Любовь Европы к цветам скрывает отвратительную реальность, стоящую за её индустрией
«Рабочий день в её цветочном питомнике должен быть восемь часов, но она объясняет, что часто чувствует себя обязанной работать на три часа больше, за что она не получает сверхурочную оплату». Эти строки лишь намекают на общие условия труда в кенийской теплице. В прошлогоднем репортаже Б-би-си, дополненном интервью с рабочими, также упоминаются сексуальные домогательства и болезни как последствия работы в кенийской цветочной отрасли.
Сектор, который приносит Кении около €900 млн каждый год – это даже не €100 на работника в месяц! – обслуживает всю Европу. Продукция, поставляемая из Кении, занимает 40 процентов европейского рынка цветов.
Помимо эксплуатации рабочих, торговля наносит значительный ущерб климату. «Производство цветов требует большого количества воды, и чтобы удовлетворить европейский спрос на дешевые срезанные цветы, цветы перевозят в охлажденном виде на дальних, поглощающих газ самолетах, упаковывают в одноразовый пластик и обычно размещают в токсичной флористической пене, чтобы сохранить их свежими», — говорится в репортаже.
Сборщики духов происходят из семей, борющихся за выживание, однако один флакон духов продается за сотни евро.
В Египте, тем временем, были обнаружены дети, собирающие цветы жасмина в 3 часа ночи для французской компании L'Oréal и других производителей духов. Сборщики происходят из семей, борющихся за выживание, однако один флакон духов продается за сотни евро.
Европейские компании увеличили свою прибыль, избегая налоговых обязательств в стране-производителе. Расследование 2020 года показало, что «цветочные компании уклоняются от местных налогов через экспортные компании в Нидерландах и трасты, расположенные в налоговых убежищах, таких как Каймановы и Британские Виргинские острова, Лихтенштейн и Джерси. Другие продают свою выручку дочерним компаниям в Дубае по искусственно заниженной цене, что означает, что прибыль падает не на кенийскую ферму, а на иностранное предприятие, где налог на прибыль также намного ниже, чем в Кении».
Символический процесс
Мигранты из большей части мира уже имеют опыт работы в Европе в негостеприимных условиях. Но и вдали от европейского континента потребности и прихоти меньшинства мира контролируют и ухудшают жизнь большинства населения. Континент-бенефициар умудряется уклоняться от вопроса ответственного снабжения из-за слабых законов и многоуровневых цепочек поставок. Есть добросовестные потребители, которые хотят избегать продуктов, которые являются результатом добывающей практики. Но сертификат Fairtrade, который они ищут, не вполне надёжен.
Цепочка поставок из стран, выращивающих цветы, в число которых также входят Эфиопия и Эквадор, длинная. Это затрудняет предотвращение или делает удобным игнорирование злоупотреблений на местном уровне со стороны руководителей ферм и подрядчиков. Например, в Кении «рабочим устанавливают очень высокие нормы, которые они не в состоянии выполнить, несмотря на то, что работают более 12 или 14 часов в смену. Не выполнив эти нормы, работницы вынуждены доделывать план на следующий день без оплаты или предлагать взятку или сексуальные услуги руководителю, чтобы сохранить свои рабочие места».
Половина этих цветов продается на аукционах в Нидерландах. Это означает, что они не подпадают под защиту Директивы Европейского союза о корпоративной устойчивости и должной осмотрительности, которая действует с июля и которая касается «устоявшихся деловых отношений».
Социальные аудиты рабочих мест, если они проводятся без построения доверия и взаимодействия с работниками, тем временем не смогли выявить компании, допускающие ошибки. Они в конечном итоге становятся символическим процессом — не предназначенным для обнаружения принудительного труда или понимания повседневных условий труда, а только для регистрации того, что было видно в день и во время визита.
Обеспечение соблюдения трудовых прав
Строгое регулирование и мониторинг рабочего времени могут гарантировать, что случаи фермеров, страдающих тендинитом , синдромом запястного канала и другими травмами, не повторятся. ЕС также должен признать повышенную уязвимость женщин на этих фермах — особенно в свете Конвенции Международной организации труда № 190 , которая требует безопасных и достойных условий труда для женщин в сфере труда. Отпуск по беременности и родам, больничный, ясли, транспортная поддержка (для покрытия длительных поездок на работу) и страхование — все это имеет решающее значение для здоровья и благополучия работников и их домохозяйств — и действительно, на фермах часто работают целые семьи.
К выращиванию цветов относятся снисходительно, поскольку оно не рассматривается как нечто родственное еде, но люди все равно в конечном итоге потребляют химикаты, используемые для выращивания и сохранения урожая. Не следует вести бизнес с фермами, которые используют пестициды, потому что «работники цветоводства постоянно подвергаются воздействию токсинов в удобрениях, пестицидах и консервантах, используемых для продления жизни цветов. Кроме того, эти вредные вещества загрязняют водотоки и почву, попадая в пищевую цепочку и нанося значительный вред местным сообществам, живущим вблизи цветочных теплиц».
Чтобы в первую очередь выявить этот принудительный труд, необходимо наладить долгосрочное сотрудничество с поставщиками.
Anti-Slavery International и Европейский центр конституционных и человеческих прав разработали ряд рекомендаций по контролю импорта, который может ввести Европа. Они могут быть связаны с «определенным местом производства», «определенным импортером или компанией» или «целой отраслью» в случае принудительного труда, навязанного государством или негосударственными субъектами. Это позволит таможне останавливать испорченную продукцию на границе.
В апреле Европейский парламент одобрил постановление «о запрете продажи, импорта и экспорта товаров, произведенных с использованием принудительного труда». Однако для того, чтобы сначала выявить этот принудительный труд, необходимо будет наладить долгосрочное сотрудничество с поставщиками, где отношения будут заключаться не только в купле-продаже, но и включать не подлежащие обсуждению условия о правах работников, подкрепленные регулярным обучением, мониторингом и проверками на местах.
Возможно выращивание справедливых цветов
Необходимо больше кампаний гражданского общества по ответственному снабжению, связанных с повышением осведомленности потребителей в Европе. Это может снизить, например, спрос на цветы, требующие интенсивного полива, что в противном случае приводит к дефициту воды в регионе происхождения.
Одно из оправданий низкой заработной платы, выплачиваемой работникам цветочных ферм, заключается в том, что более высокая оплата отпугнет покупателей. Однако исследование розничной торговли продуктами питания, проведенное McKinsey, показало: «Около 60 процентов… потребителей были бы готовы платить больше за продукты, если бы им была гарантирована безопасность сотрудников и отсутствие детского труда». А цветы — это товары не первой необходимости, что может отражаться на их ценах.
С помощью финансовых стимулов и субсидий правительства могут тем временем вознаграждать компании, которые серьезно относятся к этическому снабжению. Действительно, McKinsey также обнаружила, что компании, более соответствующие «экологическому, социальному и управленческому» регулированию, добиваются лучших результатов в оценке акций и доступе к финансированию. Более того, выплачивая прожиточный минимум, компания может сократить текучесть кадров на 30 процентов.
Широкая общественность и гражданское общество могут оказать давление на правительства своих европейских стран, чтобы сделать мировую торговлю цветами менее однобокой и более справедливой по отношению к цветоводам в большинстве стран мира.