Найти тему
Посмотрим, почитаем?

К. Булычёв "Ваня+Даша=Любовь" - правда ли, что Майкл Бэй заимствовал идею из повести для фильма "Остров" (2005)

Оглавление

Читали повесть Булычева с необычным для него названием "Ваня+Даша=Любовь"? Кажется, что это что-то такое романтичное про подростковую любовь. С элементами фантастики, конечно. И никак я не ожидала, что это история про клонирование людей. И не только об этом. Но о сюжете чуть позже (если не читали, то спойлеры будут, да). Уже не первый раз встречаю мнение, что Каспиан Тредуэлл-Оуэн, который написал сценарий к фильму "Остров" 2005 года, позаимствовал идею у Кира Булычева. Уж слишком схожие истории. Обсудим?

Булычёв - что за история

Клоны
Клоны

Повесть Булычёва была написана в 2001 году. Многие источники указывают, что публикация состоялась в 2006, но уже в 2001 повесть можно найти на страницах журнала "Если 2001/12", например. К этому времени о клонировании уже знали довольно много. Ну по крайней мере то, что это вообще возможно. Овечка Долли уже была рождена и это была буквально информационная бомба. Стоит ли удивляться, что многие писатели тут же начали фантазировать на тему - а как бы оно было, если бы клонирование было доступно и разрешено. Что стало бы делать человечество с такими возможностями?

Итак, читатель узнает, что изначально было 18 ребят - похожих друг на друга как две капли воды. Повествование ведется от лица Вани (или Ванечки) - ему 20 лет, но "родился" он всего два года назад. А живет парень в неком Институте. Теперь ребят осталось 11. И тут читателю становится понятно - все они клоны, а еще участники какого-то дикого эксперимента. А Институт - это своеобразная мясная ферма, где "делают" клонов и тщательно следят за ними, чтобы все внутренние органы у них были в порядке. Те самые, которые изымают при необходимости. Пережил изъятие - молодец, сиди и жди следующего. Нет? Ну что же - помянем, как героя.

Процесс клонирования у Булычёва не описан, но во как-то так - "Обитель зла"
Процесс клонирования у Булычёва не описан, но во как-то так - "Обитель зла"

Особенность повести в том, что клоны знают для чего они созданы и живут идеей своей исключительности. Еще бы - они носители здоровых органов, которые в нужный момент помогут сохранить жизнь кому-то крайне важному для страны. Без этих людей, у которых в силу возраста или болезней отказывают органы, нарушится что-то значимое. Эта вот идея восторженности жертвы, которая должна бы идти на заклание почти с радостной песней - это что-то, конечно.

Руководитель эксперимента - Григорий Сергеевич - им как отец. Он убедил ребят в их особой миссии. Он настолько любит их, что приходит всегда попрощаться с очередным "героем" перед изъятием. А еще он полагает, что все клоны одинаковы, а их сознание почти стерильно. Тем более удивительно ему было столкнуться с таким как Лешенька, который не просто не хочет быть таким героем, он не верит - ни в жертву, ни в благие намерения Руководителя, ни в то, что все операции делаются бесплатно. Смутьян, короче. От которого нужно избавиться - быстро и без следа. Такой набаламутит и потом осколков не соберешь.

Клоны одинаковы внешне, но на деле совершенно разные, как вот эти ребята за столом
Клоны одинаковы внешне, но на деле совершенно разные, как вот эти ребята за столом

Только вот главный герой - Ваня - пока еще верит Григорию Сергеевичу беспрекословно. Но и у таких наивных рано или поздно открываются глаза. Ну а если еще кое-то увидеть, да немного подслушать, то... Тем более, что Ваня далеко не дурак, уж 2+2 сложить он может быстрее других. Кроме всего прочего появляется и любовная линия. Оказывается у Института есть и женская часть - здесь живут 18-летние девчонки. Только здесь иной подход к тому, что происходит. Куратор девчонок считает, что знать им о том, что их скоро разберут на запчасти, не нужно. Пусть думают, что их задача - рожать здоровых детей и угождать мужу, которого им найдут. Пропала одна из них - вышла замуж...

