Автор статьи: Марк Шахов
Введение
Предлагаем вам краткий психологический обзор не самой известной, однако крайне примечательной – в том числе и с психологической точки зрения – книги «Волшебник Земноморья» Урсулы Ле Гуин.
Роман одновременно сочетает в себе элементы восточной философии и живые иллюстрации некоторых теоретических положений аналитической психологии К.Г. Юнга. Все это обернуто в форму фентези-романа, доступного для чтения уже подросткам. Примечательно то, что сама Урсула Ле Гуин сообщает, что на момент написания произведения не была знакома с психологической теорией Юнга.
Прежде чем приступить к непосредственному рассмотрению романа, хочу заметить, что во многом текст статьи построен на личных размышлениях и не претендует на научную достоверность.
Кратко о содержании
В деревенской местности живет мальчик пастух Дьюни. Из родственников у него есть только отец, не уделяющий внимания сыну, и тетка – деревенская колдунья. Неожиданно у мальчика обнаруживаются способности к магии (которая в этом романе представляет собой магию слова, или магию имен: только знание подлинного, истинного имени вещи, понимание ее сути, дает человеку возможность воздействовать на мир и людей волшебным образом). Живущий неподалеку волшебник находит мальчика, дает ему «подлинное имя» – Гед, и становится его первым учителем. Мальчик 13-и лет остро переживает период диффузной идентичности, испытывая чувство неполноценности, в частности, в связи со своим невежеством в магии. Далее он отправляется в школу волшебников.
Смена обстановки приводит к значительным внутренним изменениям мальчика, происходящим по механизму гиперкомпенсации: Гед преуспевает в учении, в нем развиваются чувство гордости, стремление к власти и даже ко всемогуществу. Это приводит к тому, что в споре с одним популярным, не менее успевающим учеником школы Гед произносит опасное заклинание, нарушающее «Великое Равновесие». В этот момент высвобождается «Тень», преследующая мальчика на протяжении всего дальнейшего повествования. Именно «борьбе» с Тенью как одному из ключевых аспектов взросления и, выражаясь термином Юнга, индивидуации посвящен роман.
Резюмируя, выделим 3 аспекта, вокруг которых сосредоточится анализ:
1. Магия, основанная на постижении сути вещей – познании их подлинных имен. Именно знание подлинного имени вещей дает возможность магического воздействия на них.
2. Понятие «Великого Равновесия» – идея о «гомеостазе» целого мира как единой системы. Из чего следует ответственность за каждое сказанное слово и сделанное дело, так как изменение, произведенное в одном звене общей системы, приведет к изменению всей системы через нарушение этого равновесия.
3. Борьба и примирение с «Тенью» – пункт, напрямую отсылающий нас к психологической теории К.Г. Юнга.
Магия имен
Магия в общем смысле – это «таинственная» способность оказывать воздействие на реальный и метафизический мир, не прибегая к естественным средствам. Для того, чтобы понять каким образом можно оказывать сверхъестественное влияние на «реальность», необходимо сначала определить, как формируется представление о ней.
Как формируется индивидуальная «реальность»?
Весь окружающий объективный и внутренний субъективный мир в психике существует в форме отражения. Мы видим реальность преломленно и искаженно, то есть не такой, какой она является сама по себе в действительности. Связано это с тем, что для каждого из нас картина окружающего и внутреннего миров опосредуется психикой, из чего следует, что каждый из нас воспринимает и осознает реальность по-разному. Таким образом, для каждого отдельно взятого человека реальность существует только в той форме, в какой она отражена его психикой. Для лучшего понимания, можно привести следующую аналогию:
Пучок белого света, падающий на поверхность, – это совокупность сигналов о «реальности», поступающая по проводящим путям анализаторных систем в центральную нервную систему (ЦНС). Однако специфика поверхности, на которую падает белый свет, приводит к тому, что часть спектра поглощается, а другая – отражается, в результате чего мы видим уже определенный цвет. Аналогично, в зависимости от специфики ЦНС, а также от индивидуальных личностных особенностей, совокупность сигналов о «реальности» будет некоторым образом преломляться и искажаться, лишаться своего первозданного вида.
Как индивидуальное сознание формирует реальность человека?
Из работ отечественных психологов (в частности, Л.С. Выготского и А.Р. Лурия) мы знаем, что речь является главным инструментом сознания. Именно речью опосредуются все высшие психические функции, речь пронизывает всю нашу сознательную психику. Таким образом, весь осознаваемый нами мир формируется и структурируется в единую систему благодаря речи: благодаря сформированной в течение жизни системе понятий и категорий, определяющей структуру наших осознаваемых мотивов, наши ценности и смыслы; системе, через которую в сознании преломляется весь воспринимаемый, переживаемый и рефлексируемый нами опыт, формирующий нас такими, какие мы есть.
В чем же заключается магия слова?
