Читали повесть Булычева с необычным для него названием "Ваня+Даша=Любовь"? Кажется, что это что-то такое романтичное про подростковую любовь. С элементами фантастики, конечно. И никак я не ожидала, что это история про клонирование людей. И не только об этом. Но о сюжете чуть позже (если не читали, то спойлеры будут, да). Уже не первый раз встречаю мнение, что Каспиан Тредуэлл-Оуэн, который написал сценарий к фильму "Остров" 2005 года, позаимствовал идею у Кира Булычева. Уж слишком схожие истории. Обсудим?
Булычёв - что за история
Повесть Булычёва была написана в 2001 году. Многие источники указывают, что публикация состоялась в 2006, но уже в 2001 повесть можно найти на страницах журнала "Если 2001/12", например. К этому времени о клонировании уже знали довольно много. Ну по крайней мере то, что это вообще возможно. Овечка Долли уже была рождена и это была буквально информационная бомба. Стоит ли удивляться, что многие писатели тут же начали фантазировать на тему - а как бы оно было, если бы клонирование было доступно и разрешено. Что стало бы делать человечество с такими возможностями?
Итак, читатель узнает, что изначально было 18 ребят - похожих друг на друга как две капли воды. Повествование ведется от лица Вани (или Ванечки) - ему 20 лет, но "родился" он всего два года назад. А живет парень в неком Институте. Теперь ребят осталось 11. И тут читателю становится понятно - все они клоны, а еще участники какого-то дикого эксперимента. А Институт - это своеобразная мясная ферма, где "делают" клонов и тщательно следят за ними, чтобы все внутренние органы у них были в порядке. Те самые, которые изымают при необходимости. Пережил изъятие - молодец, сиди и жди следующего. Нет? Ну что же - помянем, как героя.
Особенность повести в том, что клоны знают для чего они созданы и живут идеей своей исключительности. Еще бы - они носители здоровых органов, которые в нужный момент помогут сохранить жизнь кому-то крайне важному для страны. Без этих людей, у которых в силу возраста или болезней отказывают органы, нарушится что-то значимое. Эта вот идея восторженности жертвы, которая должна бы идти на заклание почти с радостной песней - это что-то, конечно.
Руководитель эксперимента - Григорий Сергеевич - им как отец. Он убедил ребят в их особой миссии. Он настолько любит их, что приходит всегда попрощаться с очередным "героем" перед изъятием. А еще он полагает, что все клоны одинаковы, а их сознание почти стерильно. Тем более удивительно ему было столкнуться с таким как Лешенька, который не просто не хочет быть таким героем, он не верит - ни в жертву, ни в благие намерения Руководителя, ни в то, что все операции делаются бесплатно. Смутьян, короче. От которого нужно избавиться - быстро и без следа. Такой набаламутит и потом осколков не соберешь.
Только вот главный герой - Ваня - пока еще верит Григорию Сергеевичу беспрекословно. Но и у таких наивных рано или поздно открываются глаза. Ну а если еще кое-то увидеть, да немного подслушать, то... Тем более, что Ваня далеко не дурак, уж 2+2 сложить он может быстрее других. Кроме всего прочего появляется и любовная линия. Оказывается у Института есть и женская часть - здесь живут 18-летние девчонки. Только здесь иной подход к тому, что происходит. Куратор девчонок считает, что знать им о том, что их скоро разберут на запчасти, не нужно. Пусть думают, что их задача - рожать здоровых детей и угождать мужу, которого им найдут. Пропала одна из них - вышла замуж...
Клонам устраивают встречу и вот уже Ваня во все глаза смотрит на Дашу. Влюбленность с первого взгляда не дает ему забыть девушку и он начинает действовать. Да и вообще - все чувства обострены и как никогда хочется жить. И верится, что им - таким молодым и влюбленным - предоставят возможность побыть рядом как можно дольше. Но вот только Даша ближайший кандидат на изъятие. И прав был Алексей - органы нужны не только "нужным и любимым", но и всем, кто сможет заплатить. Даша "пойдет в расход" ради певицы, у которой больное сердце. Выжить шансов нет. Ради себя, который верил и жил идеей, Ваня, возможно, и не двинулся бы с места, но ради нее...
