традиционный государственный символ, достаточно рано получивший юридическое оформление и обоснование. Появление государственного герба как особого правового объекта на самых ранних этапах формирования европейских национальных государств связано, прежде всего, с европейской геральдической традицией, естественным образом предвосхищающей зарождение идеи государственного герба.

Государственный герб – это одна или целый структурированный комплекс фиксированных эмблем, которые закрепляются государством в качестве официального и общеизвестного опознавательного знака (графического символа) данного государства.[1] Государственный герб (наряду с государственными флагом и гимном) можно отнести к атрибутивным признакам государства, наличие которых указывает на то, что конкретное государство является не только политико-социальным фактом, но и фактом общественного самосознания. [2]

Если под эмблемой понимать некий визуальный знак или условное графическое изображение какого-либо объекта, то герб – специализированная разновидность эмблемы (совокупности эмблем). Само слово «герб» происходит от славянского «herb», что означает «наследник», «наследство». В некоторых славянских языках – сербском, польском, чешском - встречаются слова от этого корня: «herb», «erb», «irb», употребляемые в подобных значениях,[3] в немецком языке слово «Erbe» также означает «наследство». Вполне вероятно, что этимология перечисленных выше слов может быть связана с латинскими «hereditas» - «наследство»[4] или (что менее очевидно) «herba» - буквально «трава», но в более широком смысле – «корни» или же наоборот – «побеги», «всходы».[5]

Под гербами можно понимать особые символические изображения - эмблемы, составленные на основании неких точно определенных, формализованных правил и служащие постоянным отличительным знаком какого-либо отдельного лица, рода, сообщества, организации или учреждения, территориального образования (города, области, провинции и т.д.) или же государства в целом.[6]

Хотя очевидным является тот факт, что разнообразные личные и коллективные эмблемы имели широкое применение с древнейших времен, тем не менее, непосредственное представление о гербе как особом правовом объекте появилось в рамках формирования в средневековой Европе геральдики как специфической системы взглядов и правил.

Геральдика (лат. «ars heraldica» – «ремесло герольдов»[7]) - эмблематическая система, сложившаяся на протяжении Средних Веков в Западной и Центральной Европе и характеризующаяся своеобразными обычаями оформления и употребления особых личных и коллективных знаков, прежде всего гербов, а также устойчивым единством репрезентативной, идентификационной и декоративной функций этих знаков.[8]

Таким образом, геральдика сложилась как специфический феномен европейской средневековой (феодальной) культуры, хотя формированию европейской геральдики и предшествовало бессистемное использование различных эмблем, символических и декоративных изображений, имевших различное (античное, ориентальное, религиозное и др.) происхождение, в оформлении элементов вооружения, знамен, различных инсигний,[9] печатей, монет и т.д. Многие из этих изображений позднее перешли и в европейские гербы.

В середине - второй половине XII века[10][11] возникает и получает широкое распространение в Западной и Центральной Европе культура употребления гербов как личных знаков в среде наиболее влиятельной военной знати, а в конце XII - начале XIII веков - также простых рыцарей, младшей знати, а также знатных женщин.[12]

Формирование такой уникальной культурной традиции, какой, безусловно, является европейская феодальная геральдика - чрезвычайно сложной, при этом не только эстетически эффектной, но и достаточно эффективной в практическом смысле, связано с некоторыми особенностями истории европейского Средневековья. В первую очередь – это специфическое, сформировавшееся в рамках европейской средневековой культуры, понимание индивидуальности, при котором человеческая личность в любом случае признается безусловной ценностью в силу христианской морали, но при этом такая ценность увеличивается (или, соответственно, уменьшается) пропорционально социальному статусу человека, его месту в обществе, значимости сословия, к которому он принадлежит. Учитывая, что социальный статус, как правило, переходил по наследству, а возможности для смены социальной роли были весьма ограничены (у некоторых групп населения – вообще отсутствовали) и с развитием феодальных отношений они становились все менее доступными, особое значение, безусловно, имело происхождение человека, его родовая, «генетическая» связь с определенным сословием. И все же, в развитом феодальном обществе (в отличие, например, от обществ традиционных) не отрицалось личная роль феодального субъекта, индивидуальность каждого человека, его врожденная дееспособность, способность иметь права и нести обязанности - т.е. правоспособность (разумеется в рамках, определяемых социальным положением). Данное обстоятельство приводило к осознанию человеком себя как самостоятельного субъекта феодальных отношений, обладающего определенным правовым статусом, несущего ответственность за собственные поступки перед другими феодальными субъектами.

