Найти в Дзене

Сущность механического движения

Часть 9 Первое, что нам бросается в глаза при рассмотрении окружающего нас Мира — это множество отдельных тел, находящихся на различных расстояниях друг от друга. Вот это-то свойство вещей быть отдельными, отделенными друг от друга, и отразилось в сознании понятием «пространство». Пространство не является чем-то чувственно существующим. Входя, например, в пустую комнату, мы оцениваем ее пространство, просторность, расстояниями между противоположными стенами. Пространство не воспринимается без конкретных вещей, свойством которых оно является. Поэтому пространство есть абстракция. Это такая же абстракция как фрукт, как овощ, как млекопитающее. Обращаться с ними как с реальными вещами – лженаучно. Рассуждать об искривлении пространства, о 4-хмерном и более пространстве, параллельных мирах, - значит вести науку в тупик. Все эти рассуждения результат соития физики с математикой, с самой абстрактной областью знаний, не отражающей качественных границ и, следовательно, оторванной от действител
Оглавление

Часть 9

Пространство

Первое, что нам бросается в глаза при рассмотрении окружающего нас Мира — это множество отдельных тел, находящихся на различных расстояниях друг от друга. Вот это-то свойство вещей быть отдельными, отделенными друг от друга, и отразилось в сознании понятием «пространство». Пространство не является чем-то чувственно существующим. Входя, например, в пустую комнату, мы оцениваем ее пространство, просторность, расстояниями между противоположными стенами. Пространство не воспринимается без конкретных вещей, свойством которых оно является.

Поэтому пространство есть абстракция. Это такая же абстракция как фрукт, как овощ, как млекопитающее. Обращаться с ними как с реальными вещами – лженаучно. Рассуждать об искривлении пространства, о 4-хмерном и более пространстве, параллельных мирах, - значит вести науку в тупик. Все эти рассуждения результат соития физики с математикой, с самой абстрактной областью знаний, не отражающей качественных границ и, следовательно, оторванной от действительности. Математика во всех науках должна оставаться лишь вспомогательным инструментом, применяемым для установления количественных соотношений, но ни в коем случае не занимать главенствующее положение в науке, иначе мы будем получать вместо истинных знаний вымышленные сенсационные бредни.

Абстракции абсолютны, неизменны, вечны. Реальные, конкретные, вещи относительны, изменяемы, преходящи. Абсолютного в Мире не существует. Например, размеры всех вещей определяются в соотношении с размером одной вещи, принятой за единицу (да и сама эта единица многократно изменялась, и до сих пор человечество не пришло к единой единице длины).

Пространство не может искривляться, сжиматься, делиться, состоять из частей. Если свет вблизи какого-то космического объекта отклоняется в сторону, то не правдоподобнее ли предположить, что свет вошел в область с другими параметрами, например, в более плотную среду вокруг этого объекта? Известный пример – преломление света в стакане с водой. Нет, нужно что-то загадочное, интригующее и необъяснимое или объясняемое не понятными никому лжетеориями.

Кроме того, мы уже знаем, что космическое пространство заполнено качественно различными мельчайшими частицами, между которыми находятся еще белее мелкие частицы, и так до бесконечности, - пустоты нет нигде. Всё Мироздание – это единый кусок энергичного вещества (движущейся материи), в котором есть места с разной его уплотненностью, размерами, температурой и другими свойствами. Получается одно бесконечное тело, - пространства нет; это свойство появляется у вещей, когда мы выбираем две и более однородных вещи, чтобы определить, например, расстояние между ними. Почему однородные вещи? Потому что в этом есть практическая польза: расстояние от Земли до Солнца, от Москвы до Владивостока, от фасада дома до дороги или расстояние между атомами в куске железа, но никому не придет в голову измерить расстояние от Солнца до какого-то атома в том же куске железа.

Очень важно уяснить разницу между абстрактным пространством и физическим, конкретным, пространством. Второе является таким же объектом, как и все другие тела Мироздания, состоящим из тех же микрочастиц, представляющим из себя, как и все тела, сгусток материи. Одни тела (сгустки материи) мы воспринимаем своими органами чувств, другие не воспринимаем. Например, мы не видим воздух, но знаем, что воздух – это не пустота. Любое тело есть пространство, заполненное веществом в пределах своих границ. Таким образом, реальное пространство состоит из частиц, а потому оно дискретно, многокачественно, изменяемо.

