Найти в Дзене
Пераново перо

Марина Дюжева из-за "семейных обстоятельств" поменяла свои взгляды

9 октября отмечает день рождения актриса театра и кино Марина Дюжева. В ее творческой биографии более 150 киноролей. Вспоминаем фильм с участием Дюжевой «По семейным обстоятельствам». Сначала было произведение драматурга Валентина Азерникова, который вовсе не знал, что такое киносценарий. В 1970-х чиновники заказали ему написать пьесу, посвященную Москве и москвичам. - Я тогда отказался, подумал – какая глупость! Раздраженный поехал домой, - признается сам Валентин Захарович. – Еду в метро. И вот в вагоне, наблюдая за людьми, придумал сюжет, что молодые супруги и теща, живущие в одной квартире, ищут варианты размена. В те годы эта тема была так актуальна для москвичей. Дальше разыгралась фантазия. И вскоре, находясь в доме отдыха в Болшево, написал пьесу «Возможны варианты». Первым это произведение поставил режиссер Павел Хомский в театре имени Моссовета. В спектакле Ростислав Плятт сыграл сразу несколько ролей: автора, маклера, няни и логопеда. А еще на сцене блистали: Ия Саввина (Гал

9 октября отмечает день рождения актриса театра и кино Марина Дюжева. В ее творческой биографии более 150 киноролей. Вспоминаем фильм с участием Дюжевой «По семейным обстоятельствам».

«Людям нужны легенды!». Марина Дюжева. Кадр из фильма
«Людям нужны легенды!». Марина Дюжева. Кадр из фильма

Сначала было произведение драматурга Валентина Азерникова, который вовсе не знал, что такое киносценарий. В 1970-х чиновники заказали ему написать пьесу, посвященную Москве и москвичам.

- Я тогда отказался, подумал – какая глупость! Раздраженный поехал домой, - признается сам Валентин Захарович. – Еду в метро. И вот в вагоне, наблюдая за людьми, придумал сюжет, что молодые супруги и теща, живущие в одной квартире, ищут варианты размена. В те годы эта тема была так актуальна для москвичей. Дальше разыгралась фантазия. И вскоре, находясь в доме отдыха в Болшево, написал пьесу «Возможны варианты».

Первым это произведение поставил режиссер Павел Хомский в театре имени Моссовета. В спектакле Ростислав Плятт сыграл сразу несколько ролей: автора, маклера, няни и логопеда. А еще на сцене блистали: Ия Саввина (Галина Аркадьевна), Лариса Наумкина (Лида) и Евгений Стеблов (Игорь). Постановка пользовалась огромной популярностью у зрителя. Когда на спектакле побывал режиссер Алексей Коренев, который к тому времени уже снял знаменитую «Большую перемену», то решил: надо снимать фильм. Из спектакля он решил задействовать двоих актеров – Евгения Стеблова и Юрия Кузьменова, который сыграл на сцене, (а потом и в фильме) эпизодическую роль алкоголика. Хотя и на роль Игоря параллельно со Стебловым пробовались другие артисты. Например, Виктор Проскурин, Станислав Садальский, Владимир Носик. Но режиссер выбрал Стеблова.

«Родителей надо любить издалека! Чем дальше, тем крепче!». Марина Дюжева и Евгений Стеблов. Кадр из фильма
«Родителей надо любить издалека! Чем дальше, тем крепче!». Марина Дюжева и Евгений Стеблов. Кадр из фильма

- Сейчас неудобно говорить, но тогда мне казалось, что мы снимаем хороший, качественный, но ширпотреб, - смеется в разговоре со мной Евгений Юрьевич. - Сейчас я понимаю, что был не прав. Время показало: в этой картине есть что-то такое, что идет к сердцу зрителя. Кстати, в том спектакле театра имени Моссовета я не только играл роль, но и работал ассистентом режиссера. Зная об этом, Алексей Коренев во время съемок, разрешал мне ему помогать. Я придумывал какие-то фразы, сцены. Помните эпизод, когда мой герой выходит из родильного дома с младенцем, и мы с тещей обмениваемся: я ей – кулек с ребенком, она мне – портфель? Потом, на озвучании я придумал, говорю: «Осторожно, головка», она: «Осторожно, портфель!» Если посмотрите внимательно эти кадры, то по артикуляции поймете: мы эти фразы не говорим на съемках.

«А у нас будет ребенок! – К ужину?». Марина Дюжева и Галина Польских. Кадр из фильма
«А у нас будет ребенок! – К ужину?». Марина Дюжева и Галина Польских. Кадр из фильма

На роль тещи Игоря пробовались разные актрисы. Например, Людмила Касаткина. Но она сниматься не смогла из-за занятости в театре, и тогда Галину Аркадьевну сыграла Галина Польских. В фильме она мечтательно говорит: «Нет, милая моя, есть у женщины и другое предназначение!» Ее героине это другое предназначение – быть любимой – удается на все сто. А вот самой актрисе – нет. Конечно, за ней ухаживали, но судьбу свою после двух замужеств так ни с кем больше и не решилась связать.