В повести мне не хватило продолжения. Словно начали разбег, ускорялись, набрали хороший темп, а потом словно встали. И что дальше? Я знаю что такое открытый финал, но хотелось бы и от автора что-то более конкретного - что стало с ребятами, что с девчонками. Получить паспорта мало, еще надо как-то ужиться в том московском обществе, которое и не знает о клонах, а если знает, то может и не принять.
Стоит ли читать
Мы не об этом, но все же - рада, что мне попалась эта повесть. Понравилось как бы разгадывать вот эти скрытые детали у Булычева. Сам Институт - здание екатерининской эпохи, олицетворяющее прошлое страны. На этом базисе еще остались кое-где детали советской эпохи, но их уже вытесняет все новое. И это новое всегда, наверное, можно отнести к продвинутому, позволяющему двигаться вперед. А несет ли пользу - это вопрос. Отдельным членам общества - несомненно. Только тем, кто обладает капиталом - деньги, слава, заслуги. Отдельно или все вместе. Ради них можно пускать на органы других. Главное - считать, что они не совсем и люди. Правда безмерно удивляет, когда у клона вдруг выявляется способность к шахматам или он вспоминает детали книги, которую никогда не читал.
"Остров" (2005) - а там о чем
И снова клоны. Только здесь уже все разные и это оправдано - клоны создаются каждый под своего спонсора, как запасной набор органов. И о том, что они клоны все обитатели комплекса знать не знают. Они живут в уединенном центре, напоминающем Институт. Выходить нельзя - произошедшая катастрофа уничтожила все живое, мир заражен. Здесь людей холят и лелеют - они сидят каждый на своей диете, занимаются спортом. И все они живут особой мечтой - победить в лотерее, которая проводится периодически. Победитель получает путевку в Рай. И уезжает жить счастливую жизнь на единственно уцелевшем живом клочке планеты.
Главных героев двое. Первый - Линкольне-Шесть-Эхо (Юэн Макгрегор), который с трудом вписывается в строгие правила такого общества. Его мучают сны, которые больше похожи на детальные воспоминания. И это очень беспокоит местного психолога. Второй герой, а вернее героиня - Джордан Два Дельта (Скарлетт Йоханссон). Жителям комплекса нельзя заводить отношения, но когда и кого это останавливало. Линкольн не в меру любопытен и в конце концов узнает, что все они клоны, а отъезд в Рай - это смерть очередного клона в ходе операции по изъятию органов. И следующая на очереди Джордан.
Пара сбегает, чтобы в реальном мире найти своих спонсоров. Последние живут в заблуждении, что для них выращивают лишь органы, но не людей, которых при необходимости просто убивают. Ну стоит ли говорить, что хорошие побеждают плохих. Только что не танцуют в конце, как в Болливуде.
Одна и та же история?
Ну согласитесь - история, конечно похожа. И те, кто пишет в сети, что наглые американцы просто в очередной раз сперли идею, на 100 % уверены в этом. Но ведь любой голливудский фильм развивается по своему стандартному шаблону - завязка, любовная линия, экшн и финал. Ну схематично и упрощенно, конечно. Если говорить о завязке, то, думаю, многим почти сразу в голову пришла идея о том, что при возможности клонирования людей появится тема с тем, чтобы иметь "запасной набор". И общество, где правят богатые и знаменитые, обязательно создаст что-то подобное Институту или жилому комплексу, как в "Острове". Ну вспомните свежую историю с Оземпиком, на котором так прекрасно худеется. Настолько хорошо, что дорогостоящий препарат просто выгребли со всех складов фармацевтических компаний звезды, которые годами пытались безуспешно похудеть. А те, кому он показан по состоянию здоровья, просто не могли его купить.