Время

Время есть понятие, отражающее последовательность, продолжительность (длительность) существования вещей относительно друг друга. Время абстрактно, т.к. является свойством вещей и без вещей не существует. Как абстракция, время абсолютно. Мы видим вокруг себя множество объектов, процессов, - всё движется и одновременно, и поочередно, и циклично, - и такое движение всего воспринимается нами как время. Но если время не существует, то не существует и единицы его измерения. Длительность всех процессов определяется нами относительно длительности какого-то одного процесса, принятой за единицу, или длительности этапов этого процесса. Так время на Земле мы измеряем годами или частями года – месяцами, неделями, сутками и т.д.

Здесь нужно отметить, что один и тот же процесс будет протекать по-разному в различных условиях (в различных условиях и сам процесс может измениться), при этом ускоряясь или замедляясь, что можно определить лишь при наличии фиксированной единицы времени. В связи с этим вызывает недоумение так называемый парадокс близнецов. Ведь, где бы один из близнецов ни находился, и с какой бы скоростью он ни двигался, Земля от этого не изменит своего обращения вокруг Солнца, т.е. год как единица измерения времени не изменится. Что будет происходить с близнецом в космическом корабле, зависит от условий его жизнедеятельности, процессов, происходящих внутри организма, но не от гипотетического замедления времени.

Прошлое и будущее – абстракции. В природе нет ни прошлого, ни будущего, есть только настоящее, происходящее в данный момент. Прошлое и будущее – противоположности настоящего. Как и все противоположности, прошлое и будущее не разделимы, едины, и их единство есть настоящее.

Следовательно, создание машины времени, - пустая затея. Даже с точки зрения формальной логики переместиться, например, в прошлое нельзя, потому что для этого нужно, чтобы все процессы во Вселенной пошли в обратном направлении (в том числе и тех, кто хочет переместиться). А нам уже сегодня известно огромное количество необратимых процессов.

Увидеть события недавнего прошлого мы можем и сейчас, просматривая фотографии, кино- и видеосъемки. Отдаленные события прошлого мы можем лишь представить по найденным летописям, наскальным рисункам, артефактам, проводя археологические раскопки.

Что касается будущего, то его мы можем представить лишь в общих чертах. Исследуя интересующую нас вещь диалектическим методом, можно не только раскрыть ее сущность, но и понять логику ее развития (ее логическое), описать, как она возникла, как проходило ее становление и развитие, как она будет развиваться в будущем и как отомрёт.

Рассуждать о времени как таковом, имеющем начало, или искать какую-то идею времени (и пространства) – значит, вести науку в тупик, впустую тратить средства общества.

Время есть свойство конкретных вещей, которые дискретны, относительны, изменяемы, случайны. Например, Земля неравномерно движется по орбите, но наши часы отсчитывают минуты и часы, равной продолжительности в течение всего года. А если учесть то, что вращение Земли вокруг своей оси замедляется, то можно представить всю относительность используемой нами единицы измерения времени.

Механическое движение (перемещение)

Всё в Мире движется. Движение абсолютно, покой относителен, является видимостью (кажимостью), представляет лишь внешнюю сторону вещей. Например, камень, лежащий на земле, движется вместе с Землей, и, кроме того, в камне происходит множество процессов, вызывающих в нем микроколебания, микроперемещения, микроразрушения и т.п. движения.

Любой вид (или форма) движения содержит в себе механическое движение, перемещение, поэтому любой вид движения происходит в пространстве и во времени. Энгельс писал: «Всякое движение связано с каким-нибудь перемещением – перемещением небесных тел, земных масс, молекул, атомов или частиц эфира. Чем выше форма движения, тем незначительнее становится это перемещение. Оно никоим образом не исчерпывает природы соответствующего движения, но оно неотделимо от него. Поэтому его необходимо исследовать раньше всего остального» [Сочинения Маркса и Энгельса, 2-е издание, т. 20, с. 392].

Механическое движение, или перемещение, на первый взгляд, кажется самой простой и понятной формой движения, однако раскрыть сущность этого движения до сих пор никому не удавалось. В доказательство приведу рассуждения выдающихся мыслителей.

Гегель: «Когда мы вообще рассуждаем о движении, то мы говорим: тело находится в одном месте и затем оно переходит в другое место. В то время, как оно движется, оно не находится больше в первом месте, но не находится также и во втором; если оно находится в одном из обоих мест, то оно покоится. Сказать, что оно между обоими, значит, ничего не сказать, потому что в таком случае оно снова в одном месте; стало быть, налицо то же самое затруднение. Двигаться же означает быть в этом месте, и в то же время не быть в нем; это — непрерывность пространства и времени, и она-то именно и делает возможным движение». [Лекции по истории философии, т.1, Элеатская школа].

