Найти в Дзене
Две Войны

Полковника СС на суде адвокат "отмазал" от преступлений, но справедливое наказание пришло откуда не ждали

Иногда бывает, что жизнь восстанавливает справедливость, но так, как этого не ожидали...

Нюрнбергский трибунал, на котором судили самых высокопоставленных нацистов сопровождался рядом других, более мелких и менее известных процессов, на которых определяли наказание преступникам рангом поменьше. Не всегда оно было адекватным содеянному, да и назначенное далеко не всегда отбывалось в полной мере.

Впрочем, некоторых из благополучно ускользнувших от заслуженного наказания возмездие находило спустя много лет, но они получали свое отнюдь не из рук правосудия. Одним из таких примеров может служить судьба штандартенфюрера СС (полковника) Иоахима Пайпера.

Иоахим родился в 1915-м году в Берлине. Отец был офицером рейхсвера, и он решил тоже выбрать военную карьеру. К восемнадцати годам Пайпер уже полностью проникся идеями национал-социализма, поэтому подал заявление о желании вступить в ряды СС. Его зарегистрировали кандидатом, а спустя четыре месяца, в январе тридцать четвертого приняли СС-манном (рядовым ваффен СС). По служебной лестнице продвигался довольно быстро, к тридцать восьмому году дослужился до звания унтерштурмфюрера (лейтенанта) СС.

В этом же году получил назначение вторым адъютантом в личный штаб Гиммлера. Времени даром не терял, через год женился на секретарше Генриха Гиммлера и вскоре в чине оберштурмфюрера (старшего лейтенанта) становится первым адъютантом рейхсфюрера. Карьера вроде блестящая, но, похоже штабная работа его не особенно привлекала (а может двигало честолюбие и желание отличиться).

Как бы то ни было, но весной сорокового года Пайпер переводится в танковую дивизию «Лейбштандарте-СС Адольф Гитлер». Во Французской кампании он получил звание гауптштурмфюрера (капитана), а за блестящую операцию во время которой его рота разгромила британскую батарею под Дюнкерком, Пайпер удостоился Железного креста 1 класса.

Дивизия гитлеровцев приняла участие в операции «Барбаросса» с первых же дней вторжения в Советский Союз. К сентябрю сорок второго Пайпер уже командует мотопехотным батальоном и ему присвоено звание штурмбаннфюрера (майора). В феврале сорок третьего отличился на Дону, прорвав окружение немецких частей под городом Змиёв и уничтожив при этом батальон РККА. В марте в составе дивизии брал Харьков, затем воевал в Румынии и Польше.

В сорок четвертом году, когда дивизию перебрасывают на Западный фронт, Пайпер уже командир полка и носит погоны оберштурмбаннфюрера (подполковника). Именно усилиями его мобильной группировки в начале наступлении в Арденнах войскам СС удалось добиться определенных успехов, впрочем, не изменивших общий ход операции.

Иоахим Пайпер. Фото в открытом доступе.
Иоахим Пайпер. Фото в открытом доступе.

Но известность «боевая группа Пайпера» получила совсем за другие «подвиги». В ходе наступления одно из подразделений группы (два танка PzKpfw IV в сопровождении двух бронетранспортеров) наткнулось на колонну американской батареи, меняющей место дислокации, порядка трех десятков грузовиков.

Противотанковых средств у американцев не было, и они предпочли сдаться, так как сопротивление смысла не имело. Наивные янки ещё не понимали с кем имеют дело. Однако, после того, как они сложили оружие по пленным, был открыт огонь. Из сотни с небольшим захваченных 86 человек были убиты, остальным удалось выжить, так как они притворились мертвыми. Этот эпизод стал известен как бойня у Мальмеди и стал поводом для привлечения офицеров СС к суду за военные преступления, совершенные в ходе Арденнской операции.

Войну Пайпер закончил в звании штандартенфюрера (полковника) сдавшись союзникам. Они его арестовали и привлекли к ответственности. Расследование показало, что события у Мальмеди всего лишь один эпизод деятельности его подчиненных. Всего его группу обвиняли в расстрелах трех с половиной сотен военнопленных и сотни мирных бельгийцев. Всплыло и преступления одного из его батальонов на Восточном фронте, там этим батальоном были сожжены две деревни.

За военные преступления в Арденнах судили около семидесяти эсэсовцев. Пайпер в расстреле у Мальмеди личного участия не принимал, продолжая с основной группой наступление в направлении на Линьевиль, но на суде признал свою вину за действия подчиненных.

Был приговорен к смертной казни вместе с четырьмя десятками других участников операции. Однако его адвокат Уиллис Эверетт сумел добиться пересмотра дела в связи с процессуальными нарушениями в ходе расследования (пытки и лжесвидетельства). Смертная казнь была заменена пожизненным заключением.

Впрочем, сидеть до самой смерти Пайперу не пришлось. Уже через десяток лет, в пятьдесят шестом его освободили. Бывший штандартенфюрер СС устроился на завод «Порше» и спокойно зажил мирной жизнью. Пользовался уважением и поддержкой как своих бывших сослуживцев по полку, так и представителей Общества взаимопомощи бывших членов войск СС.

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

На суде с переводчиком. Фото в открытом доступе.
На суде с переводчиком. Фото в открытом доступе.

Именно с их помощью он купил в шестьдесят втором году во Франции участок в лесу коммуны Трав и через пару лет выстроил там дом. В шестьдесят четвертом в отношении него было опять возбуждено уголовное дело, теперь уже по запросу итальянцев. Обвиняли его в причастности к расстрелу двух десятков жителей деревни Бовес, куда подразделение Пайпера в сорок третьем перебрасывали на борьбу с партизанами. Однако спустя три года следствие было прекращено. Сам Пайпер утверждал, что дело было сфальсифицировано коммунистами.

В семьдесят втором они с женой продали свой дом в Штутгарте и окончательно обосновались во Франции, получив вид на жительство. Любопытно, но на волне поднимающегося в Германии интереса к нацистским преступникам, он решил, что во французской глубинке ему будет безопаснее, несмотря на то, что эта страна побывала под немецкой оккупацией. Даже не стал менять фамилию.

Однако, нашли его и там. Начиная с семьдесят четвертого Пайпер стал получать письма с угрозами, а в семьдесят шестом его дом сгорел. Под обломками его нашли. До самого конца нацистский преступник, сжимал в руках пистолет и винтовку. Очевидно, он успел оказать сопротивление, тогда дом просто забросали бутылками с горючей смесью.

Ответственность за акцию взяла на себя одна из антинацистских французских групп, тем не менее, полиция выразила сомнение, что погиб именно Пайпер. По одной из версий, это была просто инсценировка, с целью избавиться от преследования. Сам же высокопоставленный эсэсовец просто сменил фамилию, документы и место жительства чтобы жить на старости лет спокойно.

Это Владимир «Две Войны». Поддержите статью лайком👍

А как Вы считаете, почему Пайперу удалось избежать правосудия?