– Когда я заводила об этом разговор, дочки начинали возражать. И мне приходилось выбирать. Устроить свою личную жизнь? Но дети-то против! Конечно, я выбирала своих девочек и роман прекращала. И для меня всегда было очень важно, чтобы они были сыты, получили хорошее образование, – рассказывает мне Галина Александровна.

Дочь героини Галины Польских сыграла актриса Марина Дюжева. Конечно, пробовались и другие актрисы, но выбрали именно Дюжеву.

- Если честно, я боялась, как буду играть с такими уже известными актерами, как Польских и Стеблов, - признается Марина. - Но они меня приняли в свою компанию. Я была для них не какая-та девочка, а полноправным партнером. Если бы меня гнобили, то ничего не смогла бы сыграть. Когда снималась в этом фильме, я и мое поколение девочек были полностью на стороне моей героини. Сейчас я уже полностью на стороне Галины Польских. Скоро буду переживать за героиню Ханаевой.

«Вот вам и фефекты фикции! А почему? Нейвы, засорение атмосфеты… Но зато у меня призвание, я – логопефт!». Галина Польских, Ролан Быков и Евгения Ханаева. Кадр из фильма
«Вот вам и фефекты фикции! А почему? Нейвы, засорение атмосфеты… Но зато у меня призвание, я – логопефт!». Галина Польских, Ролан Быков и Евгения Ханаева. Кадр из фильма

Актрису МХАТа Евгению Ханаеву режиссер Коренев поначалу пригласил на маленькую роль. Но в процессе съемок для нее придумал любовную линию – за ней ухаживает давний ее грузинский кавалер. Отдельная тема – другие народные артисты, которые, как отдельные концертные номера, появляются во второй серии фильма: Евстигнеев, Папанов, Быков, Басов, Дуров.

Роль логопеда очень хотел сыграть Савелий Крамаров.

- Узнав, что есть такой сценарий и набирают актеров, он позвонил мне и попросил: «Поговори с Кореневым, пусть меня попробует», - вспоминает сценарист Азерников. - Но Алексей ответил, что пока ждет ответа от другого артиста. Только потом я узнал – от Ролана Быкова. Хотя, знаю, рассматривалась кандидатура и Зиновия Гердта.

Быков согласился с одним условием: для съемок у него есть только два часа. Благо, тогда он снимал свой фильм «Нос» в соседнем павильоне студии «Мосфильм».

- Ролан прочитал текст, пока переходил с одной съемочной площадки на другую, - делится с нами оператор картины «По семейным обстоятельствам» Анатолий Мукасей. – Мы сняли эпизод с логопедом за полтора-два часа. Это была грандиозная работа артиста! Герой Евгения Евстигнеева в кадре должен был слушать рассказы про «фефочек» и «буфеты» с серьезным лицом. Но он рассмеялся. Пробовали дубль – и снова все хохочут. Потом Леша Коренев решил оставить эти кадры в фильме.

Кстати, позже представители советской цензуры усмотрели в сцене с логопедом намек на Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева, у которого с дикцией уже тогда были проблемы. Но, к счастью, эпизод не вырезали.

«Мы меняем одну большую кофту из магазина «Богатырь» на две маленьких..». Владимир Басов и Галина Польских. Кадр из фильма
«Мы меняем одну большую кофту из магазина «Богатырь» на две маленьких..». Владимир Басов и Галина Польских. Кадр из фильма

Зато досталось другой сцене. Например, когда маклер по недвижимости (Владимир Басов) встречается с Галиной Аркадьевной. Она ему говорит про унитаз (памятуя о конспирации): «Зять у меня - чех, компакт чешский». В то время еще ходили разговоры о вторжении советских войск в Чехословакию. Цензоры выбросили эту реплику, на всякий случай, и только в годы «перестройки» ее вставили обратно.

«Я бы вообще всем нам, артистам искусства, сразу бы выдавала страховку. Танцорам – на ноги, певцам – на горло, писателям – на руки…». Нина Дорошина. Кадр из фильма
«Я бы вообще всем нам, артистам искусства, сразу бы выдавала страховку. Танцорам – на ноги, певцам – на горло, писателям – на руки…». Нина Дорошина. Кадр из фильма

По ходу съемок фильма многое менялось. В роли оперной певицы, которая на досуге вяжет, снималась известная комедийная актриса Тамара Носова. Но, посмотрев материал, режиссер Коренев остался недоволен. В результате, сыграла Нина Дорошина.

В эпизоде с алкоголиком, который ищет размен квартиры, чтобы сойтись со своей возлюбленной, должен быть сниматься Евгений Стеблов. Однако режиссер попросил актера отказаться от этой сцены в пользу Евгения Евстигнеева, чтобы прибавить ему больше работы в фильме.

Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.

Олег Перанов