Да в обеих историях есть любовная линия, но как без нее. И, кстати, у Булычёва она более оправдана. Именно влюбленность помогла Ванечке преодолеть буквально слепую любовь и уважение к куратору, которого он считал полубогом. В "Острове" тоже влюбленность, наверное. А может просто отношение как к партнеру по несчастью, которого нужно спасать.
Ну и концовки, конечно, разные. Там блокбастер с погонями и финальными драками. У Булычёва - горстка оставшихся молодых парней, которые не знали жизни вне стен Института и которые вдруг получили свободу. Правда ли получили - мы так и не узнаем. Мало ли что там, за стенами этой тюрьмы.
Что говорят сами создатели
Обычно создатели фильма всегда рассказывают - как пришла идея, чем вдохновлялись. Нет, конечно никто вам прямо не расскажет - вот прочитали мы там в журнале повесть некоего Кира Булычёва и как вдохновились. Всю ночь писали и вот что вышло. Кстати, фильм "Остров" в прокате провалился. Уж не знаю почему. Но при бюджете в 126 млн собрать получилось только 165 млн.
Ну и по поводу сценария - он был написан как пастиш научно-фантастических фильмов 1960-х и 1970-х годов: "451 градус по Фаренгейту", "THX 1138", "Части: Ужас клонов" и "Бегство Логана". И особое внимание стоит обратить на фильм "Части: Ужас клонов". Снят он был в 1979 году.
А теперь сюжет этой картины, которая вышла за 26 лет до "Острова"- изолированный комплекс "Клонус", где выращивают клонов на запчасти для сильных и богатых спонсоров. В том числе для президента. Всем клонам обещают, что в конце цикла физической подготовки их отправят в Америку, где они станут полноправными жителями. Тех, кто прошел отбор, провожают прощальным ужином. Только вот едут они не в Америку, а в ближайшую лабораторию. Там им вводят препарат, позволяющий замедлить жизненный цикл и замораживают. До тех пор, пока не нужно будет изъять органы. Главный герой - Ричард, который тоже быстро догадывается о том, что тут происходит. Он сбегает, но в Клонусе остается его есть возлюбленная - Лена. За ней он, конечно, вернется... В отличие от "Острова" заканчивается здесь все плохо. Но совпадений много, согласитесь?
Их отчетливо увидел и создатель "Части: Ужас клонов" Роберт С. Файвсон, который обратился в суд сразу после выхода "Острова". Он насчитал более 100 узнаваемых элементов своей картины, которые Майкл Бэй беззастенчиво перенес в свой новый фильм. За то, что создатели "Острова" просто передрали многие моменты из фильма, снятого за четверть века до его выхода, говорит тот факт, что с Файвсоном предпочли договориться во внесудебном порядке. Считается, что режиссер получил семизначную сумму за то, чтобы отозвать иск.
Так плагиат или нет
Не согласна с заголовками типа - "повесть Кира Булычева настолько крута, что ее экранизировал Голливуд". Да думаю и сами авторы знают, что это далеко не так. Идею клонирования и тех проблем, которые возникают в связи с ним, в своем творчестве отразили многие авторы. Тот же Кадзуо Исигуро в книге "Не отпускай меня". Правда роман вышел в 2005 году, но тема то перекликается - клоны, можно ли считать их людьми, могут ли они добровольно жертвовать (дарить) органы, есть ли отсрочки для тех, кто влюблен. Да и вообще - могут ли они любить. И спрашивать ли их о чем-то...
Тема популярная до сей поры. Ну раз уж говорим конкретно об "Острове", то создатели косвенно признали, что базой для из блокбастера послужил фильм 1979 года - "Части: Ужас клонов".
Читали "Ваня+Даша=Любовь" Кира Булычева? А "Остров" смотрели? Какие впечатления, нашли сходство историй? Делитесь!
Спасибо, что нашли время, чтобы прочитать статью. Буду благодарна вам за лайки и подписку.