Энгельс вторит ему: «Движение само есть противоречие; уже простое механическое перемещение может осуществиться лишь в силу того, что тело в один и тот же момент времени находится в данном месте и одновременно — в другом, что оно находится в одном и том же месте и не находится в нем. А постоянное возникновение и одновременное разрешение этого противоречия — и есть именно движение. Здесь перед нами, следовательно, такое противоречие, которое «существует в самих вещах и процессах объективно и может быть обнаружено, так сказать, в телесной форме»» [Сочинения Маркса и Энгельса, т. 20, с. 123].

Ленин ограничился критикой Чернова: «Движение есть нахождение тела в данный момент в данном месте, в другой, следующий момент в другом месте – таково возражение, которое Чернов повторяет (см. его «Философские этюды») вслед за всеми «метафизическими» противниками Гегеля. Это возражение неверно: (1) оно описывает результат движения, а не само движение; (2) оно не показывает, не содержит в себе возможности движения; (3) оно изображает движение как сумму, связь состояний покоя, т.е. (диалектическое) противоречие им не устранено, а лишь прикрыто, отодвинуто, заслонено, занавешено…» [Полное собрание сочинений, 5-е издание, т. 29, с.232].

Эти высказывания определяют суть механического движения, его двоякость, его противоречивость, но не раскрывают его сущности, механизма его осуществления.

Начнем докапываться до сущности диалектическим методом.

Находим у вещи (в данном случае, у механического движения, или перемещения) противоположные стороны. Противоположностью движения является покой. Значит движение осуществляется поочередной сменой движения и покоя. Именно, их единство и борьба дают перемещение. (Вспомните, что свет распространяется поочередной сменой света и тьмы, одну форму мы видим, а другая (тьма) находится в скрытом виде). Следовательно, перемещающееся тело находится одновременно и в движении, и в покое. Но всё тело не может одновременно находится и в движении, и в покое, а противоположности должны сменять друг друга внутри тела. Такое возможно только при одном условии: разные части движущегося тела поочередно находятся в движении и в покое. В этом и заключается сущность перемещения.

Примеров к вышесказанному великое множество. Когда человек идет, ступня одной его ноги стоит неподвижно, являясь опорой, ступня другой ноги перемещается на шаг и останавливается, становясь опорой для следующего шага. Еще нагляднее процесс движения выступает при наблюдении за перемещением гусеницы, - ее тело то удлиняется, то укорачивается, (то передние ножки бегут вперед, а задние стоят на месте, то передние стоят, а задние приближаются к ним).

Когда человек сделал шаг через порог между комнатами, то он одновременно и находится в каждой из комнат и не находится в них.

Однако, в рассуждениях о движении, мы не касались источника движения. В приведенных примерах источник движения очевиден – это работа мускулов живого организма, внутренняя энергия тела.

Если мы рассмотрим перемещение толкаемого нами стола, который не содержит внутреннюю энергию движения, то механизм перемещения будет выглядеть иначе, хотя сущность движения та же: одна часть вещи стоит в данной точке, а другая часть движется, затем наоборот. Сопротивление движению, трение ножек стола по полу, тормозит переднюю часть стола, но задняя часть стола напирает, от этого тело стола сжимается в направлении движения; под действием внутренних сил сжатия передняя часть преодолевает сопротивление движению и продвигается вперед, от этого тело удлиняется в направлении движения, и, чтобы тело стола приняло свою нормальную, без напряжения, длину, задние ножки стола передвигаются в направлении движения (и это передвижение задних ножек облегчается нашим продолжающимся толканием). Такими вот сложными движениями внутри себя стол делает шажок вперед. И опять трение передних ножек стола препятствует движению стола, и цикл повторяется.

Такими, описанными выше, внутренними движениями в вещи обеспечивается ее внешнее движение. (По диалектике внутреннее и внешнее – противоположности, они едины и обуславливают друг друга. В нашем случае, внешнее перемещение невозможно без внутреннего перемещения).

Из вышеизложенного вытекает одна интересная побочная мысль.

Поочередные укорачивания и удлинения (сжатия и растяжения) тела вещи при движении есть колебания ее тела, которые образуют волны в среде ее движения. Поэтому любой движущийся объект является источником определенных волн.