Отвечая на этот вопрос, можно выдвинуть два предположения:
- Магия заключается в том, что именно индивидуальная «система слов» формирует осознаваемую нами реальность. Постигая суть реальной вещи, мы организуем внутри психического пространства отдельное новое место для имени этой вещи – встраиваем его в систему понятий и категорий. Таким образом, наша система претерпевает изменения, перестраивается, следовательно, изменяется и индивидуальная реальность. Итак, через постижение сути вещи и ее наименование мы в определенной степени воздействуем на свою собственную реальность, изменяя ее.
- Согласно Юнгу, покуда сознание слабо развито и плохо дифференцировано, в психике преобладает бессознательное, проявляющееся, помимо прочего, в форме множества проекций на всю окружающую действительность. А поскольку речь – основной инструмент сознания, то, разбираясь в сути вещей, давая им имена, мы постепенно снимаем покрывало Изиды с окружающего мира – мы начинаем видеть его в более истинном свете, лишенном наших личных проекций. И параллельно с этим мы расширяем и укрепляем сферу своего сознания, возвращая эти проекции себе, сознательно признавая их частями самого себя. Таким образом, магия слова в том, что оно позволяет формировать сознательную картину реальности и избавляться от собственных иллюзий восприятия.
«Великое Равновесие»
Идеи системности мы встречаем в теории системной динамической локализации ВПФ Александра Романовича Лурия и в работах других отечественных авторов, когда они описывают принципы работы функциональных систем, где неизменными являются только первичная потребность и результат, а все промежуточные звенья вариативны.
Аналогично построена вселенная «Волшебника Земноморья». Весь мир представляет собой одну целостную супер-систему, в которой происходит бесконечный обмен энергией между ее звеньями. Супер-система построена на полярностях компенсирующих и балансирующих друг друга. Так сохраняется динамическое равновесие. Психологическое значение только что изложенного можно свети к следующему: отклонение сознательной установки в определенную крайность, согласно Юнгу, приведет к компенсаторной ответной реакции бессознательного.
Стоит обратить внимание на то, что концепция «Великого Равновесия» очень наглядно и вместе с тем глубоко отражает понятие ответственности: прежде, чем совершить что-либо, необходимо понять, что этот поступок в какой-то степени изменит состояние всей системы. Так, попытка Геда воскресить мертвого с помощью заклинания привела к гибели невинного человека, принявшего удар Великого Равновесия на себя. Гомеостаз системы был сохранен.
Борьба и примирение с Тенью
Тень человека – это относительно автономная часть личности, складывающаяся из неосознаваемых и/или вытесненных психических установок – архетип личного бессознательного. Это часть личности человека, скрытая от сознания и содержащая потребности, мотивы, свойства, черты, качества, паттерны поведения как положительного, так и отрицательного характера. Тень обычно проявляется в виде проекций – ошибочном приписывании внешним объектам (в частности, людям) тех свойств и качеств, которые в действительности находятся в субъекте. Поскольку Тень зачастую содержит личностно неприемлемые вытесненные качества, ее проекции часто воспринимаются остро негативно, вызывая конфликты. Решением проблемы таких конфликтов будет возвращение проекции – признание воспринятого качества своим собственным. Таким образом происходит возвращение собственной бессознательной установки в сознательную структуру личности – человек обретает произвольный контроль над тем, что раньше было неосознаваемым, а потому существовавшем помимо воли. Сознание охватывает большую область реальности и становится более дифференцированным.
Урсула Ле Гуин представляет читателям интеграцию Тени как заключительный этап перехода подростка в период зрелости, становления идентичности. Гед видит проекцию своей собственной Тени, воспринимая ее как отдельное от него существо, преследующее и вселяющее ужас. Поскольку это существо вызвано магией, то и бороться с ним необходимо теми же средствами – необходимо узнать подлинное имя Тени (что означает осознать свою тень – интегрировать ее в структуру сознания). И наконец, в момент, когда Гед стоит лицом к лицу с Тенью, парень называет ее истинное имя. И это имя – Гед.
Заключение
Надеемся, что статья вам понравилась и была полезна, а главное, хочется верить, что мы смогли заинтересовать вас книгой. Ведь это не только приятная и легкая фентези-история, но и произведение, содержащее массу занимательных идей. Текст романа, помимо прочего, сплошь пронизан символизмом, создающим глубокий второй план для содержания.
Все люди способны к «магии слова» – понять, принять и осознать самого себя. Именно это позволяет в полной мере овладеть собой, своей судьбой и своей реальностью. Осознавая себя, человек высвобождается из рабства собственных иллюзий, проекций своего бессознательного.
«Если он [человек] не хочет стать щепкой, бессильной в водах несущего ее ручья, то должен сам стать ручьем, стать сильнее влекущего ее течения – и пройти путь от истоков до устья на берегу моря.»
Желаем всем успешной индивидуации и приятного чтения! :) В комментариях можете высказать свои замечания, пожелания и предложения по поводу статьи и рубрики.