С другой же стороны – чрезвычайная слабость феодального государства как субъекта власти, на фоне которой реальные инструменты социального контроля концентрируется в руках отдельных, наиболее могущественных в экономическом отношении субъектов феодальных отношений – крупных землевладельцев или каких-либо их объединений (временных или постоянных). Минимальное (скорее даже – эпизодическое) участие государства в повседневной жизни общества, усугубляемое определенной коммуникационной инертностью, замкнутым образом жизни населения, вынуждало людей (независимо от их социального положения и происхождения) самостоятельно выстраивать между собой фактические отношения власти-подчинения в соответствии с их собственными возможностями и сложившимися обстоятельствами. В такой ситуации особая роль в жизни средневекового общества естественным образом досталась постепенно формирующемуся (что осуществлялось посредством интеграции различных привилегированных, влиятельных в экономическом и военно-политическом отношении, социальных групп в новую военную аристократию) единому феодальному сословию европейской знати - так называемому рыцарству.

Привилегированный характер нового сословия (отчасти - в соответствии с обыкновениями времени) требовал определенного внешнего выражения, которое позволяло бы четко распознавать человека как представителя рыцарства и рыцари старалась указать на свой особый социальный статус всеми доступными им средствами. Одним из таких средств (как оказалось - весьма нетривиальным) и стала своеобразная «сигнализирующая» эмблематическая система – геральдика, основная ценность которой, с точки зрения феодальной знати, заключалась в возможности не просто указать на высокий социальный статус, но и максимально индивидуализировать конкретного рыцаря с помощью его личного герба, выделив его из числа всех прочих представителей благородного сословия.

В практическом отношении появление гербов, скорее всего, обусловлено двумя основными факторами: во-первых - перманентным процессом усложнения структуры феодальных связей между рыцарями, запутанностью системы вассальных обязательств (напр., возможность служить одновременно нескольким сеньорам), в связи с чем состав союзников и противников мог довольно часто меняться, а одни и те же рыцари периодически переходили из одной категории в другую в зависимости от текущей политической ситуации, а во-вторых – появлением в первой половине XII века и последующим повсеместным распространением нового типа рыцарских шлемов, полностью закрывавших лицо воина (оставались лишь небольшие смотровые вырезы и отверстия для доступа воздуха).[13] Данные обстоятельства вызывали у рыцарей (и их окружения – оруженосцев, слуг и т.д.) естественное стремление максимально быстро и однозначно идентифицировать друг друга как в условиях непосредственно боевого столкновения, так и просто при случайных встречах в пути. В данном случае личный герб выступал в качестве идеального средства визуальной идентификации.

Желание и необходимость быть узнанным заставили рыцарей выработать обычай расписывать свои щиты различными яркими изображениями (геометрическими орнаментами и фигурами, схематическими изображениями животных и растений) которые очень скоро превратились в опознавательные знаки, помогавшие идентифицировать конкретного рыцаря издалека.[14]. Щиты получались пестрыми и многокрасочными - изображения на них превращались в самые настоящие гербы, как только начинали ассоциироваться у окружающих лиц с конкретными рыцарями.[15]

Связь герба с социальной ролью обладателя еще в XII веке привела к его передаче по наследству, принятию членами одного рода общего герба и связыванию герба с феодальным владением, что стало типичным (хотя и не всеобщим) явлением, т.е., личный герб становится также родовым и (или) поземельным.[16]

В дальнейшем, гербами стали обзаводиться также и другие субъекты феодальных отношений, претендовавшие на равенство с военной знатью или, хотя бы, на частичную независимость от нее. В начале XIII века гербы вышли за пределы рыцарского сословия[17] и стали приниматься представителями духовенства, а также различными незнатными лицами: клирики (к 1200 г.), высшие слои городского населения – патриции и буржуа (до 1220 г.), а потом и ремесленники (к 1230 г.), города (с конца XIII в.), цехи и профессиональные корпорации (к 1240 г.), гражданские и монашеские общины (в конце XIII - начале XIV в.) принимали собственные гербы. В отдельных местностях (Нормандия, Фландрия, Южная Англия) гербами обзаводились даже некоторые крестьяне.[18]

Таким образом, герб становится неотъемлемым элементом европейского средневекового правосознания, привычным внешним атрибутом совокупности социального, правового и политического статусов субъекта – обладателя соответствующего герба.

