Найти в Дзене

Трагическая судьба императора Ивана VI

16 июля в Шлиссельбургской крепости убили, пожалуй, самого несчастного российского правителя — Иоанна Антоновича. Дело в том, что своего величия он не запомнил, а вот "расхлёбывал" его потом всю жизнь. Императрица Елизавета Петровна, когда взошла на престол, приказала двору навсегда забыть, что происходило в России с октября 1740 по ноябрь 1741 года. Именно в этот период уложилось царствование самого маленького правителя — годовалого Ивана VI. Правил он, конечно, не сам: регентом состоял сначала любовник предыдущей императрицы, Бирон, а потом и биологическая мать мальчика Анна Леопольдовна. Императрица Анна Иоанновна чувствовала в 1740 году, что жить ей осталось недолго. Передавать трон детям Петра I она не хотела категорически. Одной из причин этого было то, что в этом случае под угрозой оказывалась судьба её возлюбленного Эрнста Бирона. Стараясь не допустить появления на престоле Елизаветы Петровны, Анна Иоанновна составила завещание, по которому после её смерти трон перейдёт сыну е
Оглавление

Ребёнка избивали и сажали на цепь. Трагическая судьба императора Ивана VI

16 июля в Шлиссельбургской крепости убили, пожалуй, самого несчастного российского правителя — Иоанна Антоновича. Дело в том, что своего величия он не запомнил, а вот "расхлёбывал" его потом всю жизнь.

Императрица Елизавета Петровна, когда взошла на престол, приказала двору навсегда забыть, что происходило в России с октября 1740 по ноябрь 1741 года. Именно в этот период уложилось царствование самого маленького правителя — годовалого Ивана VI. Правил он, конечно, не сам: регентом состоял сначала любовник предыдущей императрицы, Бирон, а потом и биологическая мать мальчика Анна Леопольдовна.

Ребёнок на престоле

Императрица Анна Иоанновна чувствовала в 1740 году, что жить ей осталось недолго. Передавать трон детям Петра I она не хотела категорически. Одной из причин этого было то, что в этом случае под угрозой оказывалась судьба её возлюбленного Эрнста Бирона.

Стараясь не допустить появления на престоле Елизаветы Петровны, Анна Иоанновна составила завещание, по которому после её смерти трон перейдёт сыну её племянницы, Анны Леопольдовны. Всё бы хорошо, только у последней вместе с супругом, Антоном Ульрихом, сыновей не было. Чудо произошло буквально за пару недель до смерти Анны Иоанновны. Долгожданный ей мальчик наконец появился на свет, ему передали трон. Императрица неспроста торопилась с передачей прав наследования. Вскоре Анна Иоанновна умерла, и младенец Иван VI получил власть, о которой мечтали многие представители семейства Романовых. Всеми государственными делами занимался уже упомянутый Эрнст Бирон.

Императрица Анна Иоанновна и Эрнст Бирон. Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Common
Императрица Анна Иоанновна и Эрнст Бирон. Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Common

Свержение Бирона и переворот

Назначенный регентом при грудном малыше Бирон открыто говорил, что отнимет ребёнка у биологических родителей, а самих их в лучшем случае отправит на родину, в Германию.

Разумеется, такой вариант их не устраивал. Меньше чем через месяц после начала его правления Анна Леопольдовна обратилась к генералу-фельдмаршалу Бурхарду Мюнниху с просьбой проблему устранить. Учитывая, что к Бирону в России относились очень плохо и военные, и промышленники, переворот не был большой проблемой. Убивать его не стали. Так любовник Анны Иоанновны оказался в ссылке в Пелыме, откуда его вернут только в 1762 году. Тем временем Анна Леопольдовна стала регентом, а её муж и отец Иоанна VI — генералиссимусом российских войск.

Императрица Елизавета Петровна и Анна Леопольдовна с сыном Иоанном VI. Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Commons
Императрица Елизавета Петровна и Анна Леопольдовна с сыном Иоанном VI. Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Commons

Всего спустя год в стране произошёл новый переворот. Видя усиление влияния Анны Леопольдовны, её сына и мужа, законная наследница престола, Елизавета Петровна, понимала, что ей грозит заключение в монастыре.

Когда ситуация максимально накалилась, дочь Петра Великого перешла к решительным действиям. Заручившись поддержкой офицеров и придворных, Елизавета сумела свергнуть Анну Леопольдовну. Многие её соратники и, конечно, малолетний император Иван VI были арестованы. Итак, 25 ноября 1741 года произошёл государственный переворот, в результате которого трон заняла императрица Елизавета Петровна.

— Бедное дитя, ты невинно, но виновны твои родители, — якобы сказала Елизавета, взяв маленького правителя на руки и пообещав оставить семейство в живых.