Клонам устраивают встречу и вот уже Ваня во все глаза смотрит на Дашу. Влюбленность с первого взгляда не дает ему забыть девушку и он начинает действовать. Да и вообще - все чувства обострены и как никогда хочется жить. И верится, что им - таким молодым и влюбленным - предоставят возможность побыть рядом как можно дольше. Но вот только Даша ближайший кандидат на изъятие. И прав был Алексей - органы нужны не только "нужным и любимым", но и всем, кто сможет заплатить. Даша "пойдет в расход" ради певицы, у которой больное сердце. Выжить шансов нет. Ради себя, который верил и жил идеей, Ваня, возможно, и не двинулся бы с места, но ради нее...

Хотелось бы так и на всю жизнь, а не приносить себя в жертву
Хотелось бы так и на всю жизнь, а не приносить себя в жертву

В повести мне не хватило продолжения. Словно начали разбег, ускорялись, набрали хороший темп, а потом словно встали. И что дальше? Я знаю что такое открытый финал, но хотелось бы и от автора что-то более конкретного - что стало с ребятами, что с девчонками. Получить паспорта мало, еще надо как-то ужиться в том московском обществе, которое и не знает о клонах, а если знает, то может и не принять.

Стоит ли читать

Так вполне мог выглядеть Институт
Так вполне мог выглядеть Институт

Мы не об этом, но все же - рада, что мне попалась эта повесть. Понравилось как бы разгадывать вот эти скрытые детали у Булычева. Сам Институт - здание екатерининской эпохи, олицетворяющее прошлое страны. На этом базисе еще остались кое-где детали советской эпохи, но их уже вытесняет все новое. И это новое всегда, наверное, можно отнести к продвинутому, позволяющему двигаться вперед. А несет ли пользу - это вопрос. Отдельным членам общества - несомненно. Только тем, кто обладает капиталом - деньги, слава, заслуги. Отдельно или все вместе. Ради них можно пускать на органы других. Главное - считать, что они не совсем и люди. Правда безмерно удивляет, когда у клона вдруг выявляется способность к шахматам или он вспоминает детали книги, которую никогда не читал.

"Остров" (2005) - а там о чем

"Остров" (2005)
"Остров" (2005)

И снова клоны. Только здесь уже все разные и это оправдано - клоны создаются каждый под своего спонсора, как запасной набор органов. И о том, что они клоны все обитатели комплекса знать не знают. Они живут в уединенном центре, напоминающем Институт. Выходить нельзя - произошедшая катастрофа уничтожила все живое, мир заражен. Здесь людей холят и лелеют - они сидят каждый на своей диете, занимаются спортом. И все они живут особой мечтой - победить в лотерее, которая проводится периодически. Победитель получает путевку в Рай. И уезжает жить счастливую жизнь на единственно уцелевшем живом клочке планеты.

Главных героев двое. Первый - Линкольне-Шесть-Эхо (Юэн Макгрегор), который с трудом вписывается в строгие правила такого общества. Его мучают сны, которые больше похожи на детальные воспоминания. И это очень беспокоит местного психолога. Второй герой, а вернее героиня - Джордан Два Дельта (Скарлетт Йоханссон). Жителям комплекса нельзя заводить отношения, но когда и кого это останавливало. Линкольн не в меру любопытен и в конце концов узнает, что все они клоны, а отъезд в Рай - это смерть очередного клона в ходе операции по изъятию органов. И следующая на очереди Джордан.

"Остров" (2005)
"Остров" (2005)

Пара сбегает, чтобы в реальном мире найти своих спонсоров. Последние живут в заблуждении, что для них выращивают лишь органы, но не людей, которых при необходимости просто убивают. Ну стоит ли говорить, что хорошие побеждают плохих. Только что не танцуют в конце, как в Болливуде.

Одна и та же история?

"Остров" (2005)
"Остров" (2005)

Ну согласитесь - история, конечно похожа. И те, кто пишет в сети, что наглые американцы просто в очередной раз сперли идею, на 100 % уверены в этом. Но ведь любой голливудский фильм развивается по своему стандартному шаблону - завязка, любовная линия, экшн и финал. Ну схематично и упрощенно, конечно. Если говорить о завязке, то, думаю, многим почти сразу в голову пришла идея о том, что при возможности клонирования людей появится тема с тем, чтобы иметь "запасной набор". И общество, где правят богатые и знаменитые, обязательно создаст что-то подобное Институту или жилому комплексу, как в "Острове". Ну вспомните свежую историю с Оземпиком, на котором так прекрасно худеется. Настолько хорошо, что дорогостоящий препарат просто выгребли со всех складов фармацевтических компаний звезды, которые годами пытались безуспешно похудеть. А те, кому он показан по состоянию здоровья, просто не могли его купить.