С началом процесса образования европейских национальных государств в период позднего Средневековья и в связи с сопутствующим данному процессу закономерным возрастанием значения государства и государственной власти в жизни средневекового общества в целом, постепенно начинает складываться и представление о национальном, государственном гербе и его особом правовом статусе. Хотя формирование подобных представлений невозможно проследить на примере каких-либо конкретных событий (тем более – дать четкие хронологические привязки), вполне возможно обозначить и проанализировать необходимые предпосылки.

Первоначальным импульсом для формирования представлений об общегосударственном гербе стало появление в ряде европейских феодальных государств гербов, являющихся принадлежностью титула сюзерена - верховного феодального сеньора (от лат. «senior» - «старший»[19]) какой-либо территории - страны в целом или ее отдельного региона (короля, великого герцога и т.д.), который использовался старшим феодалом независимо от его собственного родового герба (иногда наравне с ним или в каких-либо сочетаниях) и переходил в качестве атрибута высшей политической власти к новому правителю - сюзерену независимо от наличия или отсутствия у него каких-либо родственных (родовых) связей с правителями предыдущими.

Появление подобной идеи о возможности существования постоянного герба некого абстрактного суверена как носителя высшей государственной власти - легитимного общегосударственного политического лидера, а не просто наиболее крупного и могущественного феодального землевладельца региона или старшего аристократа по праву крови, естественным образом предвосхищало появление государственного герба.

Со временем герб суверена государства, обозначающий его политический титул и одновременно символизирующий его высшее социальное положение в феодальной иерархии, стал восприниматься и как непосредственно государственный герб, так как в соответствии с феодальными традициями и представлениями современников суверен воспринимался прежде всего в качестве хозяина (фактического или формального – в зависимости от сложившейся геополитической ситуации в каждом конкретном регионе) определенной территории, страны как совокупности экономических характеристик, и уже затем в качестве возможного общегосударственного политического лидера.

Утвердившись с помощью подобного «переноса» в период позднего Средневековья легитимизирующего статуса с суверена непосредственно на государство в целом, государственный герб окончательно закрепился в правосознании европейцев как характерный и необходимый атрибут суверенного государства. Формирование национальных европейских государств, укрепление государственной власти и централизация ее институтов, установление доминирующего положения государства и принимаемых им нормативно-правовых актов по отношению ко всем социальным группам населения, фактически выделило государственный герб в особую геральдическую категорию, отделив его от общей совокупности личных, родовых и коллективных гербов и, в определенном смысле, наделив его гораздо более высоким статусом по сравнению со всеми остальными разновидностями гербов, как бы поставив их в зависимое положение от государственного герба.

В дальнейшем, чем все более меньшую роль в европейской общественной жизни занимали личные и коллективные гербы, тем все большее значение (а также области необходимого и возможного применения) приобретали гербы государственные. [20]

Впоследствии, с формированием общемировых политико-правовых и дипломатических стандартов, государственный герб в качестве объекта государственной символики был воспринят подавляющим большинством государств (а также субъектов, претендующих на признание их государственного суверенитета мировым сообществом). Можно вполне справедливо утверждать, что сегодня государственный герб является общеизвестным и общеупотребимым, неотъемлемым элементом международной политико-правовой культуры.

© Фомин А.А., 09.10.2024.

[1] Другие возможные определения: «Государственный герб – отличительный знак, являющийся официальным символом государства, изображается на флагах, денежных знаках, печатях и некоторых официальных документах». (Большой юридический словарь / Под. ред. А.Я. Сухарева. – М.: Инфра-М, 2008. – С.129.); «Государственный герб – официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках и т.п., часто является составной частью государственного флага». (Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Норинт, 1999. – С.268.); «Герб есть внешний символ, знак государства, изображаемый на государственной печати, монете, казенных зданиях и т.д. В качестве внешнего символа герб выражает идею государственного могущества или какую-нибудь религиозную идею. Часто он выражает и то, и другое». (Градовский А. Д. Начала русского государственного права. Т. I. О государственном устройстве. - СПб.: Типография Морского Министерства, 1892. – С. 157.).

