Часть 4
Начну опять с примера.
Чтобы отмыть грязную бутылку из-под кефира, мы наполняем ее примерно наполовину водой и интенсивно встряхиваем, - остатки кефира смываются с внутренних поверхностей бутылки, и мы выливаем всё из бутылки. После двух-трёх таких процедур бутылка становится чистой.
Если мы не нальем в бутылку воду (т.е. в ней будет только воздух), то отмыть бутылку не получится. Но, если мы бутылку заполним водой доверху (т.е. в ней не будет воздуха), то опять же не отмоем бутылку. И даже, если мы наполним бутылку наполовину водой и оставим в покое, то бутылка опять не отмоется.
Процесс отмывания происходит при встряхивании бутылки, которое приводит к перемешиванию воды и воздуха, к взаимному проникновению их друг в друга. Вода разделяется воздухом на капли (капля есть некое количество воды, окруженное воздухом), а воздух разделяется водой на порции – воздушные пузыри. В этой смеси нельзя определить главный компонент; о смеси можно сказать, что она представляет собой и воздушную воду (газировку), и мокрый воздух. Чем интенсивнее встряхивание, тем больше проникают друг в друга вода и воздух, тем на более мелкие фрагменты они разделяют друг друга, тем лучше и быстрее идет отмывание бутылки. Если каждая отдельная капля воды соприкасается с частицей грязи и смывает ее, то значит, ни одна капля воды не бездействует, т.е. вода эффективно используется. Этого и добиваются в различных моечных устройствах.
Такое взаимопроникновение друг в друга двух противоположностей объясняется тем, что каждая из них содержит в себе другую: в воде есть воздух, а в воздухе есть вода (влажность воздуха). Такое свойство противоположностей называется тотальностью. Из-за очевидной тотальности противоположностей этот пример их взаимодействия является характерным, его необходимо понять, запомнить и использовать как аналогию для уяснения диалектики более сложных вещей.
В качестве второго примера возьмем процесс распиливания доски ножовкой (пилой).
На ножовочном полотне есть зубья, наличие которых и позволяет пилить. А что такое зубья? Это ряд выступов, расположенных на определенном расстоянии друг от друга, т.е. на ножовочном полотне через равные промежутки убран металл. Этими выступами ножовка врезается в материал доски и срезает в нем слой, а срезанный слой собирается в промежутке между выступами и выносится из доски в виде опилок. Т.е. наличие зубьев позволяет запустить процесс взаимодействия материала ножовки и материала доски, - двум противоположностям.
В этом примере все просто и ясно. Но я привел этот пример, чтобы на его основе стал понятен процесс резки продуктов ножом и принцип правильной заточки ножей.
Процесс разрезания ножом, например, хлеба аналогичен распиливанию доски, т.е. на ноже имеются мельчайшие зубчики, которыми он внедряется в хлеб, а в промежутках между зубчиками скапливаются мелкие частицы хлеба, которые выносятся наружу в виде крошек. Правильный процесс резания ножом, - когда нож движется вдоль лезвия относительно разрезаемого хлеба.
Вот примеры ножей, у которых лезвия при внедрении ножа в разрезаемый продукт движутся вдоль линии реза, что облегчает процесс резания.
В 1950-х годах, когда граждане СССР покупали половину, а то и четвертинку буханки хлеба, в магазинах использовался нож Скульского, который разрезал хлеб с минимальными усилиями продавщицы, без образования крошек и не мял хлеб.
Нож без зубчиков будет только мять хлеб. Поэтому процесс заточки ножа должен формировать на лезвии зубчики, а они образуются, когда затачивающий инструмент движется поперек линии лезвия. Инструментом может быть и напильник, и наждачный круг, и шлифовальный брусок. Все они имеют неровную поверхность с выступающими элементами, режущими металл.
На рисунке показан шлифовальный (наждачный) круг, в теле которого залиты беспорядочно мелкие кусочки твердого сплава или алмаза (наподобие изюма в булочке). Эти кусочки и сдирают микроскопические частицы с лезвия ножа. Когда самые выпирающие кусочки стачиваются, вместе с мягкой связкой, обнажаются другие кусочки. Сдирания эти не равномерны по всей линии лезвия, и поэтому лезвие получается не ровное, а зубчиками. Так происходит заточка ножа, формирование лезвия.
Этим объясняется тот факт, что ножом нельзя порезаться, если нож зажатый в руке неподвижен. Но стоит чуть сдвинуть нож вдоль лезвия, начинается процесс резания, зубчики начинают срезать с кожи руки слой за слоем. Если осторожно провести по лезвию заточенного ножа пальцем, то можно почувствовать микроскопические зубчики.
Многие мне возразят. У них ножи становятся острее при заточке на приспособлениях, в которых нож движется вдоль лезвия. Это факт. Разберемся, что же происходит в этом случае.
Почему в процессе работы нож затупляется? Со временем на лезвии концы зубчиков утончаются, ломаются, изгибаются, загибаются, одним словом, деформируются. Устранение этих дефектов производится инструментом, движущимся вдоль лезвия. Это действие называется правкой лезвия.