Антона Ульриха прямо в простыне военные вынесли из дворца и затолкали в карету. Это был скорее политический момент — ну как отдавать приказы, если вся гвардия будет смеяться над твоим внешним видом.

Остальным было велено быстро собираться, дав на всё про всё не более часа. В спешке уронили на пол четырёхмесячную сестру императора Екатерину. Ребёнок чудом не получил травм.

Переворот для всего двора, да и для всей страны, обосновали так: из-за внешних и внутренних волнений лейб-гвардия попросила дочь Петрову престол принять. Елизавета спешно уничтожала всё, что связано с маленьким императором, — жгли документы, подписанные от его лица, деньги сдавали на переплавку, а присяжные подписные листы и вовсе уничтожали публично.

"А может, отпустят"

Анна Леопольдовна и Антон Ульрих. Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Commons
Анна Леопольдовна и Антон Ульрих. Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Commons

Изначально Елизавета Петровна планировала отпустить теперь уже бывшую императорскую семью на родину. Их даже отправили в Ригу, планируя быстро довезти до Митавы под конвоем генерал-аншефа Василия Салтыкова, а после отпустить.

Разнились лишь варианты того, как их повезут: то ли под покровом ночи, проезжая все возможные города на максимально возможной скорости и останавливаясь в полях, то ли устроят всё так, что отречение было "по собственной воле". В последнем случае семья должна была останавливаться чуть ли не в каждом селе и подолгу прощаться. А Елизавета тем временем могла успеть определиться с дальнейшей судьбой семейства.

Медвежья услуга Ивашкина

Уже в 1742 году в Петербурге раскрыли заговор прапорщика Преображенского полка Петра Ивашкина. Он хотел убить Елизавету Петровну, а на трон посадить обратно тогда уже годовалого мальчика.

Ивашкин даже собрал 500 единомышленников и разработал детальный план: кто задержит охрану Зимнего, как снимут Елизавету и кто её убьёт.

— Настоящий император Иоанн Антонович, а Елизавету сделали наследницей за чарку вина, — говорил он. Дальнейшая судьба заговорщика печальна.

Ещё один заговор был в июле 1743 года. Лопухины, которые были родственниками первой жены Петра I, также в переписке обсуждали, что Елизавета правит незаконно. Да и ведёт себя не как императрица — балы, ассамблеи, платья вместо политики. Дело вскрылось, когда нетрезвый Иван Лопухин стал говорить об этом на людях.

Елизавета решила, что такие заговоры будут постоянно и есть риски, что однажды Иоанна Антоновича всё-таки посадят на престол. А за границей семья Ульрихов вполне может рассчитывать на поддержку, поэтому было решено в Митаву их не пускать.

По крепостям

Петр III посещает Иоанна VI в Шлиссельбургской крепости. Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Commons
Петр III посещает Иоанна VI в Шлиссельбургской крепости. Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Commons

В декабре 1742 года семейство заточили в крепость Дюнамюнде, что на территории современной Риги. Тем временем в Петербурге стали решать, как и куда посадить семейство где-либо в русской глуши, чтобы не было возможности их выкрасть и перевезти за границу. Через два года Анну Леопольдовну с мужем и детьми отправили в Раненбург. Иван прожил полгода вместе с родителями, а в августе 1744 года был дан новый приказ отправить всех в Холмогоры. Там свергнутый император должен был содержаться отдельно от своей семьи.

Кроме того, именовать его Иваном запрещалось - можно было использовать лишь имя Георгий. В качестве тюрьмы для него был обустроен и переоборудован дом архиерея. Когда в начале 1750-х годов ребёнок заболел корью и оспой, никто и предположить не мог, что он останется в живых. Однако Иван ко всеобщему удивлению (и огорчению императрицы) выздоровел.

В 1756 году Ивана Антоновича перевели в одиночную камеру в Шлиссельбургской крепости. Здесь его и вовсе именовали не иначе как “известный арестант” или “безымянный узник”.

Согласно приказу императрицы Елизаветы, запрещалось разговаривать с Иваном, говорить о том, кем на самом деле является заключённый. Впрочем, охрана не раз нарушала эти правила. Известно, что Иван Антонович даже умел читать.

В начале 1750-х годов ребёнок заболел одновременно оспой и корью. В его смерти практически не сомневались, комендант попросил дать разрешение пригласить медика, чтобы облегчить мальчику страдания. Но последовал отказ, подписанный императрицей.

Последнее пристанище

Ребёнок чудом выжил и выздоровел.

В 1756 году открывается новый заговор: тобольский купец Иван Зубарев хотел похитить мальчика, а также передать его отцу информацию, что к Холмогорам под видом купеческих подойдут прусские военные корабли и отобьют семью.

Идея принадлежала двоюродному брату бывшего генералиссимуса Фердинанду Брауншвейгскому. Когда заговор раскрыли, бывшего правителя, которому к тому моменту исполнилось 15 лет, перевели в Шлиссельбург.

