Эльдар Рязанов посмотрел на телефон. Он ждал новостей о Евгении Евстигнееве. Но звонок так и не прозвенел.
Через несколько дней режиссер узнал страшную новость: его друг, его муза, его любимый актер скончался в Лондоне, куда поехал на операцию.
Перед этим операцию у того же хирурга сделал Микаэл Таривердиев и похвастался, как уже через 4 дня бегал и пил коньяк.
А Евстигнееву того и надо было.
Как эти два гения нашли друг друга?
Как говорится, а не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира ?
А точнее, на двух гениев нашей молодости, которые сделали советское кино 60-70х.
Как актер Евгений Евстигнеев чуть не проспал свою судьбу
Москва, начало 60-х. Рязанов, тогда уже известный режиссер, искал актера на роль Юрия Деточкина (эту роль в итоге сыграл Иннокентий Смоктуновский). И тут Полине Шевкуненко, ассистенту режиссера, пришла в голову идея про Евстигнеева из "Современника".
- Слушай, есть там один... Лысоватый такой, глаза хитрющие.
- Нууу, - протянул Рязанов, - Какой из него Юрий Деточкин? А впрочем, давай его сюда.
А Евстигнеев, как назло, проспал! Ворвался на пробы взъерошенный, глаза сонные. Рязанов смотрел на это недоразумение и думал: "Боже, за что мне это?"
Но Евгений открыл рот, и... Магия! Химия! Паталогическая органика! Рязанов не мог оторвать глаз. "Не Деточкин, конечно, нет. Но режиссер народного театра идеальный!"
Евгений Евстигнеев сыграл у Рязанова свои лучшие роли
Годы летели, фильмы множились. "Зигзаг удачи", "Старики-разбойники", "Невероятные приключения итальянцев в России"... Рязанов и Евстигнеев были не разлей вода.
Когда встал вопрос, кто сыграет жулика-инвалида в «Итальянцах», Рязанов подтянул Евстигнеева и это стало творческой удачей, которая сделала фильм.
Рязанов даже закрыл глаза на то, что на съемки в Риме, Евгений Евстигнеев привез свою тогдашнюю супругу Лилию Журкину. Побывать в капстране тогда было верхом мечты для советского человека.
На съемках "Берегись автомобиля" Евстигнеев выкинул коленце – забыл текст в тот момент, когда надо было «замахнуться на Шекспира». И на ходу придумал, как выкрутиться.
- А не замахнуться ли нам на ВильЯма нашего, Шекспира ? – многозначительно протянул Евстигнеев. Что было совсем не по тексту. Сцену, конечно, пересняли. Но потом сценарист Брагинский и Рязанов решили все-таки включить в фильм «неправильный дубль».
Надо сказать, что актер отличался забывчивостью и импровизировал довольно часто.
На съемках «Невероятных приключений итальянцев России» он оторвался по полной программе. Но влюбленный в актера Рязанов включил в фильм большинство его импровизаций.
От любви до ненависти
Но не все было гладко было в отношениях актера и режиссера. Евстигнеев, как и все творческие люди, был подвержен вредным привычкам.
Он курил и не отказывался от выпивки.
Из-за этого на съемках «Зигзага удачи» они даже поссорились с Рязановым.
Съемки шли в лютый мороз – на улице было минус двадцать и в павильоне ненамного теплее. Георгий Бурков снаряжал гонца в магазин и в перерывах актеры отогревались горячительными напитками.
Был момент, когда они слишком увлеклись, что Рязанов разозлился на хулиганов и пообещал написать докладные руководству их театров.
Он собрал всех троих – Буркова, Евстигнеева и Талызину и сказал им:
- Всех вас презираю, всех ненавижу. А у Евстигнеева вообще нет ни одного трезвого дубля.
Но эту «ненависть» режиссер испытывал недолго.
Глава 4: Кризис отношений
После выхода фильма «Зигзаг удачи» Рязанов задумал снять фильм «Сирано де Бержерак» с Высоцким в главной роли. Но сценарий не утвердили. Потом разрешили. И так несколько раз подряд.
На нервной почве Рязанов слег с инфарктом.
На соседней с ним койке лежал пожилой мужчина, который попал в больницу из-за того, что его внезапно отправили на пенсию и лишили любимой работы.
Прямо из больницы Рязанов рассказал эту историю своему другу и соавтору Эмилю Брагинскому. Тот набросал сценарий для фильма.
Руководство «Мосфильма» одобрило «Стариков-разбойников» с первого раза.
А «пьющая троица» из «Зигзага удачи» перетекла в новый фильм. Бурков – прокурор, Талызина – его секретарша, а Евстигнеев – инженер Воробьев.
Их творческий союз был как добрая советская коммуналка – тесно, шумно, порой склочно, но так тепло и по-родному. Евстигнеев умел одним взглядом, одним жестом, без репетиций передать то, что Рязанов хотел донести до зрителя.
Однако «Итальянцы» стали последней совместной работой режиссера Эльдара Рязанова и актера Евгения Евстигнеева. Через 9 лет и 4 фильма их «служебный роман» закончился.
Актер «пошел по рукам» других именитых режиссеров – снимался у Чулюкина, Шахназарова, Быкова, Тодоровского, Лиозновой, Говорухина, Дружининой.
И сыграл свою лучшую, я считаю, роль – профессора Преображенского в «Собачьем сердце» Владимира Бортко.
А Рязанов переключился на другой актерский ансамбль и увлекся Мягковым, потом Гафтом, потом Басилашвили и Мягковым. Выглядело так, как будто между ними произошел творческий «развод», причины которого непонятны.
Такая вот печальная история увлечения великого режиссера великом актером. И пусть судьба не дала им снять еще больше фильмов вместе, но то, что они успели создать, навсегда останется в нашей памяти.