Найти тему

Развитие вещи - диалектический процесс

Оглавление

Часть 5

Развитие

Всё в Мире изменяется. Любая вещь постоянно подвергается воздействию на нее окружающих ее вещей и, чтобы существовать, ей необходимо приспосабливаться к этой изменяющейся окружающей среде. Не приспособилась – погибла. А, чтобы приспособиться, вещь должна подстроиться, измениться. Изменения вещи должны способствовать наилучшему ее приспособлению к изменяющейся среде ее существования. Но в то же время эти изменения в вещи должны быть таковыми, чтобы вещь, изменяясь, оставалась сама собой. Такое противоречивое изменение обеспечивается внутренней борьбой противоположных свойств, сторон, функций вещи.

Эта борьба периодически заканчивается переходом вещи в другую форму своего существования через отрицание предшествующей формы. При возврате же вещи в первоначальную форму через отрицание отрицания изменяется ее качество, и такое изменение качества вещи называется скачко́м.

Если опять вернемся к пшенице, то растение в процессе своего развития в постоянно изменяющейся среде приобретает множество мутаций (изменений своих элементов, свойств, функций). Многие мутации исчезают во время роста, другие не перенимаются зерном, третьи мутации исчезают в период прорастания зерна. Но всё же какая-то часть мутаций от проросшего зерна переходит в растение нового урожая, и это растение качественно отличается от предыдущего растения.

В природе изменения среды, в которой растет пшеница, случайны, непредсказуемы, спонтанны, поэтому качественные изменения пшеницы от урожая к урожаю мало заметны. Но, если создать и поддерживать особую среду, то нужные качественные изменения можно получить за несколько лет. Например, чтобы получить морозостойкий сорт пшеницы, селекционеры на опытном участке снижают температуру почвы и воздуха, и выжившие растения постепенно приспосабливаются к новым условиям существования.

Существование вещи невозможно без постоянного ее изменения, приспособления к изменяющейся окружающей ее среде. А изменения в вещи, способствующие наилучшему приспособлению ее к окружающей среде, есть ее развитие. Следовательно, можно сказать, что развитие вещи есть ее существование, и существование вещи есть ее развитие. Но если существование вещи означает просто наличие этой вещи, т.е. наличие ее связей с другими вещами (ее обмен веществом и энергией с другими вещами), то развитие означает существование посредством (благодаря) внутренним изменениям в вещи. То есть, существование – внешний взгляд на вещь, а развитие – взгляд на вещь изнутри.

Из двоякого существования вещи, из существования ее в двух формах, каждая из которых содержит в себе другую в скрытом виде, следует, что развитие вещи определяется развитием в ней противоположностей. Противоположности существуют (развиваются) в единстве и взаимной борьбе.

Но может ли борьба противоположностей прекратиться? Да, может. Борьба противоположностей прекращается, когда происходит их синтез, когда они вместе выступают как необходимые элементы вещи, когда они становятся тождественными, равнозначными. Тогда вещь изменяет свое качество. Но тогда в новой вещи возникают новые противоположности, развитие и взаимная борьба которых определяют направление дальнейшего развития вещи.

Например, в пшенице, когда она существует в какой-то одной форме (растении или зерне) происходит борьба между существующей формой и скрытой в ней другой формой. Когда же растение достигло вершины своего развития, расцвета, дала колос, то и растение, и зерно в колосе представляют пшеницу в целом, одновременно, в двух ее формах, представляют синтез (соединение) двух форм, выступают как равнозначные ее элементы; ни у одной формы нет преимущества, они равны, тождественны. (Здесь нужно заметить, что равенство и тождество не означают одинаковость, а, наоборот, предполагают различие).

Из вышесказанного следует вывод. Чтобы уничтожить вещь или изменить ее качество, необходимо найти ее основные противоположности и привести их к тождеству, сделать их тождественными.

Каков же процесс развития вещи, каковы его основные этапы?

Основными этапами развития любой вещи являются: возникновение, становление, расцвет, отмирание.

Возникновение вещи – появление основных элементов вещи, двух основных противоположностей вещи. Например, момент прорастания зерна пшеницы в почве; здесь мы видим одновременно и зерно, и растение, но уже в современном качестве. Как они выглядели в природе миллионы лет назад, когда пшеница только возникла на Земле из какой-то примитивной травы, представить сейчас трудно.

Становление вещи – появление всех необходимых элементов вещи, совокупность которых определяет все свойства вещи. В примере с пшеницей – появление корней, стебля и листьев, т.е. растения.