Подростка поселили в отдельном доме, под охраной. Кто именно содержится или даже имя, не раскрыли и для коменданта крепости Ивана Бередникова.

Кошмарное существование свергнутого императора

Чтобы следить за исполнением приказа государыни, к мальчику был приставлен капитан Преображенского полка Овцын. Он должен был регулярно писать императрице донесения об условиях содержания и соблюдении оговорённых норм. Порой письма Овцына открывают нам жуткие вещи.

Капитан отмечал, что за совершённые провинности подростка сажали на цепь и избивали палками. В 1759 году у Ивана начинают проявляться признаки безумия. Тюремщики полагали, что это лишь симуляция, но, на мой взгляд, не было ничего удивительного в возникновении душевной болезни.

Содержание в кошмарных условиях, жизнь, лишённая малейшей радости, отсутствие всякого развития, несомненно, сказались на здоровье свергнутого правителя. Впрочем, сам арестант осознавал, кем он является. Немецкий теолог, современник императора Антон Бюшинг, писал:

“После первого вопроса: "Кто он такой?" – принц отвечал: "Император Иван", а потом на вопросы, как это ему пришло в голову, что он принц или император, и откуда он про то узнал, отвечал, что знает от своих родителей и от солдат. Продолжали расспрашивать, что он знает про своих родителей. Он уверял, что помнит их, но сильно жаловался на то, что императрица Елизавета постоянно очень худо содержала и их, и его…”
Федор Буров «Петр III посещает Иоанна Антоновича в Шлиссельбургской крепости»
Федор Буров «Петр III посещает Иоанна Антоновича в Шлиссельбургской крепости»

Смерть как освобождение

Вы можете задаться вполне логичным вопросом: неужели не находилось желающих освободить несчастного узника? Конечно, таких людей и попыток вернуть Ивану VI свободу было немало. Однако все они завершались неудачей - слишком уж пристально Елизавета Петровна следила за заключённым. Освобождение Ивана Антоновича могло бы обернуться крахом для императрицы.

Последняя попытка вытащить узника из тюрьмы обернулась гибелью для него самого. Впрочем, относительно смерти Ивана VI есть две основные версии. Согласно официальным данным, караульный Василий Мирович в 1764 году склонил на свою сторону часть гарнизона Шлиссельбургской крепости, призвав товарищей освободить императора.

Когда он потребовал от охранников Ивана Антоновича выдать им узника, те умертвили заключённого, после чего сдались. Хочу отметить, что охрана так поступила неслучайно. Ранее императрицей Екатериной II, пришедшей к власти, был издан указ.

В нём говорилось, что при всякой попытке освободить узника тот должен быть умерщвлён. Именно поэтому сторонники “неофициальной” версии смерти Ивана VI считают, что его убийцей была Екатерина II. Утверждать наверняка, что императрица спровоцировала расправу над узником, нельзя, но и совершенно непричастной к ситуации её назвать трудно.

Иван Творожников «Василий Мирович, стоящий над телом Ивана VI в Шлиссельбургской крепости»
Иван Творожников «Василий Мирович, стоящий над телом Ивана VI в Шлиссельбургской крепости»

Где был похоронен несчастный император?

Жизнь Ивана Антоновича была похожа на кошмар, и даже после смерти этот человек продолжал оставаться “невидимым”. До сих пор наверняка не известно, где находятся останки самого несчастного императора России. Предположительно тело Ивана VI было захоронено в Шлиссельбургской крепости.

Не так давно группа археологов, работающая в Холмогорах, заявила, что были обнаружены останки, идентифицированные как императорские. Сказать наверняка, являлось ли обнаруженное захоронение местом погребения Ивана VI, нельзя.

Кроме того, даже многие археологи сомневаются в подлинности предоставленных данных - при раскопках было совершено немало нарушений, они проводились не в соответствии с научными методами. Именно поэтому не только смерть Ивана Антоновича, но и его захоронение остаются тайной для многих исследователей и людей, неравнодушных к отечественной истории.

Образ Ивана Антоновича в сериале «Екатерина. Взлет»
Образ Ивана Антоновича в сериале «Екатерина. Взлет»

История жизни Ивана VI показывает, насколько беспощадными и жестокими могут оказаться люди в вечной борьбе за власть. Но я хочу взглянуть на его судьбу под иным ракурсом. Знакомясь с аспектами его биографии, мы невольно осуждаем императрицу Елизавету Петровну, которая обрекла на кошмарное существование ребёнка и его семью.

Конечно, поступок этот заслуживает порицания, но стоит задуматься: могли ли она поступить иначе? Если бы Иван Антонович получил свободу, не исключено, что уже совсем скоро Россию ожидал бы новый переворот. Он ознаменовал бы не только потерю власти Елизаветой, но и новую “смуту” в истории Российской империи.