Да в обеих историях есть любовная линия, но как без нее. И, кстати, у Булычёва она более оправдана. Именно влюбленность помогла Ванечке преодолеть буквально слепую любовь и уважение к куратору, которого он считал полубогом. В "Острове" тоже влюбленность, наверное. А может просто отношение как к партнеру по несчастью, которого нужно спасать.

Ну и концовки, конечно, разные. Там блокбастер с погонями и финальными драками. У Булычёва - горстка оставшихся молодых парней, которые не знали жизни вне стен Института и которые вдруг получили свободу. Правда ли получили - мы так и не узнаем. Мало ли что там, за стенами этой тюрьмы.

Что говорят сами создатели

Майкл Бэй
Майкл Бэй

Обычно создатели фильма всегда рассказывают - как пришла идея, чем вдохновлялись. Нет, конечно никто вам прямо не расскажет - вот прочитали мы там в журнале повесть некоего Кира Булычёва и как вдохновились. Всю ночь писали и вот что вышло. Кстати, фильм "Остров" в прокате провалился. Уж не знаю почему. Но при бюджете в 126 млн собрать получилось только 165 млн.

Ну и по поводу сценария - он был написан как пастиш научно-фантастических фильмов 1960-х и 1970-х годов: "451 градус по Фаренгейту", "THX 1138", "Части: Ужас клонов" и "Бегство Логана". И особое внимание стоит обратить на фильм "Части: Ужас клонов". Снят он был в 1979 году.

"Части: Ужас клонов" 1979
"Части: Ужас клонов" 1979

А теперь сюжет этой картины, которая вышла за 26 лет до "Острова"- изолированный комплекс "Клонус", где выращивают клонов на запчасти для сильных и богатых спонсоров. В том числе для президента. Всем клонам обещают, что в конце цикла физической подготовки их отправят в Америку, где они станут полноправными жителями. Тех, кто прошел отбор, провожают прощальным ужином. Только вот едут они не в Америку, а в ближайшую лабораторию. Там им вводят препарат, позволяющий замедлить жизненный цикл и замораживают. До тех пор, пока не нужно будет изъять органы. Главный герой - Ричард, который тоже быстро догадывается о том, что тут происходит. Он сбегает, но в Клонусе остается его есть возлюбленная - Лена. За ней он, конечно, вернется... В отличие от "Острова" заканчивается здесь все плохо. Но совпадений много, согласитесь?

Их отчетливо увидел и создатель "Части: Ужас клонов" Роберт С. Файвсон, который обратился в суд сразу после выхода "Острова". Он насчитал более 100 узнаваемых элементов своей картины, которые Майкл Бэй беззастенчиво перенес в свой новый фильм. За то, что создатели "Острова" просто передрали многие моменты из фильма, снятого за четверть века до его выхода, говорит тот факт, что с Файвсоном предпочли договориться во внесудебном порядке. Считается, что режиссер получил семизначную сумму за то, чтобы отозвать иск.

Так плагиат или нет

Книга Кира Булычева
Книга Кира Булычева

Не согласна с заголовками типа - "повесть Кира Булычева настолько крута, что ее экранизировал Голливуд". Да думаю и сами авторы знают, что это далеко не так. Идею клонирования и тех проблем, которые возникают в связи с ним, в своем творчестве отразили многие авторы. Тот же Кадзуо Исигуро в книге "Не отпускай меня". Правда роман вышел в 2005 году, но тема то перекликается - клоны, можно ли считать их людьми, могут ли они добровольно жертвовать (дарить) органы, есть ли отсрочки для тех, кто влюблен. Да и вообще - могут ли они любить. И спрашивать ли их о чем-то...

Тема популярная до сей поры. Ну раз уж говорим конкретно об "Острове", то создатели косвенно признали, что базой для из блокбастера послужил фильм 1979 года - "Части: Ужас клонов".

Читали "Ваня+Даша=Любовь" Кира Булычева? А "Остров" смотрели? Какие впечатления, нашли сходство историй? Делитесь!

Спасибо, что нашли время, чтобы прочитать статью. Буду благодарна вам за лайки и подписку.