Расцвет вещи – собственно развитие вещи, количественное увеличение и качественное улучшение взаимосвязей с окружающим ее Миром. В примере с пшеницей – рост растения вплоть созревания колоса.

Возникновение, становление и расцвет – этапы восходящей ветви развития вещи.

Отмирание вещи – нисходящая ветвь развития вещи, количественное уменьшение и качественное ухудшение взаимосвязей с окружающим Миром вплоть до уничтожения вещи.

Некоторые слушатели усомнятся в том, что отмирание вещи является этапом ее развития. Проанализируем такой этап в жизни человека. В пожилом возрасте мужчине уже не хочется лазить по заборам, деревьям, не хочется в квартире переставлять мебель. Почему? Потому что нет для этого сил, энергии, ловкости. Если бы была сила, и мужчина вздумал переставить тяжелый шкаф, то мог бы при этом вывернуть себе суставы, еще хуже, сломать кости или порвать сухожилия. Уменьшая силы, снижая ловкость, ориентируясь на жизненный опыт организм ограничивает действия пожилых людей, сохраняя, на сколько возможно, их здоровье и жизнь.

Продолжительность этапов развития (жизни) у разных вещей различна, и это различие огромно. Например, продолжительность жизни человека и Солнца.

Теперь дадим определение понятию «развитие». Развитие вещи есть такие ее изменения, которые вызваны действием внешних условий ее существования, определены борьбой противоположностей внутри вещи и способствуют ее сохранению.

Диалектика вещи – это процесс существования (развития) вещи, рассматриваемый с позиции законов диалектики.

Но каков же процесс борьбы противоположностей, каковы его этапы? Противоположности, их борьба – тоже вещи, и они развиваются по законам диалектики.

Противоположности в вещи возникают одновременно и в этот момент они тождественны, слиты настолько, что нельзя выделить какую-то из них. Например, оплодотворенная яйцеклетка – это и половая клетка, и телесная клетка. Или проросшее зерно – это и зерно, и росток растения.

Далее вещь начинает развиваться в форме активной противоположности, и появляется различие между противоположностями. Активная противоположность, переняв всё необходимое от пассивной формы, отторгает ее и этим обрекает ее на гибель. В наших примерах оплодотворенная клетка начинает делиться, т.е. делает первые шаги к многоклеточному телу, развивается ребенок, а росток растения развивается в полноценное растение.

При дальнейшем развитии активной формы внутри ее развивается (активизируется) пассивная форма, которая оказывает влияние на развитие самой вещи. На этом этапе проявляется разница (разность) между противоположностями. В наших примерах у подростков начинается половое созревание (изменяется фигура тела, голос, в интимных местах появляются волосы, появляется интерес к противоположному полу, у девочек формируются молочные железы), а растения расцветают, в цветах зарождаются семена. То есть скрытая противоположность в вещи начинает проявляться внешне.

На следующем этапе развития вещи пассивная форма начинает бурно развиваться, перенимая всё необходимое от активной формы. Противостояние двух противоположных форм достигает максимума. Вещь предстает одновременно в двух своих формах, воочию показывая свою противоречивость, поэтому этот этап борьбы противоположностей называется противоречием. Противоположности обособляются (отделяются друг от друга), чтобы в дальнейшем активной форме погибнуть, а пассивной форме – дать вещи новую активную форму. В наших примерах человек, выделяя из себя половые клетки, порождает нового человека, но сам стареет и умирает, а растение сбрасывает на землю созревшие зерна, чтобы, те дали жизнь новым растениям, а само засыхает, превращаясь в солому.

Таким образом, противоречивость вещи (борьба противоположностей в вещи) проходит следующие этапы: тождество противоположностей, потом их различие, затем их разность и, далее, противоречие (противоположности проявляются как отдельные вещи).

В заключении этого фрагмента дам методологический совет. Так как законы диалектики одни и те же для всех вещей, то при диалектическом анализе любой вещи желательно использовать, как аналогию, диалектику человека, тогда будет легче понять суть вещи и раскрыть ее сущность.

Категории диалектики

До сих пор мы рассматривали развитие с логической точки зрения, с идеальной точки зрения, развитие в соответствии с основными законами диалектики. Но в реальности происходит множество случаев отклонения от логики развития, приостановки развития, преждевременной гибели вещи из-за влияния внешних условий, изменения среды существования вещи. Такие взаимоотношения внутренней и внешней составляющих развития и отражают неосновные законы диалектики – категории диалектики.

Но внутреннее и внешнее – противоположности, поэтому и категории – противоположности, существуют попарно. Категории раскрывают диалектику внешнего и внутреннего вещи с разных точек зрения.

