Совместные посиделки коллег в барах или ресторанах после работы долгое время были важной частью японской культуры, так как на таких встречах люди могли познакомиться поближе, укрепить отношения в команде и снять стресс. Однако пандемия предоставила японцам возможность задуматься, а действительно ли им нужны и важны эти добровольно-принудительные «вечеринки».
Почему номикай был важен для Японии в прошлом
Со времени экономического роста Японии в середине 1950-х годов в компаниях была популярна система пожизненного найма, когда работники получали повышение и увеличение зарплаты в зависимости от количества лет, проведённых в данной компании. Люди работали в одном месте на протяжении почти всей жизни, поэтому установление дружеских отношений в коллективе было важным процессом.
Так как в компании в рабочие часы общение между коллегами на личные темы должно быть сведено к минимуму, у японцев было мало возможностей пообщаться и лучше узнать друг друга на работе. Решением этой проблемы стала культура 飲みニケーション номиникэ:сён, название которой происходит от соединения слов 飲む ному «пить» и コミュニケーション комюникэ:сён «общение». Сами встречи коллег с алкоголем после работы называются 飲み会 номикай (буквально переводится как «встреча для питья»).
Как понятно из названия, коллеги стали собираться в барах, идзакаях и ресторанах с целью наладить контакт между людьми при помощи алкоголя. Обычно начальники или старшие работники приглашают младший персонал сходить куда-нибудь после работы и выпить вместе. В неформальной обстановке даже люди на младших должностях могут говорить более свободно со своими начальниками и обсудить любые проблемы, жизненные и рабочие. А если кому-то не очень интересно слушать долгие речи сэмпаев о том, что раньше трава была зеленее, то по крайней мере можно поесть и выпить за чужой счёт.
Кроме сближения рабочего коллектив, номикай исполнял роль карьерного лифта. Так как на такой встрече руководители имели возможность лучше узнать обычных сотрудников компании, они подмечали для себя перспективных людей и узнавали, на кого можно положиться.
С другой стороны, несмотря на необязательность этих встреч, частое уклонение от участия в них могло выглядеть как «саботаж» важного процесса тимбилдинга в глазах всего коллектива. Если вы не хотите общаться с коллегами, разве на вас можно положиться?
Положение дел в настоящем
Номикай оставался главным способом установления дружественных отношений в рабочем коллективе на протяжении всего остатка XX века и начала XXI века, однако с приходом пандемии в регионах под чрезвычайным положением было введено ограничение на время работы и продажу алкоголя в барах и ресторанах. Японцы были вынуждены на какое-то время отказаться от привычной культуры алкогольных встреч с коллегами.
Но они не отказались от неё полностью. В некоторых компаниях сотрудники стали проводить онлайн-номикаи, где каждый мог наслаждаться общением с другими работниками за бокальчиком пива или чего покрепче, сидя перед компьютером в безопасности дома. Часть компаний даже стала выдавать денежное поощрение за участие в таких встречах.
В Gree, фирме мобильных игр, сотрудники могли получать ежемесячный бонус до 3000 иен (около 1950 рублей) «на закуски и напитки» за участие в онлайн-номикаях. По словам представителей компании, скриншоты таких встреч являются «подтверждением сплочённости команды». Примечательно, что этот бонус уже существовал раньше, а на время пандемии он был увеличен, так как сотрудники выразили обеспокоенность по поводу уменьшения возможностей общаться.
Во время ханами 2020 года токийская компания по организации мероприятий Linkbal собрала более 30 своих сотрудников онлайн для проведения «приветственной ханами-вечеринки». Каждый участник приготовил небольшие украшения из цветков сакуры, а также напитки и еду, которую они ели бы вместе с коллегами в парке во время обычного ханами. Вечеринку провели в группах по четыре человека, чтобы каждый имел возможность пообщаться, и группы менялись каждые 20 минут.
И хотя приятно думать о том, что простые коллеги по работе видят необходимость в общении друг с другом, недавнее исследование страховой компании Nissei показало совсем другую картину.
Для японцев пандемия была особенно тяжёлой из-за важности личного общения для них. Кроме того, японское общество не было достаточно готово к отказу от привычных культурных «церемоний», например, от обмена визитками при деловых встречах. Сейчас же, когда количество вакцинированных японцев увеличивается и они постепенно возвращаются в обычный ритм жизни, перед ними встаёт вопрос, а к каким «церемониям» действительно стоит возвращаться.
Компания Nippon Life Insurance, также известная как Nissei, недавно опубликовала результаты последнего ежегодного опроса, и один из вопросов касался номикаев. 61,9% из 7775 респондентов сказали, что они считают эти встречи ненужными. Показатель вырос на 16,2% по сравнению с прошлым годом. Особенно сильно не нравятся номикаи женщинам: 67,8% участниц выразили нежелание посещать их, в сравнении с 55,8% мужчин. Однако наибольшие изменения происходят как раз среди мужчин, так как их процент в данном мнении вырос на 18,2%, в два раза больше, чем у женщин.
При этом нелюбовь к номикаям растёт не только у молодёжи, по крайней мере в рамках данного исследования. При ранжировании результатов по возрасту все группы имеют сопоставимые результаты. Процент вырос во всех группах по сравнению с прошлым годом, но самое удивительное то, что показатель вырос больше всего (на 21,1%) в группе 60+ лет.
Процент респодентов, считающих номикай ненужным:
29 лет и младше: 66,1%
30-39 лет: 60,2%
40-49 лет: 62,5%
50-59 лет: 60,4%
60+ лет: 63,7%
На вопрос «Почему вам не нравится номикай?» наиболее частым ответом (36,5% респондентов) было 気を使う ки-о цукау – японская фраза, которая буквально переводится как «использовать чувства» и относится к осознанному и осторожному обращению с чужими чувствами. Конечно, концепция ки-о цукау уже заложена в японские культурные ценности и обычно рассматривается как показатель зрелости и в целом достойный восхищения способ поведения. Однако после долгой работы многие по понятным причинам хотят расслабиться и побыть наедине с собой или родными, а не провести несколько часов в баре, пытаясь быть обходительными с коллегами.
Второе по популярности объяснение – «Номикай воспринимается как продолжение рабочего дня, так как участие в нём чаще всего считается обязательным», даже если это неофициальное требование.
Количество японцев, употребляющих алкоголь на регулярной основе, тоже уменьшается, хотя количество пьющих японок старше 40 лет увеличилось за последние 30 лет
С другой стороны, среди респондентов, считающих номикай положительным явлением, наиболее распространённой причиной была «Возможность услышать настоящие мысли людей и создать товарищеские отношения» (57,6%). Среди более молодых сторонников номикаев (от 20 до 30 лет) примерно 40% также заявили, что вечеринки с алкоголем дают им возможность попросить у коллег помощи с проблемами, связанными с работой.
Что же будет в будущем? Учитывая, что количество сторонников номикая уменьшается с каждым годом, в ближайшее время можно ожидать конфликт между настоящими желаниями людей и традициями общества. Возможно, компании смогут найти новый способ сближения своих сотрудников, однако чаще всего японцы очень неохотно меняют что-то связанное с культурой, поэтому номикай вряд ли исчезнет полностью.