[2] Поляков А.В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. – СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. – С. 539.

[3] Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. – М.: Высшая школа, 1974. – С.5.

[4] Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2008. – С. 361.

[5] Там же. С. 360.

[6] Можно также предложить другие определения с акцентированным правовым аспектом: «Герб - опознавательно-правовой знак, установленный и употребляемый в соответствии с правилами геральдики, служащий символом государства, государственно-территориального или административно-территориального образования, местного самоуправления, а иногда также иного субъекта права». (Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева – М.: Инфра-М, 2008. – С.129.); «Герб – символический опознавательно-правовой знак, составленный и утвержденный по определенным правилам, служащий постоянным отличительным определителем лицу, роду, обществу или учреждению». (Черных А.П. Геральдика. Введение в специальные исторические дисциплины. – М.: Изд-во МГУ, 1990. - С. 45).

[7] Фр. «heraut», «heraut d’armes», нем. «Herold» - возможно от старогерм. «Heer-alt» - буквально «старый воин», т.е. «ветеран» или от старогерм. «Heriwald» – «вестник», этимология слова спорная. Первоначально глашатаи, комментаторы и распорядители каких-либо церемоний в широком смысле. С развитием геральдики в средневековой Западной Европе герольдами стали именоваться специалисты по феодальному рыцарскому этикету и геральдическим правилам, в обязанности которых входила в том числе и организация рыцарских турниров. По традиции герольд оглашал имена и титулы рыцарей, желающих принять участие в турнире, а также давал описание их гербов. Герольды собирали и систематизировали сведения о гербах и происхождении их хозяев, обеспечивали сохранение целостности геральдической традиции в Европе, способствовали единообразному оформлению геральдической документации (пожалований и т.п.). Они также содействовали сосредоточению общего контроля над геральдической практикой в руках европейских монархов.

[8] Словарь средневековой культуры. / Под ред. А.Я. Гуревича – М.: РОССПЭН, 2007. – С.101.

[9] От лат. «insigne» - «знак». В средневековой Европе – символ власти, внешнее (вещественное) свидетельство высокого социального статуса – напр., трон, корона, скипетр, мантия, посох, меч и др.

[10] Географическую локализацию возникновения геральдики установить вряд ли возможно. Гербы возникли в нескольких регионах Западной Европы практически одновременно: в областях между Луарой и Рейном, в Южной Англии, Швейцарии и Северной Италии. Впоследствии они распространились из этих небольших районов по всей Европе (Пастуро М. Геральдика. – М.: АСТ, 2003. - С.24).

[11] Вероятно, старейшим известным гербовым памятником является печать Валерана, графа Меланского и Вустерского (1136-38 гг.), с изображением графа-всадника с клетчатым знаменем, коттой и чепраком: эта повторяющаяся «шахматная» композиция и была гербом. (Словарь средневековой культуры. С.101).

[12] Словарь средневековой культуры. C.101.

[13] Всадники войны. Кавалерия Европы. / Д.П. Алексинский, К.А. Жуков, А.М. Бутягин, Д.С. Коровкин. – СПб.: Полигон, 2005. – С.238.

[14] Первоначально гербовое изображение наносилось только на щит рыцаря, данное обстоятельство со временем превратилось в устойчивую геральдическую традицию. Большинство современных государственных гербов (в том числе – и государственный герб РФ) в качестве одного из своих структурных элементов имеют геральдический щит.

[15] Пастуро М. Геральдика. C.19.

[16] Словарь средневековой культуры. С.102.

[17] В целом, к концу Средних веков, около трети населения, пользовавшегося гербами, не принадлежало к аристократии (Левандовский А.П. В мире геральдики. – М.: Вече, 2008. – С.18).

[18] Пастуро М. Геральдика. С.24.

[19] Дыдынский Ф.М. Латинско-русский словарь к источникам римского права: По изданию 1896 года. – М.: Спарк. – С. 495.

[20] Следующим этапом данного процесса развития государственной геральдики стало появление различных территориальных гербов (провинций, областей, земель, районов, общин и т.д.).