Основными категориями являются: абстрактное и конкретное, тождество и различие, конечное и бесконечное, сущность и явление, историческое и логическое, необходимость и случайность, причина и следствие и другие.

Некоторые категории уже встречались в предыдущих лекциях. Далее рассмотрим категории, которые будут использованы в последующих лекциях.

Историческое и логическое

В процессе своего существования вещь претерпевает множество изменений. Эти изменения, их последовательность и их продолжительность есть ее история.

Изменения вещи при ее развитии, которые исходят из сущности вещи, из логики ее развития (необходимые этапы, фазы ее развития) отражаются категорией «логическое».

Изменения вещи при ее развитии, которые вещь вынуждена делать, приспосабливаясь к случайным изменениям окружающей среды, отражаются категорией «историческое».

Логическое вещи в процессе ее развития пробивается в жизнь через историческое (через множество случайностей), а историческое вещи есть ее логическое, искаженное случайностями жизни.

Историческое и логическое – противоположности. Они едины (неразделимы), их борьба между собой, позволяет вещи адаптироваться в изменяющейся окружающей среде, сохранить себя и развиваться.

Любая существующая вещь находится на определенном этапе своего развития, на определенном этапе своей истории и, потому, должна рассматриваться исторически.

Понятно, что при утрате логического, вещь погибает, распадается на элементы, уничтожается. Но и при отсутствии исторического, без приспособления к изменениям среды, тупо следуя логическому, вещь погибнет.

Целью наук является познание логического вещи, необходимых этапов ее развития, ее сущности.

Историческое может ускорить развитие вещи или замедлить, а может и уничтожить вещь.

Примером исторического являются сюрпризы погоды. Помниться, как-то в январе в Сочи на две недели установилась летняя погода, зацвели фруктовые деревья, распустились цветы, а потом мороз, - урожай фруктовых мизерный, а цветы погибли.

Необходимость и случайность

Чтобы человечество существовало, необходимо, чтобы рождались новые люди. Необходимость не устанавливает, какой конкретно человек должен родиться, в какой семье, в какой стране и т.п. Но рождается всегда конкретный человек, и рождение конкретного человека есть случайность. Следовательно, необходимость абстрактна и в действительности проявляется как случайность, как конкретная вещь.

Любой закон в природе существует в частных проявлениях; например, закон перехода любого вида энергии в другой любой вид энергии мы наблюдаем только в конкретных видах энергии: механическая переходит в тепловую, электрическая – в механическую и т.д., «любого вида энергии» в природе не существует, это абстракция, обобщенное выражение человеком множества известных видов энергии.

Необходимость и закон – одно порядковые категории.

Необходимость и случайность – противоположности, они неразделимы, и каждая включает в себя другую. Чтобы появилась случайность, какая-то конкретная вещь, необходимы условия ее существования. Если вернуться к человеку, то необходимым условием его рождения является существование в прошлом его предков, не прервавших рост своей ветви на древе человеческого рода. Однако на протяжении всей истории эта необходимость сплошь состоит из случайностей. Об этом образно, четко, эмоционально рассказала Белла Ахмадулина в своей поэме «Моя родословная». Сколько в жизни ее предков должно было случиться благоприятных событий, чтобы необходимость рождения новых людей проявилась в появлении на свет конкретной девочки – ее самой. Когда ее прапрадед хотел отдать своих дочерей в монастырь и тем прервать свой род, еще не родившаяся Белла пыталась из 20-го века докричаться до него и уговорить его не делать этого, иначе она не родиться. Для прапрадеда Беллы его решение не отдавать дочерей в монастырь было случайностью (возможно, дочери уговорили, или обстоятельства изменились), но для Беллы его решение – необходимость, условие ее появления на свет.

Следовательно, случайность необходима, а необходимость случайна. В действительности трудно уловить момент, где одна переходит в другую. Случайность есть форма существования необходимости, необходимость проявляется в случайности, в конкретной вещи, например, в рождении конкретного человека.

Посмотрим на случайное и необходимое с социальной стороны. Случайное – непонятное для нас, мы к нему не готовы, мы боимся его, оно нас раздражает. Задача науки познать скрытую за случайностью необходимость. Конечно, от этого случайность не перестанет быть случайностью, но она станет для нас необходимой случайностью, ожидаемой случайностью, случайность не будет слепо довлеть над нами. Понимание необходимости случайного делает нас свободными. Поэтому осознанная необходимость есть свобода, но свобода как случайное есть произвол. Например, грозу и другие атмосферные явления мы воспринимаем как результат определенных процессов и даже научились в какой-то мере их прогнозировать, в отличие от древних людей, воспринимающих эти явления как кару или благодать божию, как божий произвол.

