Найти тему

Закон единства и борьбы противоположностей

Часть 4

Начну опять с примера.

Чтобы отмыть грязную бутылку из-под кефира, мы наполняем ее примерно наполовину водой и интенсивно встряхиваем, - остатки кефира смываются с внутренних поверхностей бутылки, и мы выливаем всё из бутылки. После двух-трёх таких процедур бутылка становится чистой.

Если мы не нальем в бутылку воду (т.е. в ней будет только воздух), то отмыть бутылку не получится. Но, если мы бутылку заполним водой доверху (т.е. в ней не будет воздуха), то опять же не отмоем бутылку. И даже, если мы наполним бутылку наполовину водой и оставим в покое, то бутылка опять не отмоется.

Процесс отмывания происходит при встряхивании бутылки, которое приводит к перемешиванию воды и воздуха, к взаимному проникновению их друг в друга. Вода разделяется воздухом на капли (капля есть некое количество воды, окруженное воздухом), а воздух разделяется водой на порции – воздушные пузыри. В этой смеси нельзя определить главный компонент; о смеси можно сказать, что она представляет собой и воздушную воду (газировку), и мокрый воздух. Чем интенсивнее встряхивание, тем больше проникают друг в друга вода и воздух, тем на более мелкие фрагменты они разделяют друг друга, тем лучше и быстрее идет отмывание бутылки. Если каждая отдельная капля воды соприкасается с частицей грязи и смывает ее, то значит, ни одна капля воды не бездействует, т.е. вода эффективно используется. Этого и добиваются в различных моечных устройствах.

Такое взаимопроникновение друг в друга двух противоположностей объясняется тем, что каждая из них содержит в себе другую: в воде есть воздух, а в воздухе есть вода (влажность воздуха). Такое свойство противоположностей называется тотальностью. Из-за очевидной тотальности противоположностей этот пример их взаимодействия является характерным, его необходимо понять, запомнить и использовать как аналогию для уяснения диалектики более сложных вещей.

В качестве второго примера возьмем процесс распиливания доски ножовкой (пилой).

-2

На ножовочном полотне есть зубья, наличие которых и позволяет пилить. А что такое зубья? Это ряд выступов, расположенных на определенном расстоянии друг от друга, т.е. на ножовочном полотне через равные промежутки убран металл. Этими выступами ножовка врезается в материал доски и срезает в нем слой, а срезанный слой собирается в промежутке между выступами и выносится из доски в виде опилок. Т.е. наличие зубьев позволяет запустить процесс взаимодействия материала ножовки и материала доски, - двум противоположностям.

В этом примере все просто и ясно. Но я привел этот пример, чтобы на его основе стал понятен процесс резки продуктов ножом и принцип правильной заточки ножей.

Процесс разрезания ножом, например, хлеба аналогичен распиливанию доски, т.е. на ноже имеются мельчайшие зубчики, которыми он внедряется в хлеб, а в промежутках между зубчиками скапливаются мелкие частицы хлеба, которые выносятся наружу в виде крошек. Правильный процесс резания ножом, - когда нож движется вдоль лезвия относительно разрезаемого хлеба.

Вот примеры ножей, у которых лезвия при внедрении ножа в разрезаемый продукт движутся вдоль линии реза, что облегчает процесс резания.

-3

В 1950-х годах, когда граждане СССР покупали половину, а то и четвертинку буханки хлеба, в магазинах использовался нож Скульского, который разрезал хлеб с минимальными усилиями продавщицы, без образования крошек и не мял хлеб.

-4

Нож без зубчиков будет только мять хлеб. Поэтому процесс заточки ножа должен формировать на лезвии зубчики, а они образуются, когда затачивающий инструмент движется поперек линии лезвия. Инструментом может быть и напильник, и наждачный круг, и шлифовальный брусок. Все они имеют неровную поверхность с выступающими элементами, режущими металл.

-5

На рисунке показан шлифовальный (наждачный) круг, в теле которого залиты беспорядочно мелкие кусочки твердого сплава или алмаза (наподобие изюма в булочке). Эти кусочки и сдирают микроскопические частицы с лезвия ножа. Когда самые выпирающие кусочки стачиваются, вместе с мягкой связкой, обнажаются другие кусочки. Сдирания эти не равномерны по всей линии лезвия, и поэтому лезвие получается не ровное, а зубчиками. Так происходит заточка ножа, формирование лезвия.

Этим объясняется тот факт, что ножом нельзя порезаться, если нож зажатый в руке неподвижен. Но стоит чуть сдвинуть нож вдоль лезвия, начинается процесс резания, зубчики начинают срезать с кожи руки слой за слоем. Если осторожно провести по лезвию заточенного ножа пальцем, то можно почувствовать микроскопические зубчики.

Многие мне возразят. У них ножи становятся острее при заточке на приспособлениях, в которых нож движется вдоль лезвия. Это факт. Разберемся, что же происходит в этом случае.

Почему в процессе работы нож затупляется? Со временем на лезвии концы зубчиков утончаются, ломаются, изгибаются, загибаются, одним словом, деформируются. Устранение этих дефектов производится инструментом, движущимся вдоль лезвия. Это действие называется правкой лезвия.

