Найти тему

⚡️200 тысяч рублей потерял гражданин из-за неправильной претензии к магазину

#судебнаяпрактика 

Закон позволяет гражданам-потребителям получить очень высокие денежные компенсации, если купленный ими товар окажется некачественным. Но, как показывает практика, далеко не всем удается получить эти компенсации — причем, по своей же вине. 

📌Суть дела:

 

Гражданин приобрел новый смартфон почти за 85 тысяч рублей, вскоре в телефоне стали проявляться недостатки, которые не позволяли им пользоваться (не проходили входящие звонки, искажался звук в динамике, пропадала связь). 

👉🏽После ремонта эти недостатки вернулись вновь — поэтому покупатель потребовал вернуть ему деньги за некачественный товар, направив претензию в адрес магазина, где он приобрел неудачный телефон. 

👉🏽Не получив ответа на свою претензию, гражданин подал в суд иск с требованием взыскать с продавца стоимость товара, а также все предусмотренные законом санкции (неустойку в 596 тысяч рублей за отказ вернуть деньги добровольно, неустойку в том же размере за отказ добровольно возместить убытки, штраф 50% от взысканной суммы и компенсацию морального вреда 100 тысяч рублей).

Назначенная судом экспертиза подтвердила, что дефекты телефона носят производственный характер. Поэтому суд удовлетворил требования гражданина — правда, заявленные им размеры неустойки, штрафа и компенсации морального вреда снизил до 212 тысяч рублей суммарно (ст.ст. 13, 18, 23 Закона о защите прав потребителей). 

👉🏽Однако в апелляционной инстанции дело пересмотрели и полностью отказали потребителю во взыскании неустойки и штрафа. 

❗️Причиной тому стал неверный адрес, по которому была направлена претензия: гражданин отправил письмо по адресу, где находилась торговая точка, а не на юридический адрес магазина. 

Это привело к тому, что продавец не получил претензию — а потому и не удовлетворил требования покупателя своевременно. 

Верховный суд РФ, до которого дошел этот спор, подтвердил законность решения суда апелляционной инстанции — поэтому покупатель лишился 200 тысяч рублей неустойки и штрафа, которые полагались бы ему, направь он претензию на верный адрес (определение ВС РФ № 18-КГ23-81-К4). 

🔎В большинстве случаев суды придерживаются такой позиции: неустойка и штраф за несвоевременное удовлетворение требований потребителя взыскиваются при условии соблюдения претензионного порядка. 

Причем претензию следует направлять по тому адресу, который указал сам продавец, а если он ничего не обозначил в этом плане — то на его юридический адрес (его легко установить по сведениям о регистрации продавца в органах налоговой службы, которые есть в общем доступе в интернете).