Диалектика необходимости и случайности, как и других пар противоположностей, заключается в их постоянной сменяемости в процессе развития вещи. Например, случайное изменение среды обитания какого-то живого существа, вызывает изменения его тела. Но эти изменения не случайные, а необходимые, исходящие из принципов его жизнедеятельности. Однако, и эти необходимые изменения вида животного включают в себя случайные изменения. Так изменение окраски тела происходит потому, что животные, не изменившие окраску, уничтожаются хищниками, и новый вид образуют животные, изменившие окраску. В этом суть естественного отбора.

Следовательно, случайное для конкретной вещи есть то, что не имеет связи с ее существованием, а необходимое – то, что исходит из принципов ее существования. Случайное и необходимое могут быть внешними и внутренними.

Выше мы рассмотрели необходимость и случайность, как внутренние противоположности вещи. Но вещь внешне связана с множеством других вещей, и эти связи могут быть необходимыми или случайными. Если какие-то изменения в одной вещи обязательно вызывают определенные изменения в другой вещи, то между этими вещами существует необходимая связь, выражаемая законом. Задача науки и заключается в установлении и изучении необходимых связей между вещами. Например, если сверкнет молния, то должен последовать гром. Но если в квартире переставить стул, то за пределами квартиры из-за этого ничего не произойдет. Наличие случайных связей гарантирует, что Мир не рухнет после исчезновения какой-то пылинки.

Необходимая связь выступает как причинно-следственная связь.

Причина и следствие

При созерцании окружающего нас Мира мы видим множество вещей, покоящихся или движущихся относительно друг друга. При более внимательном рассмотрении замечаем, что одни движения являются причиной других, а другие являются причиной третьих. Так что, во всеобщей взаимосвязи одна и та же вещь по отношению к одним вещам выступает как причина, а к другим как следствие. Это внешняя, во многих случаях очевидная, причинно-следственная связь между вещами.

Когда мы берем для изучения пару вещей, одна из которых является причиной, а другая следствием, то мы довольно скоро придем к противоречию, не раскрыв механизма их причинно-следственных связей. Взаимосвязь между вещами предполагает их обоюдное воздействие друг на друга. Причиной действия, получаемого в результате, являются обе вещи, так же, как и следствием этого действия являются обе же вещи. Поясню это на примере.

Мужчина сел на велосипед, и у велосипеда погнулась рама. Что здесь причина, а что следствие? Ответ двоякий. Если мужчина весом 120 кг сел на велосипед, рассчитанный на вес 80 кг, то причиной поломки является мужчина. Если же велосипед рассчитан на вес 150 кг, то причиной поломки является некачественно изготовленная рама. Но в обоих случаях в процессе деформации рамы, рама выступала одновременно и следствием, и причиной: позволяла (т.е. являлась причиной из-за своей непрочности) изгибать себя, и в тоже время, выступая как следствие, делала вес мужчины причиной своей деформации. Причина без действия (без следствия) не есть причина. Действие происходит (появляется) только при взаимодействии вещей. Взаимодействие есть процесс, в котором в каждое мгновение причина и следствие меняются местами. Взаимодействие есть процесс изменения вещей: рама изгибается, принимая какую-то конечную форму, а сила веса становится всё менее достаточной для дальнейшего деформирования рамы, и, в конце концов, взаимодействие затухает.

Таким образом, причина – это следствие создавшихся условий для осуществления процесса взаимодействия, а следствие – это причина осуществления процесса взаимодействия. (Интересно мимолетное высказывание Маркса, что с рождением сына рождается и отец (Собрание сочинений Маркса и Энгельса, т. 23, с. 166; К. Маркс. Капитал, том 1).

Однако возникновение взаимосвязи вещей начинается с первопричины. Первопричина – это вещь, которая дает толчок процессу взаимодействия. В нашем примере – это мужчина. В жизни очень часто в различных ситуациях приходится выявлять первопричину, способную вызвать нежелательные взаимодействия вещей, и не создавать ей условия для толчка. Особенно важно предвидеть первопричину во взаимоотношениях между людьми: нарушение правила или закона одним человеком может вызвать ответные более значимые нарушения другими людьми, которые по нашим законам окажутся виновными; хотя по логике и справедливости нужно наказывать человека, ставшего первопричиной всех дальнейших нарушений.