-6

(В фильмах СССР можно увидеть, как крестьянин косит траву и бруском правит лезвие косы). При хорошей заточке можно многократно править лезвие, но через какое-то время зубчики становятся мелкими, и требуется новая заточка лезвия – формирование зубчиков.

Еще один пример единства противоположностей.

-7

В арке дома застрял фургон, не может сдвинуться ни вперед, ни назад. Все смотрят наверх, где кузов фургона уперся в свод арки. От зевак сыплются советы водителю: отбить штукатурку со свода арки, отжать кузов от свода, разобрать кузов и прочее, чтобы вывести фургон из арки.

Получается, что фургон заклинило в арке. И ни у кого в голове не появляется мысль, что клин имеет две противоположные стороны: верх и низ, право и лево. Если заклинило вверху, то значит заклинило и внизу, не может с одной стороны заклинить. Поэтому нужно обратить внимание на противоположную сторону, т.е. на землю и колеса. И сразу находиться решение проблемы: выпустить из колес немного воздуха, фургон осядет и свободно выйдет из арки.

Из приведенных здесь примеров следует, что любая вещь содержит в себе две противоположности и существует за счет их единства (клин образуется противоположными сторонами, ножовка пилит выступами и впадинами на лезвии, грязь отмывается каплями воды, отделенными друг от друга воздухом).

Думаю, с единством противоположностей, более-менее, понятно. А каков процесс борьбы противоположностей?

В приведенных выше примерах процессы простые, рукотворные, поэтому и борьба противоположностей в них «рукотворная». В первом примере процесс отмывания зависит от соотношения количеств воды и воздуха: если воды будет много или воздуха будет много, то процесс отмывания замедлиться или вообще прекратиться. Следовательно, чтобы процесс отмывания был наилучшим, необходимо поддерживать определенное соотношение количеств воды и воздуха. Во втором примере увеличение врезания зубьев ножовки в доску может привести к прекращению пиления (не хватит сил у столяра, или сломается доска), а уменьшение врезания увеличит время пиления. То есть процесс пиления будет наилучшим при определенной величине проникновения друг в друга ножовки и доски. В третьем примере, наоборот, показан способ устранения заклинивания, путем уничтожения одной из противоположностей (нижней) (если бы не было земного притяжения, то между землей и колесами появился бы зазор); с уничтожением одной противоположности уничтожается и вторая.

В природе сложнее. Пшеница. Согласно закону отрицания отрицания, вещь в процессе своего существования поочередно принимает формы то одной, то другой противоположности: растения и зерна. Растение, в процессе развития приспосабливаясь к изменениям среды обитания, приобретает много новых элементов, свойств, функций. Зерно же, находящееся в скрытом виде в растении, развивается, перенимая или не перенимая новшества, называемые мутациями. В итоге этой борьбы зерно созревает с какими-то мутациями, которые передадутся будущему растению.

Если говорить о биологической форме человека, то новорожденный появляется на свет, примерно, с 60-ю мутациями, большинство которых устраняются организмом в первые дни и недели жизни. Но какие-то остаются и совершенствуются из поколения в поколение, иначе не было бы эволюционного развития тела человека.

Таким образом, единство и борьба противоположностей в вещи есть источник ее развития.

Рассмотрим еще некоторые моменты взаимоотношений между противоположностями в вещи.

Одна противоположность в вещи существовать не может. Игнорирование одной противоположности и выпячивание другой, или другими словами, абсолютизация одной противоположности тут же превращает ее в другую.

Например, свет и тьма. В реальности эти противоположности существуют всегда вместе. Мы видим окружающий мир лишь благодаря смешению света и тьмы – затемненному свету или освещенной тьме. Если убрать тьму, то ослепительный свет станет для нас тьмой, если убрать свет, то мы останемся во тьме. Чистый свет и чистая тьма – одно и то же, при каждом из них мы ничего не увидим.

Другой пример – деспотизм правителя и анархия народа. В государстве эти противоположности уравновешивают друг друга, - хотя это равновесие постоянно нарушается, вынуждая власть корректировать юридические законы, - и на таком их динамичном равновесии и протекает жизнь в государстве. Теперь представим деспотизм без анархии (т.е. без учета каких-либо интересов и прав народа), в абсолюте. Правитель волен делать любые никем и ничем не ограниченные поступки, - но это есть анархия. Если же возведем в абсолют анархию - отсутствие власти, законов, правил - то каждый гражданин по отношению к другим будет деспотом.

Таким образом, в крайностях противоположности переходят друг в друга. Всякая крайность есть своя собственная противоположность.

Подведем итог познания всех трёх основных законов диалектики.

Закон отрицания отрицания – закон изменения формы вещи, ее внешнего.

Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот – закон взаимосвязи внешнего и внутреннего вещи.

Закон единства и борьбы противоположностей – закон изменения внутреннего вещи.

Если первый закон открывает противоположности в вещи, а второй раскрывает связь между противоположностями, их единство, то третий раскрывает борьбу противоположностей, борьбу как источник существования (развития) вещи.

Все три закона взаимосвязаны и проявляются в развитии любой вещи, но всеохватывающим, объединяющим их является закон отрицания отрицания. Он открывает противоположности, а два других закона раскрывают их взаимодействие.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц