Найти тему
ИСТИНА ГДЕ-ТО ТАМ

Ветроэнергетика возвращается: как морская индустрия черпает вдохновение из прошлого для создания устойчивого будущего.

По мере продвижения вперед морская индустрия взяла на себя обязательство создать более устойчивое будущее с помощью новых инноваций и усовершенствований. Но даже в современную эпоху судоходства история в какой-то степени повторяется. Чтобы повысить эффективность и помочь достичь целей в области изменения климата, поставленных перед отраслью, некоторые обратились к прошлому за вдохновением.

Одним из наиболее перспективных направлений является возвращение к ветроэнергетике. Несколько дизайнерских компаний повернули время вспять на два столетия, разработав современные варианты парусов для использования возобновляемой энергии ветра. Например, Wallenius Marine готовится испытать Oceanbird, судно, оснащенное винтокрылыми парусами – жесткими, но складывающимися парусами, которые больше напоминают вертикальные крылья самолета, чем традиционные паруса. Паруса могут автоматически поворачиваться по ветру для достижения оптимальной производительности, и считается, что при определенных условиях они могут снизить выбросы на целых 90%.

Другие компании приняли решение убрать парус с корабля, предложив менее постоянное решение – гигантские тяговые воздушные змеи, способные буксировать суда через океан, что мало чем отличается от кайтбординга, но в гораздо большем масштабе. Однако эта концепция также далеко не нова, она была предложена в 1827 году английским изобретателем Джорджем Пококом в его книге "Искусство самолетовождения, или Навигация в воздухе с использованием воздушных змеев, или плавучих парусов", в которой он выступает за многократное использование воздушных змеев, включая вспомогательные паруса для кораблей.

-2

Сегодня Airseas является лидером в этой области, выпустив парапланерное крыло длиной 1000 м2, которое может обеспечить тягу в 100 тонн в море. Система Seawing под брендом Seawing способна снизить расход топлива и выбросы вредных веществ на 10-40% в зависимости от погоды, и может быть развернута, управляться и возвращена обратно одним нажатием кнопки благодаря автономным системам управления, что снижает необходимость в длительном обучении. Кроме того, решения на основе воздушных змеев требуют минимального пространства на палубе и могут быть легко переоборудованы на существующие суда.

Роторные паруса, также известные как роторы Флеттнера (названные в честь немецкого изобретателя Антона Флеттнера), — это ещё один способ использования энергии ветра, имеющий богатую историю и являющийся наиболее коммерчески «популярным» из трёх технологий. Роторные паруса, появившиеся в 1924 году, используют эффект Магнуса — тот же принцип, который позволяет футболисту закручивать мяч, — для движения судна. Вращение больших вертикальных цилиндрических роторов на палубе позволяет ветру, дующему с левого или правого борта, толкать судно вперёд, сокращая выбросы на целых 30%. Современные конструкции роторных парусов способны опускаться, чтобы проходить под мостами, и могут поворачиваться под большим углом, чем обычные паруса.

Несмотря на доказанную эффективность, роторные паруса по-прежнему редко используются на практике, хотя интерес к ним растёт. Всё больше компаний предлагают услуги по установке, в том числе в рамках партнёрства между Anemoi Marine и Wärtsilä, а количество судов, испытывающих «новую» технологию, увеличилось даже в составе флота Anglo-Eastern. MV Delphine, одно из крупнейших в мире судов-газовозов, находится на начальном этапе испытаний, а совершенно новый газовоз MT Oceanus Aurora, работающий на двух видах топлива, уже оборудован необходимыми фундаментами на палубе для установки в ближайшем будущем.

Помимо использования энергии ветра, ещё один дизайн, вдохновлённый прошлым, можно найти в буквальном смысле на переднем крае судоходства — это носовая часть судна. Норвежская компания Ulstein разработала уникальную носовую часть судна под торговой маркой X-BOW, которая, в отличие от традиционной, выступает вперёд снизу, а не сверху, для более плавного хода. Интересно, что эта конструкция носа напоминает несколько скандинавских судов VIII–XI веков, таких как археологические находки в Осеберге и Квалсунде, а также скандинавские кнорры, у которых тоже был перевёрнутый нос.

-3

Anglo-Eastern Cruise Management International (AECMI), наше недавно приобретенное подразделение по управлению круизными судами, управляет недавно построенным флотом из пяти судов класса Infinity, которые оснащены X-образной носовой частью Ulstein для повышения комфорта пассажиров во время плавания по бурным морям, встречающимся в арктических экспедициях. Перевернутый нос позволяет судну легко преодолевать бурные воды, преодолевая небольшие волны, при этом уменьшая качку и удар о нос при более крупных волнах – и все это без потери скорости при этом, что снижает расход топлива и выбросы вредных веществ.

Хотя до сих пор неизвестно, понимали ли норвежские корабельные мастера того времени преимущества конструкции с обратным наклоном киля или выбрали её по другим причинам, параллели показывают, что в прошлом могли быть и другие идеи и технологии, которые могут нас вдохновить. Иногда чем больше что-то меняется, тем больше оно остаётся прежним!