(В фильмах СССР можно увидеть, как крестьянин косит траву и бруском правит лезвие косы). При хорошей заточке можно многократно править лезвие, но через какое-то время зубчики становятся мелкими, и требуется новая заточка лезвия – формирование зубчиков.
Еще один пример единства противоположностей.
В арке дома застрял фургон, не может сдвинуться ни вперед, ни назад. Все смотрят наверх, где кузов фургона уперся в свод арки. От зевак сыплются советы водителю: отбить штукатурку со свода арки, отжать кузов от свода, разобрать кузов и прочее, чтобы вывести фургон из арки.
Получается, что фургон заклинило в арке. И ни у кого в голове не появляется мысль, что клин имеет две противоположные стороны: верх и низ, право и лево. Если заклинило вверху, то значит заклинило и внизу, не может с одной стороны заклинить. Поэтому нужно обратить внимание на противоположную сторону, т.е. на землю и колеса. И сразу находиться решение проблемы: выпустить из колес немного воздуха, фургон осядет и свободно выйдет из арки.
Из приведенных здесь примеров следует, что любая вещь содержит в себе две противоположности и существует за счет их единства (клин образуется противоположными сторонами, ножовка пилит выступами и впадинами на лезвии, грязь отмывается каплями воды, отделенными друг от друга воздухом).
Думаю, с единством противоположностей, более-менее, понятно. А каков процесс борьбы противоположностей?
В приведенных выше примерах процессы простые, рукотворные, поэтому и борьба противоположностей в них «рукотворная». В первом примере процесс отмывания зависит от соотношения количеств воды и воздуха: если воды будет много или воздуха будет много, то процесс отмывания замедлиться или вообще прекратиться. Следовательно, чтобы процесс отмывания был наилучшим, необходимо поддерживать определенное соотношение количеств воды и воздуха. Во втором примере увеличение врезания зубьев ножовки в доску может привести к прекращению пиления (не хватит сил у столяра, или сломается доска), а уменьшение врезания увеличит время пиления. То есть процесс пиления будет наилучшим при определенной величине проникновения друг в друга ножовки и доски. В третьем примере, наоборот, показан способ устранения заклинивания, путем уничтожения одной из противоположностей (нижней) (если бы не было земного притяжения, то между землей и колесами появился бы зазор); с уничтожением одной противоположности уничтожается и вторая.
В природе сложнее. Пшеница. Согласно закону отрицания отрицания, вещь в процессе своего существования поочередно принимает формы то одной, то другой противоположности: растения и зерна. Растение, в процессе развития приспосабливаясь к изменениям среды обитания, приобретает много новых элементов, свойств, функций. Зерно же, находящееся в скрытом виде в растении, развивается, перенимая или не перенимая новшества, называемые мутациями. В итоге этой борьбы зерно созревает с какими-то мутациями, которые передадутся будущему растению.
Если говорить о биологической форме человека, то новорожденный появляется на свет, примерно, с 60-ю мутациями, большинство которых устраняются организмом в первые дни и недели жизни. Но какие-то остаются и совершенствуются из поколения в поколение, иначе не было бы эволюционного развития тела человека.
Таким образом, единство и борьба противоположностей в вещи есть источник ее развития.
Рассмотрим еще некоторые моменты взаимоотношений между противоположностями в вещи.
Одна противоположность в вещи существовать не может. Игнорирование одной противоположности и выпячивание другой, или другими словами, абсолютизация одной противоположности тут же превращает ее в другую.
Например, свет и тьма. В реальности эти противоположности существуют всегда вместе. Мы видим окружающий мир лишь благодаря смешению света и тьмы – затемненному свету или освещенной тьме. Если убрать тьму, то ослепительный свет станет для нас тьмой, если убрать свет, то мы останемся во тьме. Чистый свет и чистая тьма – одно и то же, при каждом из них мы ничего не увидим.
Другой пример – деспотизм правителя и анархия народа. В государстве эти противоположности уравновешивают друг друга, - хотя это равновесие постоянно нарушается, вынуждая власть корректировать юридические законы, - и на таком их динамичном равновесии и протекает жизнь в государстве. Теперь представим деспотизм без анархии (т.е. без учета каких-либо интересов и прав народа), в абсолюте. Правитель волен делать любые никем и ничем не ограниченные поступки, - но это есть анархия. Если же возведем в абсолют анархию - отсутствие власти, законов, правил - то каждый гражданин по отношению к другим будет деспотом.
Таким образом, в крайностях противоположности переходят друг в друга. Всякая крайность есть своя собственная противоположность.
Подведем итог познания всех трёх основных законов диалектики.
Закон отрицания отрицания – закон изменения формы вещи, ее внешнего.
Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот – закон взаимосвязи внешнего и внутреннего вещи.
Закон единства и борьбы противоположностей – закон изменения внутреннего вещи.
Если первый закон открывает противоположности в вещи, а второй раскрывает связь между противоположностями, их единство, то третий раскрывает борьбу противоположностей, борьбу как источник существования (развития) вещи.
Все три закона взаимосвязаны и проявляются в развитии любой вещи, но всеохватывающим, объединяющим их является закон отрицания отрицания. Он открывает противоположности, а два других закона раскрывают их взаимодействие.